ПОИСК ПО САЙТУ

redvid esle



Образовательный потенциал Византийской империи и католической Европы




К проблеме последствий влияния Византии на Русь в IX-XIV вв.

Автор: Корнеев Владимир Владимирович - заведующий кафедрой исторических наук Московского государственного лингвистического университета, кандидат исторических наук, доцент.
Источник: Материалы XII международной научно-практической конференции, 2016 год.


Во второй половине IXв. на территории Восточно-Европейской равнины сложилось Древнерусское государство, которое с момента своего основания испытывала большое цивилизационное влияние со стороны Византийской империи. Наиболее интенсивно оно осуществлялось в домонгольский период существования Руси. Византия на долгие годы стала цивилизационным компасом Руси, оказывая воздействие на все стороны её общественной жизни.

В обширной литературе о русско-византийских связях нашли отражение политические, торгово-экономические, конфессиональные и культурные аспекты взаимодействия Киевской Руси и ромейской Империи. При этом наиболее распространёнными являются труды, в которых раскрывается влияние Византии на становление церковной организации, развитие храмового строительства, живописи, летописания в Древней Руси[1]. Вместе с тем, всесторонне оценить культурное влияние ромейской империи на Русь возможно лишь используя сравнительно-исторический метод исследования. В нашей статье поставлена задача оценить культурное влияние Византии на Русь в сфере просвещения и образования, которые во все времена были ведущими факторами духовного развития общества и государства, через призму распространения на Руси светских знаний, с поправкой на специфику данных знаний в Средневековье. Рассмотрим в данном контексте, прежде всего, каким потенциалом обладали Восточная и Западная Римские империи к моменту образования Древнерусского государства.

В Византийской империи, по данным исследователей, в обществе первоначально широкое распространение имело античное (греческое и римское) наследие. Несмотря на противодействие христианской церкви, знать и горожане увлекались сочинениями Гомера, предпочитали отдавать своих детей в церковные школы, в которых последние получали в том числе и светские знания.

Власти Византии предпринимали определённые усилия для распространения в стране необходимых для общества светских знаний. В частности, большую роль в развитии права получил кодекс, разработанный под началом юриста Тробиниана и получивший известность как Свод законов Юстиниана (527-565). В кодексе непреходящее значение имеет Свод гражданского права (Согрusjuriscivilis), ставший в Средние века «фундаментом, на базе которого зародилась современная юридическая наука» [Кецба, 2015. С. 6].

Как указывают исследователи, развитие просвещения в Византии достигло своего пика примерно между второй половинойIXи началомXIIв. [Райс, 2006. С. 215; Кецба, 2015. С. 7; 3, С. 237], т.е. пришлось на момент становления Древнерусского государства. В это время солунские братья разработали кириллический алфавит для славян. Константин VII Багрянородный написал свои известные исторические сочинения. Барда Кесарь (дядя императора Михаила III, фактический правитель Византии с 856 по 865 гг.), поклонник весьма образованного патриарха Фотия, основал в Константинополе во дворце Магноры (Магнравны) высшую школу (университет). В ней преподавали и вели исследования такие известные мыслители как Лев Математик (ок. 790-ок. 870), который помимо своего основного занятия[2] занимался физикой, механикой, интересовался медициной и астрономией, а также Михаил Пселл (1018-1078), учёный энциклопедист своего времени, обучавший слушателей риторике, философии, истории права, писавший трактаты по грамматике, агрономии, медицине, математике, риторике, формальной логике, музыке, богословию. В 1045 г. в столице был открыт третий университет, готовивший кадры для государственной службы и судопроизводства. В нём велось преподавание философии, римского права, античной литературы, юриспруденции [Райс, 2006. С. 220].

В тоже время, накопление светских знаний в Византии шло сложно и противоречиво, в постоянной борьбе с духовенством. Так, несмотря на то, что император Василий I ратовал за то, чтобы все дети посещали церковные школы, даже если они не собирались стать священниками, церковный Собор 451 г. запретил подобную практику. Постепенно религиозные догмы стали вытеснять светские знания. В 476 г. все публичные библиотеки страны были закрыты. Населению оставалось пользоваться библиотеками монастырскими, но там хранилась главным образом богословская литература. В 529 г. Юстиниан закрыл Афинский университет, где как считалось процветал культ язычества [Райс, 2006. С. 210-212, 219]. Ещё раньше гонениям подверглась медицина. Со времён императора Константина, слово «врач» в христианской Европе было равносильно слову «язычник». Медицинские школы были закрыты, а врачи жестоко преследовались. Как считал дореволюционный историк, «несториане и евреи, быть может, потому были ненавистны правительствам, что занимались медициной, так сильно преследуемой и на Западе, и на Востоке» [Осокин, 2003. С. 452].

Православная церковь не особо почитала Льва Математика, он был смещён с архиепископской кафедры за иконоборчество, некоторое время преследовался Михаил Пселл. За свои взгляды, признанные еретическими, предан анафеме и заточён в монастырь философ-богослов Иоанн Итал (втор. пол. XI в.). В X в. по повелению Василия II закрыли высшую школу в Магноре [Райс, 2006. С. 220; 3, С. 236-238]. Н.А. Осокин, оценивая просветительский потенциал Византийской империи, писал: «Византия хранила у себя лучшие сокровища классической мудрости, но наука приняла в ней условный характер, и только историческое знание, давшее византийской литературе прекрасные образцы, развивалось рядом с богословием, хотя строго научное направление богословия прекратилось после Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина… На духовную и вообще внутреннюю жизнь вредно влияло административное вмешательство и давление; оно отчасти сократило срок существования этой многострадальной империи, вынесшей такие нечеловеческие испытания» [Осокин, 2003. С. 285]. Современный исследователь также считает, что причиной подобного является своеобразное государственное устройство Империи: «…Византия являлась государством теократическим, и эта главная, доминирующая черта, обусловившая остальные индивидуальные особенности Империи» [Величко, 2008. С. 5].

Ситуация в католической Европе развивалась несколько иначе. Здесь первоначальный упадок после распада Римской империи постепенно сменился развитием материальной и духовной культуры, следствием чего стало накопление и распространение светских знаний. Получили известность труды по математике Леонардо Фибоначи, в области физики Альберта фон Больштедта. В сочинениях Роджера Бэкона, разностороннего учёного-мыслителя, занимавшегося астрономией, математикой, механикой, химией, давалось обоснование оптических явлений. Химические знания в средневековой Европе существовали в рамках алхимии. В поисках «философского камня» был накоплен значительный эмпирический материал, ставший впоследствии основой для становления химической науки. Ещё более значительными были труды западноевропейских мыслителей в области философии и теологии, таких как Аврелий Августин (354-430), Ансельм Кентерберийский (1033-1109), Пьер Абеляр (1079-1142), Беренгарий Турский (ок. 1000-1088), Иоанн Росцеллин (ок. 1050 - ок. 1112), Фома Аквинский (1225-1274). Любопытно, что почти все они являлись служителями церкви и вынуждены были в той или иной степени подвергать сомнению религиозные догматы.

Значительный вклад внесла католическая Европа в становление юриспруденции, в процесс усвоения и восприятия римского права (рецепция). Первые сборники правовых обычаев и римских законов были составлены в Европе в конце V – начале VI в. Особенно укоренилось римское право в южной Франции и Италии. Именно в католической Европе кодекс византийского императора Юстиниана не только стал настольной книгой, но и активно разрабатывался учёными-юристами. При Болонском университете (Италия) действовала школа глоссаторов — комментаторов римского права. Итогом работы школы стало издание вXIIIв. (примерно к. 1250 г.) юристом Аккрусием сборника, обобщающего более 96 тыс. глосс (комментариев) [Вологдин, 2013. С. 173].

Главной организационной структурой, способствовавшей накоплению и распространению светских знаний в католической Европе, стали университеты. Их прообразом стали античные школы в Древней Греции и Древнем Риме, а основой — христианские школы, которые создавались вначале в крупных городах, при церковных Соборах. Ученики этих школ изучали не только богословские предметы, но и т.н. «7 свободных искусств», т.е. грамматику, диалектику, риторику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку. В университете «7 искусств» изучали на подготовительном факультете, затем студентам предоставлялось право поступления на один из трех факультетов: богословский, медицинский или юридический. Впоследствии появится ещё один — философский факультет. При университетах в массовом порядке стали возникать лавки-библиотеки (в итальянских городах назывались «станции»), где продавались, либо выдавались на время за плату различные книги, в т.ч. учебные пособия, курсы лекций. Университеты создавались при поддержке светских и духовных властей, причём в первое время разрешение на открытие со стороны Папы Римского было обязательным. Преподаватели и студенты получали различные привилегии (свобода передвижения, особая подсудность, освобождение от податей и налогов, дорожных и таможенных пошлин, от воинской и сторожевой повинности). Особой привилегией считалось право возводить в учёные степени, а также иметь собственный герб [Петерсон, 2013. С. 7-14, 17-19]. В целом, в Средние века, как пишет современный исследователь, «…либеральное образование становится не столько достойным лишь свободного человека, сколько стремящимся превратить человека в духовно свободную личность» [Петерсон, 2013. С. 7].

К началу XIV в. в Европе насчитывалось 19 университетов, большая часть из которых находились в Италии, Испании, Португалии [Петерсон, 2013. С. 28]. Заметим, что это страны где в наибольшей степени действовала католическая инквизиция. Общеевропейскую известность приобрели университеты Болоньи (юридическая школа), Парижа (теология), Монпелье, Оксфорда, Падуи, Саламанки, Кембриджа. В 1348 г. был создан Карлов университет в Праге (Чехия), в 1364 г. — Ягеллонский университет в Кракове (Польша), в 1365 г. — в Вене (Австрия), в 1367 г. Печский университет в Венгрии, в 1396 г. университет в Задаре (Хорватия) [8, С. 373], т.е. вдали от культурных европейских центров.

Таблица 1

Европейские университеты (XI-XIIIв.)[3]


Страна
Местонахождение университета
Время основания
Италия
Болонья
Модена
Падуя
Неаполь
Сиена
Мачерата
1088 г.
1175 г.
1222 г.
1224 г.
1246 г.
1290 г.
Франция
Париж
Монпелье
Тулуза
между 1150 и 1170 гг.
началоXIIIв.
1229 г.
Англия
Оксфорд
Кембридж
началоXIIIв.
1209 г.
Испания
Саламанки
Мадрид
1218 г.
1293 г.
Португалия
Лиссабон
1290 г.

Возникло ли нечто подобное на Руси под влиянием Византии?

Древнейший летописец сообщил нам, что после крещения повелел князь Владимир «…собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное» [11, С. 37]. Считается, что таким образом появились на Руси первые школы. Но что они собой представляли? Из контекста фразы, в которой говорится о строительстве церквей, назначении туда попов и крещении ими людей ясно следует, что речь шла о подготовке в таких школах кадров священнослужителей, а под «обучением книжным» автор понимал богословское учение. Характерна и следующая фраза летописца: «Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились ещё они в вере и плакали о них как о мёртвых» [11, С. 37]. Очевидно, речь шла о прежних язычниках, ещё не принявших осознанно веру христианскую. В дальнейшем летописец ничего не упоминает об этих школах. Поэтому сказать что-либо определённое о них весьма трудно.

Высшая школа появляется в России только во второй половине XVIII века. Прообразом её стала Славяно-греко-латинская академия, созданная братьями Лихудами в 1687 году. Возможно, именно отсутствие систематического образования стало причиной весьма ортодоксального и исключительно религиозного «просветительства» на Руси. По мнению зарубежных и отечественных историков (Ф. Томсон, Г. Подскальский), на Руси не знали Аристотеля и Платона, не имели переводов древнегреческих произведений [Литаврин, 2000. С. 315]. О медицине, алгебре и геометрии начали говорить только в XVI столетии. При высоком уровне развития римско-византийского права, его влияние на Руси было еле ощутимым, и по заключению видного историка Я.Н. Щапова, «не отвечало … сложившимся нормам социальной и общественной жизни» [Литаврин, 2000. С. 321]. Как указывал известный советский и российский историк А.Г. Кузьмин, вместе с принятием христианства «несомненны потери также в области поэтического творчества народа» [Кузьмин, 2012. С. 218]. Под запретом были шахматы. Даже в требникахXVIвека находим следующие вопросы, задававшиеся русским людям на исповеди: «Не пел ли еси песней бесовских. Не играл ли еси в гусли или шахматы» [Кузьмин, 2012. С. 219]. Религиозно-культурная направленность Византии препятствовал проникновению на Русь не только светских знаний, но и игр, развлечений, способных, как считала церковь, оторвать человека от его главного предназначения – служения Богу.

Таким образом, восприняв в начале своего становления античное наследие, Византийская империя в дальнейшем перестала быть локомотивом в области просвещения, законсервировала сложившиеся формы образования. Препятствуя развитию светских знаний Византия заметно ослабила возможности для саморазвития и оказала регрессивное воздействие на страны, находившиеся в орбите её влияния. Эстафету «второго Рима» подхватил католический Запад, сумевший создать систему образовательных учреждений вплоть до университетов, активно развивавший научную мысль в различных областях общественной жизни.

Литература:
1.Величко А.М. Политико-правовые очерки по истории Византийской империи. М.: Изд-во «Фонд ИВ», 2008. 248 с.
2.Вологдин А.А. История государства и права зарубежных стран: учебник для бакалавров /А.А. Вологдин. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2013. 767 с.
3.История философии. В 6 т. /Под ред. М.А. Дынника, М.Т. Иовчука, Б.М. Кедрова и др. М.: Изд-во Ак. Наук СССР, 1957. Т. 1. 718 с.
4.Кецба Б.И. Влияние христианства на законодательство Византийской империи //История государства и права. 2015. №15. С. 3-9.
5.Кузьмин А.Г. Крещение Киевской Руси. М.: Алгоритм, 2012. 272 с.
6.Литаврин Г.Г. Византия, Болгария, Древняя Русь (IX-XIIв.). СПб.: Алетейя, 2000. 398 с.
7.Осокин Н.А. История средних веков. Мн.: Харвест, 2003. 672 с.
8.Педагогическая энциклопедия. Гл. ред.: И.А. Каиров, Ф.Н. Петров и др. Т. 4.М.: «Советская энциклопедия», 1968. 912 столб. с илл.
9.Петерсон И.Р. История становления университетского образования в Западной Европе: монография /И.Р. Петерсон. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013. 136 с.
10.Райс Тамара Т. Византия. Быт, религия, культура /Пер. с англ. О.О. Дмитриевой. М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. 255 с.
11.Хрестоматия по истории России: учеб. пособие /авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. 592 с.


[1]См.: Наумов Д.Б. Влияние Византии на формирование и развитие государства Киевской Руси: монография /Д.Б. Наумов. Киров: Аверс, 2011. 192 с.; Скотникова Г.В. Византийская традиция и русская культура. СПб., 2001. 160 с.; Византия и Древняя Русь. Культурное наследие и современность. Материалы международной научной конференции. К 75-летию со дня рождения В.Д. Лихачёвой (15-17 октября 2012 г.). СПб., 2013. 284 с., ил.; Величко А.М. Политико-правовые очерки по истории Византийской империи. М.: Изд-во «Фонд ИВ», 2008. 248 с.
[2]Любимой наукой учёного стала математика, своими трудами он по сути заложил основы алгебры (Прим. авт.).
[3]Составлено автором по: Петерсон И.Р. История становления университетского образования в Западной Европе. Красноярск: Сиб. федер. ун-т,2013. С. 79-80.







Кстати, все актуальные публикации Клуба КЛИО теперь в WhatsApp и Telegram

подписывайтесь и будете в курсе. 



Поделитесь публикацией!


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.
Наверх