ПОИСК ПО САЙТУ


Первые почтовые марки СССР



Первыми почтовыми марками СССР хронологически принято считать серию почтовых марок, вышедших в августе 1923 года. Примечательно, что подготовка к выставке происходила буквально сразу после ужасного голода, когда ещё эхо интервенции и гражданской войны отзывалось в молодом государстве огромным количеством масштабных проблем, требующих срочного приложения невероятных усилий.


Ещё в 1921 году возникла идея о проведении сельскохозяйственной выставки, и в сентябре этого же года на совещании с участием представителей почти всех наркоматов (в том числе Наркомат почт и телеграфов) утверждён Всероссийский выставочный комитет при Наркомпросе. Постановление об организации Всероссийского выставочного комитета подписано председателем ВЦИК М. Калининым ещё 25 апреля 1921 года. Для ВСХВ было решено отвести территорию пустыря, находившегося на месте нынешнего ЦПКиО.



Последствия неурожая и голода 1921 года не позволили организовать выставку в 1922 году. В связи с тем, что в период организации выставки ещё не существовало такого образования, как СССР, а была Федерация (РСФСР), на почтовых марках написано название «Всероссийская  выставка» в то время, как после образования СССР 30 декабря 1922 года уместнее стало называть выставку Всесоюзная. Она оказалась в действительности масштабной. К строительству большого числа павильонов были привлечены замечательные советские архитекторы, построено около 255 построек, различных сооружений и выставочных павильонов. Именно здесь впервые применены некоторые архитектурные решения, которые используются и актуальны по сей день. Среди участников выставки оказалось около 600 иностранных фирм. Главным архитектором выставки назначен А. В. Щусев. Строительство началось осенью 1922 года по генплану, разработанному И. В. Жолтовским. Почти все павильоны были построены из дерева, кроме «Павильона машиностроения», сооружённого из железобетона.



К созданию плакатов для выставки были причастны многие известные художники- авангардисты (например, Александра Экстер). Также было принято решение  издать памятные (коммеморативные) почтовые марки, которые считаются первыми почтовыми марками СССР. Считается, идея создания проекта почтовых марок в честь первой советской выставки принадлежала харьковским филателистам С. Илларионову и П. Котову, которые обосновали и предложили осуществить издание почтовых марок в агитационно-рекламных целях и ради улучшения финансовой ситуации в государстве председателю Главного выставочного комитета А. Брагину . Филателисты предложили проект из 8 почтовых марок. Проект претерпел значительную коррекцию. Марки вышли 19 августа 1923 года (в день открытия выставки, продолжавшейся до ноября 1923 года) в зубцовом и беззубцовом вариантах в серии из 4-х миниатюр в виде листов. Под значительным влиянием футуристического течения авангарда созданы изображения жнеца, сеятеля, трактора и общий вид выставки номиналом 1, 2, 5 и 7 рублей соответственно. 



Здесь отметим, что первой почтовой маркой серии явилась именно марка со жнецом, а не с сеятелем, что противоречит последовательности сезонной сельскохозяйственной деятельности. Видимо, подобное решение имело некое концептуальное значение (серп в руках жнеца имел в некотором смысле важнейшее символическое значение в новых реалиях). На миниатюре номиналом 7 рублей художник изобразил общий вид выставки, по сути скомпелировав его из изображений нескольких элементов разных павильонов, например, «Госсельхозсклад», «Махорка» (архитектор К. С. Мельников), «Крым» и «Дальний Восток». Считается, марки выпущены тиражом 500 тысяч экземпляров каждая. Их тираж был сравнительно небольшим (например, даже в Великую Отечественную войну немало марок выпускалось миллионными тиражами). Автором первых советских почтовых марок стал художник, педагог Георгий Пашков.


Пашков Георгий Павлович происходил из старинного рода, из семьи иконописцев. Он и его братья закончили Строгановское художественно-промышленное училище, работали в художественно-декоративной, иконописной мастерской отца, после гибели которого продолжили семейное дело. Иконописные мотивы были достаточно близки футуристам и некоторым другим течениям авангарда. Судьба Георгия Пашкова так же необычна, как первые марки СССР. По одним данным он погиб в СССР в 1925 году, по другим эмигрировал и умер в Париже не ранее 1930х, успев во Франции поработать в качестве мастера монументальной живописи вместе с некоторыми другими российскими художниками. Материалов как о первой советской выставке достижений, так и о первых почтовых марках СССР сохранилось немного, но это не умаляет их исторического значения.


Литература:
1. Выставочные ансамбли СССР. 1920-1930-е годы. Материалы и документы. М., 2006.
2. Обухов Е. А. Утраченные… Сохранённые //Почтовая марка – объект культурного наследия. Материалы 5-го научно-практического семинара по истории почты и филателии. Санкт-Петербург, 2014.
3. Рязанцев И. В. Искусство советского выставочного ансамбля 1917-1970. М., 1976.

Кстати, все актуальные публикации Клуба КЛИО теперь в WhatsApp и Telegram

подписывайтесь и будете в курсе. 



Поделитесь публикацией!


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.
Наверх