ПОИСК ПО САЙТУ


Новая рубрика КЛИО: «История СССР в почтовых марках»




Задача научного изучения истории советского общества, которую наш клуб считает приоритетным, решалась, хотя и с переменным успехом, на всех этапах советской историографии. Публикация документов, научные исследования, конференции и симпозиумы и т.п., всё это способствовало накоплению научных знаний об истории Октябрьской революции, индустриализации, коллективизации и культурной революции, подвига народа во время Великой Отечественной войны, в ходе мирной жизни в послевоенное время. Как правило, во многих трудах, как и следует в научных исследованиях, речь шла о крупных событиях, о главном, сущностном, в сложном и противоречивом процессе преобразования советского общества в ходе социалистического строительства. Для повышения уровня исторического образования народа, фиксации самых значимых фактов, событий и явлений издавались книги, брошюры, журналы и газеты, изготавливались различные сувениры, значки, печатались монеты и почтовые марки. 

Сегодня, когда действительная советская история находится под неофициальным запретом, за исключением выгодных для нынешнего правящего класса тем, эти предметы и вещи становятся важным источником информации о советском прошлом, а также средством передачи знаний от поколения к поколению. Вот почему Клуб левых историков и обществоведов инициирует открытие новой рубрики «История СССР в почтовых марках», которая, как мы считаем, будет интересной представителям всех поколений, а для молодёжи — информативно-познавательной и воспитательной. Через такие, условно говоря реперные точки, мы надеемся не только сохранить, но и приумножить нашу память о славных деяниях наших великих предков. 

* * * 


Первый выпуск нашей рубрики посвящен истории зарождения гражданской авиации в СССР. В Советском Союзе был создан мощный воздушный флот, который обеспечивал не только потребности народного хозяйства, экономики в целом, но и человеческие коммуникации, связь людей между собой в огромном по территории государстве. Большая и малая гражданская авиация обслуживали население городов и посёлков, деревень, аулов и кишлаков даже в труднодоступных районах. Советскую авиакомпанию «Аэрофлот» знали во всём мире. А главное, воздушный вид транспорта был доступен советским трудящимся, причем даже тем из них кто получал минимальную заработную плату.

В СССР ежегодно выпускалось несколько сот новых крылатых машин разных типов, из них около сотни в России. В 1990 г. в РСФСР было построено 86 новых гражданских самолетов[1]. В настоящее время россияне летают в основном на Боингах, Эйрбасах и др. машинах иностранного производства. Динамика производства воздушных судов в «стабильные» 2000-е годы такова: в 2010 г. – 12, в 2015 г. – 17, в 2017 г. – 21 штук[2]. Как видно, в 2017 г. в РФ произведено самолетов в четыре раза меньше, чем в последний год советской власти. К тому же, строящиеся в России воздушные суда в значительной мере состоят из иностранных комплектующих деталей, ярким примером чего является «Сухой-Суперджет-100». А в целом, доля импорта в самолетостроении (гражданская авиация) РФ составляет сегодня 80%[3] Что касается иностранных машин, то приобретаются за рубежом, как правило, подержанные машины. Процент воздушных судов в самолетном парке России, находящихся в эксплуатации более 30 лет, в 2017 г. составил 50,8 (в 2005 г. – 19); от 15 до 30 лет — 29,4; от 5 до 15 лет – 10,5; до 5 лет — 9,2[4]. Т.е. 80% самолетного парка России составляют воздушные суда возрастом более 15 лет, что в значительной мере увеличивает риск потенциальных аварий, снижает уровень безопасности воздушных полётов. И это наглядный пример цены, которую платят наши граждане за отказ от социализма.

Владимир Корнеев


* * * 


Аэрофлот через 15 лет после основания (то есть с 1947г) стал крупнейшей в мире авиакомпанией и оставался таковой до 1991 года.

Аэрофлот осуществлял полёты по всему миру, на 5 континентов из 6-ти.  В 1976 году «Аэрофлот» стал первой авиакомпанией в мире, которая за год перевезла более 100 000 000 пассажиров. 

Эти факты ломают миф о том, что СССР отгородился от мира железным занавесом и был "тюрьмой народов". Советские люди, как ни в одной стране мира, летали массово по своей огромной стране из 11 часовых поясов и за пределы родной страны. На южных направлениях (Ближний Восток) не хватало самолётов, и это при том, что летали по несколько рейсов в сутки на одном направлении.

Олег Култаев


Гражданская авиация в СССР

В феврале 1934 г. вышли в свет почтовые марки, посвящённые десятилетию создания гражданской авиации, которое отмечалось в 1933 году. Уже 31 декабря 1918 года при Высшем Совете Народного Хозяйства (ВСНХ) РСФСР был образовано Главное управление авиационных заводов (Главкоавиа). В 1919 году авиационные предприятия, функционировавшие в Российской империи, были национализированы. В начале 1920-х годов формируются первые в СССР самолётостроительные конструкторские бюро (КБ), начинает развиваться опытное строительство и серийное производство отечественных самолётов. 9 февраля 1923 г. Совет труда и обороны принял постановление «Об организации Совета по гражданской авиации». 17 марта того же года учреждено общество «Добролёт». В тот же 1923 год на Государственном заводе №1 (бывший «Дукс», ГАЗ №1) под руководством выдающегося авиаконструктора Н. Н. Поликарпова созданы самолёт-разведчик и самолёт-истребитель, поступившие в серийное производство.

На юбилейной серии, состоящей из пяти марок, изображён трёхмоторный девятиместный самолёт АНТ-9, созданный под руководством советского учёного, авиаконструктора А. Н. Туполева. На почтовых марках самолёт АНТ-9 показан пролетающим над домнами Кузбасса (синяя марка номиналом 5 копеек), нефтяными вышками Каспия (зелёная марка номиналом 10 копеек), колхозными полями (красная марка номиналом 20 копеек), трассой Канала имени Москвы (чёрно-синяя марка номиналом 50 копеек) и Арктикой (фиолетовая марка номиналом 80 копеек). Над серией трудилось трое замечательных художников-оформителей (так же являвшихся сотрудниками одной из архитектурно-планировочной мастерской): Н. Боров, Г. Замский и И. Ганф (Янг).  Серия авиапочтовых марок вышла сравнительно небольшим тиражом – от 50 до 200 тысяч экземпляров. Марки напечатаны в технике фототипии — способе плоской печати полутоновых иллюстраций (довольно высокого качества), при котором на печатную форму — пластину из металла или стекла со светочувствительным слоем желатина с негатива копируется воспроизводимое изображение или оттиск. В этой технике созданы многие советские почтовые марки примерно до середины XX века. 

Мария Федулова

[1] См.: 2016/1990: слабые проблески роста. Производство промышленной продукции. Эл. ресурс http://www.eifgaz.ru/app-3-17.htm Дата обращения: 28.05.2017; Гражданкин А.И., Кара-Мурза С.Г. Белая книга России: Строительство, перестройка и реформы: 1950-2012 гг. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. С. 409. 
[2] См.: Транспорт в России. 2018: Стат. сб./ Росстат. - М., 2018. С. 21.
[3] См.: Акимов А.В. Типы развития отраслей реального сектора экономики России после 1991 г.: статистический анализ и следствия для промышленной политики //Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 14. /РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотр.; Отв. ред. В.И. Герасимов. – М., 2019. - Ч. 1. - С. 20. 
[4] См.: Транспорт в России. 2018: Стат. сб./ Росстат. С. 77.



Кстати, все актуальные публикации Клуба КЛИО теперь в WhatsApp и Telegram

подписывайтесь и будете в курсе. 



Поделитесь публикацией!


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.
Наверх