ПОИСК ПО САЙТУ

redvid esle



Канал имени Москвы

Ирина Исаева

11 мая 1937 г. Северная морская флотилия была преобразована в четвертый флот в составе ВМФ СССР с наименованием Северный, главной базой которого стал город Полярный. Мало кто знал тогда и сегодня, что этому предшествовала громадная работа по реализации советского мега-проекта — строительству канала имени Москвы, как объекта комплексной водно-транспортной инфраструктуры с целью обеспечения устойчивых военно-экономических связей Северного флота с промышленными центрами Советского Союза. Одновременно решалась задача создания надежной водной транспортной артерии, соединявшей столицу с другими городами страны, вокруг которой формировалась устойчивая хозяйственно-экономическая жизнь людей и уникальный туристический кластер.

Оборона страны на первом месте

Для строительства военного флота необходим комплекс мероприятий, среди которых проектирование кораблей разного водоизмещения и
вооружения, серийное производство их на современных и соответствующих классу и типу корабля стапелях, проверка судов в ходе различных испытаний. Главной сложностью создания Северного флота являлась трудность доставки в базы необходимых ресурсов в больших объемах и возможность перегона туда кораблей с заводов-строителей. Решение сложной задачи было найдено в реализации проекта создания канала имени Москвы (до 1947 г. — «канал Москва – Волга»), который должен был замкнуть в единый водный маршрут центральный промышленный район страны через Ладогу и Онегу с северным побережьем Советского Союза. 

Согласно проекту, Москва становилась портом пяти морей, Ленинград с введением в эксплуатацию Беломорско-Балтийского канала получал
прямой выход к Мурманску, а Балтийский флот — внутренний и безопасный маршрут выхода в Северный Ледовитый океан. Некоторые ограничения судоходства были только по водоизмещению кораблей и времени года. По водоизмещению подходили корабли ближнего моря – торпедные и сторожевые катера, подводные лодки. Эти надводные и подводные корабли могли идти по Беломорско-Балтийскому каналу и каналу имени Москвы своим ходом или на специальных баржах. Неудобным для прохода кораблей и судов было только зимнее время, когда нельзя было использовать шлюзы.

Зачем строили канал имени Москвы

О канале имени Москвы даже продвинутые современные российские граждане знают не много. В большинстве своём эти знания ограничиваются сведениями о том, что канал строился зеками, т.е. заключёнными ГУЛАГА, которые размещались в исправительно-трудовых лагерях и спецпоселениях для отбывания срока наказания и, одновременно, для работы на строительстве промышленных и транспортных объектов, их эксплуатации, а также в коллективных хозяйствах по производству сельскохозяйственной продукции. С какой целью строился канал и что предусматривал этот проект в целом знают не многие. Эти вопросы обходят стороной журналисты, писатели, блогеры. В результате, в тени остаётся мега-проект сталинской эпохи, грандиозное детище советских граждан.

Канал имени Москвы соединял речным маршрутом столицу Советского Союза с крупнейшими промышленными центрами страны. Он позволял перевозить большое количество грузов любого вида и обеспечить снабжение главного города страны чистой водой из реки Волга. Перевалка грузов с одного вида транспорта на другой могла осуществляться во всех портах акваторий рек Волги, Камы, Белой, Дона, Каспийского, Азовского и Черного морей. Кроме того, советским правительством было принято решение об открытии большого количества регулярных речных пассажирских линий, связывающих между собой различные населённые пункты. Для этого были разработаны и построены, в основном, на верфях завода Красное Сормово (г. Горький), современные серии пассажирских речных судов. Кроме того, построенные благодаря каналу восемь гидроэлектростанций[1] позволяли использовать накопленные резервы воды, обеспечивая электроэнергией предприятия, учреждения, города и посёлки. В пределах канала имени Москвы появились зоны отдыха, строились пансионаты и санатории для трудящихся страны, что было неотъемлемой частью социальной политики Советской власти.



Кто и как строил канал имени Москвы

Главными организаторами строительства народнохозяйственных объектов являлись союзные наркоматы (Народные комиссариаты), в составе которых трудились вольнонаемные рабочие и инженерно-технические работники. Первоначально строительство канала имени Москвы было поручено Наркомату водного транспорта СССР. Но Наркомат организовать работы в нужном темпе не смог и план 1931 г. не выполнил, тогда с 1932 г. за строительство стали отвечать ОГПУ (Объединённое Главное политическое управление) и ГУЛАГ (Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения), который начал действовать в 1931 г. в составе ОГПУ[2]. ГУЛАГ управлял лагерями, расположенными по всей стране, их названия были номерными или именовались по месту расположения (Дальлаг, БелБалтлаг, Свирьстрой и т.д.), всего 427 лагерей[3].

Заключенными ГУЛАГа с 1930 по 1950 гг. велось строительство следующих каналов: Беломорско-Балтийский им. И.В. Сталина (ББК), канал имени Москвы (с 1947 г. — канал Москва – Волга им. И.В. Сталина), Волго-Донской канал им. В.И. Ленина. Всего в системе исполнения наказаний, возглавляемой ГУЛАГом с 1920 по1950 гг. работало 10 миллионов человек. На строительстве канала имени Москвы (1932-1937) трудилось 196 тыс. заключенных, после окончания которого 55 тыс. чел. (28%) были освобождены досрочно.


Для организации и проведения работ был открыт Дмитлаг (Дмитровский лагерь), получивший своё имя по названию старинного русского города Дмитрова. Управление Дмитлага находилось в г. Дмитрове, а по всему маршруту канала имени Москвы были построены лагерные пункты для размещения заключенных, которые участвовали в строительстве канала. В них строились типовые дома из дерева, такие же, как и для обычных граждан. Обычно дом был двухэтажным и двухподъездным, норма размещения – 3 кубических метра на человека. После окончания строительства эти дома заселялись, квартиры или комнаты гражданам предоставлялись бесплатно.



Условия жизни и быта

У всех, кто работал на строительстве каналов, в том числе канала имени Москвы, был официальный статус — «каналармеец», т.е. гражданина страны, выполняющего важнейшую государственную задачу. Можно сказать, что «каналармеец» - это новая социальная группа, продолжение трудовых армий начала 20-х гг., выполняющая особо важное задание, в котором заинтересовано и общество, и государство. При этом, обстоятельства, приведшие заключённого на строительство, уходят на второй план, каждый становится армейской единицей и выполняет очень важную, почти боевую задачу.

Близость к Москве обозначило важное условие деятельности Дмитлага – необходимость организации связей с общественностью. Несколько раз на строительство приезжал Максим Горький, журналисты ведущих советских и иностранных изданий, деятели искусства и культуры. Секретарь ЦК ВКП(б) И.В. Сталин и члены советского правительства приезжали на строительство канала три раза: 4 июня 1934 года, они осмотрели шлюзы №7 и №8, Химкинскую плотину и Глубокую выемку, 14 июня 1936 года побывали на Перервинском шлюзе и 22 апреля 1937 г. знакомились с двумя районами строительства канала – Икшинским и Центральным. В 1936 г. шлюз №3 осматривал маршал Советского Союза и герой гражданской войны В.К. Блюхер[4]

Здесь возникает вопрос. Что могло заинтересовать тех, кто приезжал на строительство в качестве наблюдателей, ведь труд заключенных был принудительным и связан с отбыванием наказания? Очевидно, отношение заключенных к условиям отбывания наказания, социальная среда, сформировавшаяся в ходе строительства, система поощрений каналармейцев, которая применялась к тем, кто воспринимал время заключения и саму ситуацию как возможный и честный путь выхода на свободу. Например, после окончания работы каналармейцев ждал клуб с библиотекой, различные кружки самодеятельности, в т.ч. настоящий театр с труппой, репертуаром и пр. атрибутами, где в качестве артистов, помощника режиссера, осветителя и т.п. выступали сами заключенные. Именно на строительстве каналов появился термин «перековка» - т.е. перевоспитание бывших правонарушителей и преступников в образцовых советских граждан. 


Канал имени Москвы — особый сегмент социалистического хозяйствования

Вложенные государством средства свидетельствуют о том, что ГУЛАГ был отдельным сегментом социалистического хозяйствования «основанным преимущественно, на использовании различных видов принудительного труда заключенных», в котором учитывались, в т.ч. следующие показатели: убытки и производственные потери, выполнение плана, уменьшение себестоимости и сохранение «рабочего фонда», «рабочей силы», «спецконтингента»[5]. Из 220 тыс. работников стройки свыше 195 тыс. составляли заключённые (по данным на 10.04.1935 года)[6]. Заключенные могли быть осуждены по разным статьям, в т.ч. и по 58 статье Уголовного кодекса, которая, если прочитать полный её текст содержала половину просто уголовных статей[7]

По воспоминаниям А. Комаровского, на стройке работали 171 экскаватор, 1600 автомобилей, 275 тракторов, 150 паровозов, 225 мотовозов, 2113 железнодорожных платформ, 240 бетономешалок, 1100 электровибраторов, 5750 электромоторов[8]. Да, они могли быть несовершенны по конструкции, их применение могло быть более продуманным, не хватало строителей с соответствующими специальностями (экскаваторщик, помощник экскаваторщика, т.е. тех, кто знал такую технику), но такое строительство собственными инженерными силами в Советской стране началось впервые, в Российской империи смогли построить Транссиб, за строительство сложных гидротехнических сооружений не брались, промышленные предприятия сырьевого и первого цикла обработки предлагали развивать семействам Нобеле или Юза, экономическим резидентам и гражданам других государств.  К трассе канала было подведено свыше 600 км железных дорог, по которым можно было увезти (и привезти, авт.) почти 50 тыс. тонн груза[9]. Гидромеханика под руководством инженера Н.Д. Холина, была впервые применена на строительстве канала для выемки грунта и намыва крупных плотин и дамб, на стройке применялось 190 гидромеханических установок.


Северный речной вокзал

В 30-х годах прошлого столетия трасса канала имела начало в пригороде Москвы, сейчас это оживленный городской район. 

Для обслуживания пассажиров канала имени Москвы был построен Химкинский речной вокзал, который позже получил название «Северный». В ходе строительства канала создано несколько водохранилищ, например, Химкинское, одиннадцать шлюзов (специальные гидротехнические сооружения, требующие сложного гидро- и электротехнического оборудования), пять насосных станций, три грузовых и два пассажирских порта, восемь заградительных ворот и два туннеля. Канал имени Москвы соединил Москву, стоящую на реке Москва с Ленинградом, Астраханью, Петрозаводском, Уфой, Нижним Новгородом, Каспийском, Баку и т.д. Длина канала – 128 километров, ширина – 85 метров по руслу и по дну – 45 метров, глубина – 5,5 метров. Строительство продолжалось 4 года и 8 месяцев. Канал соединял два водных бассейна – Замоскворецкий и Волжский, имеет два склона – южный (2 шлюза) и северный (5 шлюзов), высота над уровнем моря от бьефа – 162 метра.


Эксплуатация канала, в т. ч. гидротехнических сооружений, обслуживание туристических маршрутов, требовали рабочих и служащих самых разных специальностей. Для подготовки кадров были открыты новые факультеты в высших и средних училищах торгового флота СССР, которые получили название «Река-Море», где готовили судоводителей, механиков и специалистов других профессий, способных обеспечить работу маршрутов, проходящих по ближним морям, а также по рекам и каналам водной трассы. И, самое главное, Москва и Ленинград были соединены надежной, внутренней речной артерией, позволявшей обеспечивать сезонный пассажиро- и грузо-потоки между двумя столицами.

Северный речной вокзал, расположенный на Химкинском водохранилище, должен был выполнять несколько функций. Помимо основной (речной и воздушный порт), он являлся зоной отдыха трудящихся, а также экскурсионным центром для всех, кто приезжал в столицу первого в мире социалистического государства. Отсюда граждане и гости столицы могли добраться до ВСХВ (позже ВДНХ – Авт.), посетить Красную площадь, посмотреть смену караула у мавзолея В.И. Ленина, спуститься в метро, купить сувениры и подарки в Государственном универсальном магазине. Всё это время красавец-теплоход отечественной постройки терпеливо ждал их у пристани на Северном речном вокзале.



По замыслу проектировщиков, водная акватория Северного речного вокзала и в зимнее, и в летнее время должна была служить аэродромом для взлёта и посадки самолетов на лыжах или поплавках, соответственно. Так и было до начала Великой Отечественной войны. После её окончания, научно-технический прогресс (изменилась конструкция и скорости полёта самолетов – Авт.) и др. причины внесли свои коррективы, и посадка пассажирских самолетов здесь более не осуществлялась.

Уникальным стало архитектурное сооружение здания Северного речного вокзала. Реализованный проект имел осевую структуру, включавшую три этажа с большими обзорными террасами, подвальные помещения разного уровня, выполнявшими оборонную функцию. Шпиль здания вокзала был виден издалека, сверкал на солнце и был устремлен вверх. Высота здания со шпилем составляла 75 метров, длина по фасаду — 150 метров, длина шпиля — 27 метров. В зимнее время шпиль опускался на несколько метров, а в летнее снова поднимался. На террасах вокзала играли светом и водой два фонтана — «Север» и «Юг», призванные символизировать связь северных и южных водных путей страны Советов.

В здании вокзала были устроены кассы, зал ожидания, буфеты, ресторан с выходом на террасу, киоски для прессы, для сувениров, и для уже знаменитого тогда московского мороженого. Пристань насчитывала четыре причала, к которым швартовались суда, здесь же осуществлялась посадка и высадка пассажиров. Каждый причал имел посадочный павильон с соответствующим номером. Первыми почетными гостями вокзала стала делегация строителей, которая прибыла на новеньких пассажирских судах с Верхней Волги к причалам Северного речного вокзала 4 мая 1937 г., а в самом здании вокзала состоялся банкет, устроенный правительством СССР в честь строителей канала. По свидетельствам очевидцев, тосты, объятия и речи длились до утра; это был настоящий праздник, венец долгого и тяжелого труда советских людей[10].

Сегодня об истории строительства канала имени Москвы более подробно можно узнать в музее, который расположен в поселке Деденево, в здании Яхромской ГЭС, подобный имеется и на Беломорско-Балтийском канале в поселке Повенец. Для посещения музея лучше находиться на теплоходе, который следует по Беломорско-Балтийскому каналу.


Послесловие

В наше время здание Северного речного вокзала после долгих лет забвения восстановлено, интерьеры залов предстали в первозданном виде, и, по-прежнему, рассказывают о мужестве, подвиге и славе советских людей, которые построили не один канал, сотни шлюзов и причалов, десятки водохранилищ, освоили Северный морской путь, достигли высоких полярных широт, пролетели первыми через Северный полюс в Америку и своими многими свершениями, в числе которых строительство Северного речного канала, прославили Советский Союз.



Источники и литература: 

[1] См.: История.  Канал имени Москвы. Сайт. Эл. ресурс: https://kim-online.ru/page/ob-uchrezhdenii/istoriya

[2] Возможно, фактически историю ГУЛАГа надо датировать с 1929 по 1960 годы.

[3] См.: ВикипедиЯ. Список лагерей ГУЛАГа. Эл. ресурс: https://clck.ru/Yp3wL

[4] См.: Комаровский А. Н. Записки строителя. М., 1973. Эл. ресурс: http://elib.biblioatom.ru/text/komarovskiy_zapiski-stroitelya_1973/go,76/

[5] См.: Иванова Г. М. ГУЛАГ в системе тоталитарного государства //Доклады Института российской истории РАН. – 1997. – №. 2. – С. 163-188.

[6] См.: Канал имени Москвы Всемирная история. Энциклопедия. Эл. ресурс: https://w.histrf.ru/articles/article/show/kanal_imieni_moskvy

[7] См.: Постановление ВЦИК от 22.11.1926. "О введении в действие Уголовного Кодекса Р.С.Ф.С.Р. редакции 1926 года"."СУ РСФСР", 1926, N 80, ст. 600 (вместе с "Уголовным Кодексом Р.С.Ф.С.Р.")

[8] См.: Комаровский А. Н. Записки строителя. М., 1973. Там же.

[9] См.: История.  Канал имени Москвы. Сайт. Там же. 

[10] См.: Комаровский А. Н. Записки строителя. М., 1973. Там же.









Кстати, все актуальные публикации Клуба КЛИО теперь в WhatsApp и Telegram

подписывайтесь и будете в курсе. 



Поделитесь публикацией!


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.
Наверх