Образовательный потенциал Византийской империи и католической Европы
К проблеме последствий влияния Византии на Русь в IX-XIV вв.
Автор: Корнеев Владимир Владимирович - заведующий кафедрой исторических наук Московского государственного лингвистического университета, кандидат исторических наук, доцент.
Источник: Материалы XII международной научно-практической конференции, 2016 год.
Во второй половине IXв. на территории Восточно-Европейской равнины сложилось Древнерусское государство, которое с момента своего основания испытывала большое цивилизационное влияние со стороны Византийской империи. Наиболее интенсивно оно осуществлялось в домонгольский период существования Руси. Византия на долгие годы стала цивилизационным компасом Руси, оказывая воздействие на все стороны её общественной жизни.
В обширной литературе о русско-византийских связях нашли отражение политические, торгово-экономические, конфессиональные и культурные аспекты взаимодействия Киевской Руси и ромейской Империи. При этом наиболее распространёнными являются труды, в которых раскрывается влияние Византии на становление церковной организации, развитие храмового строительства, живописи, летописания в Древней Руси[1]. Вместе с тем, всесторонне оценить культурное влияние ромейской империи на Русь возможно лишь используя сравнительно-исторический метод исследования. В нашей статье поставлена задача оценить культурное влияние Византии на Русь в сфере просвещения и образования, которые во все времена были ведущими факторами духовного развития общества и государства, через призму распространения на Руси светских знаний, с поправкой на специфику данных знаний в Средневековье. Рассмотрим в данном контексте, прежде всего, каким потенциалом обладали Восточная и Западная Римские империи к моменту образования Древнерусского государства.
В Византийской империи, по данным исследователей, в обществе первоначально широкое распространение имело античное (греческое и римское) наследие. Несмотря на противодействие христианской церкви, знать и горожане увлекались сочинениями Гомера, предпочитали отдавать своих детей в церковные школы, в которых последние получали в том числе и светские знания.
Власти Византии предпринимали определённые усилия для распространения в стране необходимых для общества светских знаний. В частности, большую роль в развитии права получил кодекс, разработанный под началом юриста Тробиниана и получивший известность как Свод законов Юстиниана (527-565). В кодексе непреходящее значение имеет Свод гражданского права (Согрusjuriscivilis), ставший в Средние века «фундаментом, на базе которого зародилась современная юридическая наука» [Кецба, 2015. С. 6].
Как указывают исследователи, развитие просвещения в Византии достигло своего пика примерно между второй половинойIXи началомXIIв. [Райс, 2006. С. 215; Кецба, 2015. С. 7; 3, С. 237], т.е. пришлось на момент становления Древнерусского государства. В это время солунские братья разработали кириллический алфавит для славян. Константин VII Багрянородный написал свои известные исторические сочинения. Барда Кесарь (дядя императора Михаила III, фактический правитель Византии с 856 по 865 гг.), поклонник весьма образованного патриарха Фотия, основал в Константинополе во дворце Магноры (Магнравны) высшую школу (университет). В ней преподавали и вели исследования такие известные мыслители как Лев Математик (ок. 790-ок. 870), который помимо своего основного занятия[2] занимался физикой, механикой, интересовался медициной и астрономией, а также Михаил Пселл (1018-1078), учёный энциклопедист своего времени, обучавший слушателей риторике, философии, истории права, писавший трактаты по грамматике, агрономии, медицине, математике, риторике, формальной логике, музыке, богословию. В 1045 г. в столице был открыт третий университет, готовивший кадры для государственной службы и судопроизводства. В нём велось преподавание философии, римского права, античной литературы, юриспруденции [Райс, 2006. С. 220].
В тоже время, накопление светских знаний в Византии шло сложно и противоречиво, в постоянной борьбе с духовенством. Так, несмотря на то, что император Василий I ратовал за то, чтобы все дети посещали церковные школы, даже если они не собирались стать священниками, церковный Собор 451 г. запретил подобную практику. Постепенно религиозные догмы стали вытеснять светские знания. В 476 г. все публичные библиотеки страны были закрыты. Населению оставалось пользоваться библиотеками монастырскими, но там хранилась главным образом богословская литература. В 529 г. Юстиниан закрыл Афинский университет, где как считалось процветал культ язычества [Райс, 2006. С. 210-212, 219]. Ещё раньше гонениям подверглась медицина. Со времён императора Константина, слово «врач» в христианской Европе было равносильно слову «язычник». Медицинские школы были закрыты, а врачи жестоко преследовались. Как считал дореволюционный историк, «несториане и евреи, быть может, потому были ненавистны правительствам, что занимались медициной, так сильно преследуемой и на Западе, и на Востоке» [Осокин, 2003. С. 452].
Православная церковь не особо почитала Льва Математика, он был смещён с архиепископской кафедры за иконоборчество, некоторое время преследовался Михаил Пселл. За свои взгляды, признанные еретическими, предан анафеме и заточён в монастырь философ-богослов Иоанн Итал (втор. пол. XI в.). В X в. по повелению Василия II закрыли высшую школу в Магноре [Райс, 2006. С. 220; 3, С. 236-238]. Н.А. Осокин, оценивая просветительский потенциал Византийской империи, писал: «Византия хранила у себя лучшие сокровища классической мудрости, но наука приняла в ней условный характер, и только историческое знание, давшее византийской литературе прекрасные образцы, развивалось рядом с богословием, хотя строго научное направление богословия прекратилось после Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина… На духовную и вообще внутреннюю жизнь вредно влияло административное вмешательство и давление; оно отчасти сократило срок существования этой многострадальной империи, вынесшей такие нечеловеческие испытания» [Осокин, 2003. С. 285]. Современный исследователь также считает, что причиной подобного является своеобразное государственное устройство Империи: «…Византия являлась государством теократическим, и эта главная, доминирующая черта, обусловившая остальные индивидуальные особенности Империи» [Величко, 2008. С. 5].
Ситуация в католической Европе развивалась несколько иначе. Здесь первоначальный упадок после распада Римской империи постепенно сменился развитием материальной и духовной культуры, следствием чего стало накопление и распространение светских знаний. Получили известность труды по математике Леонардо Фибоначи, в области физики Альберта фон Больштедта. В сочинениях Роджера Бэкона, разностороннего учёного-мыслителя, занимавшегося астрономией, математикой, механикой, химией, давалось обоснование оптических явлений. Химические знания в средневековой Европе существовали в рамках алхимии. В поисках «философского камня» был накоплен значительный эмпирический материал, ставший впоследствии основой для становления химической науки. Ещё более значительными были труды западноевропейских мыслителей в области философии и теологии, таких как Аврелий Августин (354-430), Ансельм Кентерберийский (1033-1109), Пьер Абеляр (1079-1142), Беренгарий Турский (ок. 1000-1088), Иоанн Росцеллин (ок. 1050 - ок. 1112), Фома Аквинский (1225-1274). Любопытно, что почти все они являлись служителями церкви и вынуждены были в той или иной степени подвергать сомнению религиозные догматы.
Значительный вклад внесла католическая Европа в становление юриспруденции, в процесс усвоения и восприятия римского права (рецепция). Первые сборники правовых обычаев и римских законов были составлены в Европе в конце V – начале VI в. Особенно укоренилось римское право в южной Франции и Италии. Именно в католической Европе кодекс византийского императора Юстиниана не только стал настольной книгой, но и активно разрабатывался учёными-юристами. При Болонском университете (Италия) действовала школа глоссаторов — комментаторов римского права. Итогом работы школы стало издание вXIIIв. (примерно к. 1250 г.) юристом Аккрусием сборника, обобщающего более 96 тыс. глосс (комментариев) [Вологдин, 2013. С. 173].
Главной организационной структурой, способствовавшей накоплению и распространению светских знаний в католической Европе, стали университеты. Их прообразом стали античные школы в Древней Греции и Древнем Риме, а основой — христианские школы, которые создавались вначале в крупных городах, при церковных Соборах. Ученики этих школ изучали не только богословские предметы, но и т.н. «7 свободных искусств», т.е. грамматику, диалектику, риторику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку. В университете «7 искусств» изучали на подготовительном факультете, затем студентам предоставлялось право поступления на один из трех факультетов: богословский, медицинский или юридический. Впоследствии появится ещё один — философский факультет. При университетах в массовом порядке стали возникать лавки-библиотеки (в итальянских городах назывались «станции»), где продавались, либо выдавались на время за плату различные книги, в т.ч. учебные пособия, курсы лекций. Университеты создавались при поддержке светских и духовных властей, причём в первое время разрешение на открытие со стороны Папы Римского было обязательным. Преподаватели и студенты получали различные привилегии (свобода передвижения, особая подсудность, освобождение от податей и налогов, дорожных и таможенных пошлин, от воинской и сторожевой повинности). Особой привилегией считалось право возводить в учёные степени, а также иметь собственный герб [Петерсон, 2013. С. 7-14, 17-19]. В целом, в Средние века, как пишет современный исследователь, «…либеральное образование становится не столько достойным лишь свободного человека, сколько стремящимся превратить человека в духовно свободную личность» [Петерсон, 2013. С. 7].
К началу XIV в. в Европе насчитывалось 19 университетов, большая часть из которых находились в Италии, Испании, Португалии [Петерсон, 2013. С. 28]. Заметим, что это страны где в наибольшей степени действовала католическая инквизиция. Общеевропейскую известность приобрели университеты Болоньи (юридическая школа), Парижа (теология), Монпелье, Оксфорда, Падуи, Саламанки, Кембриджа. В 1348 г. был создан Карлов университет в Праге (Чехия), в 1364 г. — Ягеллонский университет в Кракове (Польша), в 1365 г. — в Вене (Австрия), в 1367 г. Печский университет в Венгрии, в 1396 г. университет в Задаре (Хорватия) [8, С. 373], т.е. вдали от культурных европейских центров.
Таблица 1
Европейские университеты (XI-XIIIв.)[3]
Страна | Местонахождение университета | Время основания |
Италия | Болонья Модена Падуя Неаполь Сиена Мачерата | 1088 г. 1175 г. 1222 г. 1224 г. 1246 г. 1290 г. |
Франция | Париж Монпелье Тулуза | между 1150 и 1170 гг. началоXIIIв. 1229 г. |
Англия | Оксфорд Кембридж | началоXIIIв. 1209 г. |
Испания | Саламанки Мадрид | 1218 г. 1293 г. |
Португалия | Лиссабон | 1290 г. |
Возникло ли нечто подобное на Руси под влиянием Византии?
Древнейший летописец сообщил нам, что после крещения повелел князь Владимир «…собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное» [11, С. 37]. Считается, что таким образом появились на Руси первые школы. Но что они собой представляли? Из контекста фразы, в которой говорится о строительстве церквей, назначении туда попов и крещении ими людей ясно следует, что речь шла о подготовке в таких школах кадров священнослужителей, а под «обучением книжным» автор понимал богословское учение. Характерна и следующая фраза летописца: «Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились ещё они в вере и плакали о них как о мёртвых» [11, С. 37]. Очевидно, речь шла о прежних язычниках, ещё не принявших осознанно веру христианскую. В дальнейшем летописец ничего не упоминает об этих школах. Поэтому сказать что-либо определённое о них весьма трудно.
Высшая школа появляется в России только во второй половине XVIII века. Прообразом её стала Славяно-греко-латинская академия, созданная братьями Лихудами в 1687 году. Возможно, именно отсутствие систематического образования стало причиной весьма ортодоксального и исключительно религиозного «просветительства» на Руси. По мнению зарубежных и отечественных историков (Ф. Томсон, Г. Подскальский), на Руси не знали Аристотеля и Платона, не имели переводов древнегреческих произведений [Литаврин, 2000. С. 315]. О медицине, алгебре и геометрии начали говорить только в XVI столетии. При высоком уровне развития римско-византийского права, его влияние на Руси было еле ощутимым, и по заключению видного историка Я.Н. Щапова, «не отвечало … сложившимся нормам социальной и общественной жизни» [Литаврин, 2000. С. 321]. Как указывал известный советский и российский историк А.Г. Кузьмин, вместе с принятием христианства «несомненны потери также в области поэтического творчества народа» [Кузьмин, 2012. С. 218]. Под запретом были шахматы. Даже в требникахXVIвека находим следующие вопросы, задававшиеся русским людям на исповеди: «Не пел ли еси песней бесовских. Не играл ли еси в гусли или шахматы» [Кузьмин, 2012. С. 219]. Религиозно-культурная направленность Византии препятствовал проникновению на Русь не только светских знаний, но и игр, развлечений, способных, как считала церковь, оторвать человека от его главного предназначения – служения Богу.
Таким образом, восприняв в начале своего становления античное наследие, Византийская империя в дальнейшем перестала быть локомотивом в области просвещения, законсервировала сложившиеся формы образования. Препятствуя развитию светских знаний Византия заметно ослабила возможности для саморазвития и оказала регрессивное воздействие на страны, находившиеся в орбите её влияния. Эстафету «второго Рима» подхватил католический Запад, сумевший создать систему образовательных учреждений вплоть до университетов, активно развивавший научную мысль в различных областях общественной жизни.
Литература:
1.Величко А.М. Политико-правовые очерки по истории Византийской империи. М.: Изд-во «Фонд ИВ», 2008. 248 с.
2.Вологдин А.А. История государства и права зарубежных стран: учебник для бакалавров /А.А. Вологдин. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2013. 767 с.
3.История философии. В 6 т. /Под ред. М.А. Дынника, М.Т. Иовчука, Б.М. Кедрова и др. М.: Изд-во Ак. Наук СССР, 1957. Т. 1. 718 с.
4.Кецба Б.И. Влияние христианства на законодательство Византийской империи //История государства и права. 2015. №15. С. 3-9.
5.Кузьмин А.Г. Крещение Киевской Руси. М.: Алгоритм, 2012. 272 с.
6.Литаврин Г.Г. Византия, Болгария, Древняя Русь (IX-XIIв.). СПб.: Алетейя, 2000. 398 с.
7.Осокин Н.А. История средних веков. Мн.: Харвест, 2003. 672 с.
8.Педагогическая энциклопедия. Гл. ред.: И.А. Каиров, Ф.Н. Петров и др. Т. 4.М.: «Советская энциклопедия», 1968. 912 столб. с илл.
9.Петерсон И.Р. История становления университетского образования в Западной Европе: монография /И.Р. Петерсон. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013. 136 с.
10.Райс Тамара Т. Византия. Быт, религия, культура /Пер. с англ. О.О. Дмитриевой. М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. 255 с.
11.Хрестоматия по истории России: учеб. пособие /авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. 592 с.
[1]См.: Наумов Д.Б. Влияние Византии на формирование и развитие государства Киевской Руси: монография /Д.Б. Наумов. Киров: Аверс, 2011. 192 с.; Скотникова Г.В. Византийская традиция и русская культура. СПб., 2001. 160 с.; Византия и Древняя Русь. Культурное наследие и современность. Материалы международной научной конференции. К 75-летию со дня рождения В.Д. Лихачёвой (15-17 октября 2012 г.). СПб., 2013. 284 с., ил.; Величко А.М. Политико-правовые очерки по истории Византийской империи. М.: Изд-во «Фонд ИВ», 2008. 248 с.
[2]Любимой наукой учёного стала математика, своими трудами он по сути заложил основы алгебры (Прим. авт.).
[3]Составлено автором по: Петерсон И.Р. История становления университетского образования в Западной Европе. Красноярск: Сиб. федер. ун-т,2013. С. 79-80.
Кстати, все актуальные публикации Клуба КЛИО теперь в WhatsApp и Telegram:
подписывайтесь и будете в курсе.
Поделитесь публикацией!
© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: