ПОИСК ПО САЙТУ

redvid esle



От рабфаков – к покорению космоса!

Л. Кривицкий. Первый рабфак.


Автор: Корнеев Владимир Владимирович - заведующий кафедрой исторических наук Московского государственного лингвистического университета, кандидат исторических наук, доцент.


* * *

Октябрьская революция всколыхнула народные массы, рабочие и крестьяне горели жаждой знаний, желание учиться было повсеместным. Новыми правилами приёма в вузы, установленными декретом СНК РСФСР от 2 августа 1918 г., трудящимся было предоставлено право поступать в любой вуз без экзаменов, «без представления диплома, аттестата или свидетельства об окончании средней или какой-либо школы»1. Советская власть привлекла в высшие учебные заведения большое число рабочих и крестьян, о чём они не могли и мечтать в царской России. Обучение в вузах стало бесплатным, более того студенты стали получать стипендии. 

Однако недостаток общеобразовательной подготовки сказывался на качестве обучения. Не случайно, даже в современной российской «Парламентской газете» констатируется: «После Октябрьской революции 1917 года, в высшие учебные заведения могли поступать все желающие без каких-либо документов об образовании, что привлекло в институты большое количество рабочих и крестьян, не имевших в большинстве случаев никакой подготовки (выделено мной – В.К.)»2. Оказывается, в «прекрасной царской России», как нам не перестают сегодня внушать аффилированные с властью монархисты и церковники, значительная часть народа не имела даже базовых знаний. А в целом, более 70% населения было неграмотно. Но это в среднем. На национальных окраинах (Кавказ, Казахстан и Средняя Азия) процент неграмотных доходил до 95-97. С таким уровнем образования граждан большой заслугой большевиков стала бы только реализация программы по ликвидации безграмотности населения. Но большевики рвались в космос…

Чтобы создать условия для полноценной учёбы и одновременно подготовить трудящуюся молодёжь к поступлению в вузы, с осени 1918 г. было решено открывать специальные подготовительные курсы. Первоначально они создавались вне вузов, были фактически оторваны от университетов и не решали возложенные на них задачи. В январе 1919 г. было принято решение об открытии в Москве при вузах, школах, и в качестве самостоятельных учреждений 13 курсов по подготовке рабочих и крестьян в высшую школу. Занятия на курсах проводились, как правило, 5 раз в неделю по 3 часа в день в вечернее время без отрыва от работы3. В летописи МГУ им. М.В. Ломоносова сообщается, что курсы подготовки рабочих и крестьян для поступления в вузы под руководством профессора П.Н. Каптерева были  открыты  здесь 16 января 1919 г. и записалось на них около 1500 чел.4.

Студенты в физическом кабинете рабфака им. Я. М. Свердлова. Москва. 1920 г.

Кому первому пришла в голову идея создать рабочие факультеты, а проще говоря подготовительные учебные курсы, сказать трудно. По одним данным, это был заместитель народного комиссара просвещения РСФСР, известный историк, член РСДРП(б) с 1905 г. М.Н. Покровский5, по другим — студенты-коммунисты Московского коммерческого института (далее Московский институт народного хозяйства им. К. Маркса)6. Об этом же писал и нарком просвещения РСФСР А.В. Луначарский: «В среде молодых партийных товарищей Замоскворецкого района, — писал Луначарский в отчете о работе Наркомпроса за 1917–1920 гг., — явилась мысль: а зачем же готовить рабочих к университету вне университета? Не проще ли прямо ввести их туда, и заставить университет готовить себе слушателей прямо на месте?»7.

Первый рабочий факультет был открыт 2 февраля 1919 г. в Московском институте народного хозяйства им. К. Маркса, о чём ныне в Российском экономическом университет им. Г.В. Плеханова — преемнике этого вуза, предпочитают даже не вспоминать8. С этого времени рабочие факультеты (рабфаки) — общеобразовательные учебные заведения для взрослых, не имевших в прошлом возможность получить среднее образование, стали создаваться повсеместно. 

Институт народного хозяйства имени Карла Маркса
2 февраля 1919 г. в Московском коммерческом институте, в аудитории
им. Г.В. Плеханова, был торжественно открыт первый рабочий факультет.
С большой речью на церемонии выступил А. В. Луначарский.
2 апреля 1919 г. Московский коммерческий институт был переименован в
Институт народного хозяйства имени Карла Маркса.
Источник фото: https://pastvu.com/p/71884

Обратим внимание на важное обстоятельство. В стране в 1919 году полыхала Гражданская война, интервенция, а большевики думали о будущем страны.

Б.В. Йогансон. Рабфак идет. 1928 г.

В 1919 г. рабфаки открывались на базе вечерних курсов, создаваемых при вузах, школах и в качестве самостоятельных учреждений. В сентябре 1919 г. Народный комиссариат просвещения РСФСР принял постановление об открытии при университетах России рабфаков как автономных учебно-вспомогательных учреждений для подготовки в кратчайший срок рабочих и крестьян к поступлению в вузы. Длительность обучения, которое было бесплатным, в зависимости от уровня образования составляла 1-2 года. Учащиеся рабфаков получали стипендию. Выпускники зачислялись в институты без вступительных экзаменов. Декретом СНК РСФСР «О рабочих факультетах» от 17 сентября 1920 г. на рабфак принимались рабочие и крестьяне в возрасте от 16 лет, занятые физическим трудом, по командировкам предприятий, профсоюзов, партийных и советских органов. Обучение приравнивалось к работе на производстве, а слушатели обеспечивались государственными стипендиями. На дневных рабфаках устанавливался 3-х летний, на вечерних — 4-х летний срок обучения9. В итоге, рабочие факультеты были организованы по всей стране. По некоторым данным, в 1920 г. было создано 35, в 1921 г. — 61 рабфак10. Свой рабфак был даже в трудовой колонии для беспризорников имени Максима Горького, где работал автор «Педагогической поэмы» А.С. Макаренко, всячески поощрявший тягу своих подопечных к знаниям. А уже в начале 1924-1925 уч. года в РСФСР насчитывалось 87 рабфаков, готовивших в вузы 35 тысяч студентов. По социальному составу 63% из них были рабочими, 25% — крестьянами. 29% являлись членами РКП(б), 28% — комсомольцами. Для того чтобы поддержать студентов рабфаков, Народный комиссариат просвещения РСФСР выделил для них 25000 стипендий из общего количества в 47000 стипендий, предназначенных для студентов всех советских вузов11.

Занятие на рабфаке им. И. Н. Покровского при Московском государственном университете 1920 г.

Для многих сельских парней и девушек приглашение на учебу в рабфак стало самым ярким и наиболее значимым событием в жизни.

«Старинное село Усть-Кишерть прилепилось в излучине Сылвы, в самом центре Уральских гор. Здесь я родилась, жила в няньках, батрачила, работала на железной дороге. Здесь окончила четырехгодичную сельскую школу. Здесь же вступила в комсомол. За двадцать лет ни разу не бывала нигде дальше Кунгура — в восемнадцати вёрстах от нашего села. Однажды прибежала я с работы, дома лежит записка. Мне предлагается срочно явиться в райком комсомола. Взволнованная необычным вызовом, пришла. Здесь уже собралось несколько девчат и парней. Секретарь райкома комсомола сообщил, что нашему району выделены путевки на учебу, на рабфак. Путевки вручили двенадцати комсомольцам, среди них и мне. И вот теплым вечером конца лета я приехала в незнакомый Свердловск, впервые так далеко от дома. В руках у меня зелененький сундучок, с какими в старину езживали паровозные машинисты. К сундучку веревкой приторочена подушка, обернутая одеялом из домотканных половиков. Насилу разобралась, как мне добраться до общежития рабфаковцев. Впервые в жизни взгромоздилась с сундуком своим на мягкое сиденье автобуса. И этот автобус, и улицы, проносящиеся за окном, казались мне волшебными, сказочными, полными неведомых чудес. Так началась моя новая жизнь»,
 
— рассказывает студентка рабфака М. Ожегова-Семенова12.

Особое внимание в советской стране уделялось подготовке профессиональных кадров из национальных меньшинств, среди которых процент неграмотных в царской России был наибольшим. До 1924 г. представители советских национальных республик, краев и областей, обучались преимущественно на рабфаках Москвы и Петрограда. Во второй половине 1920-х годов стали открываться национальные рабфаки и национальные отделения при общих рабфаках с преподаванием на родных языках учащихся в местах их проживания. Конечно, не всё шло гладко, не хватало преподавателей, особенно со знанием национальных языков, учебников, помещений, но постепенно такая форма обучения показала свои несомненные преимущества. 

С.М. Прохоров. Рабфаковцы. 1928 г.

Через первые рабочие факультеты прошли многие советские граждане, получившие впоследствии полноценное высшее образование. Среди выпускников рабфаковцев известные учёные (хирург-ортопед, академик РАН Г. Илизаров, геолог, академик РАН П. Мельников), изобретатели и конструкторы (основатель  советской радиолокации П. Ощепков, конструктор пистолета Н. Макаров), военачальники (маршал Советского Союза, начальник Генерального штаба ВС СССР Н. Огарков),  партийные деятели (Н. Хрущёв, М. Суслов), работники искусств (казахский домбрист, поэт и композитор Иса Байзаков) и многие другие. 

В 1932/1933 учебному году в стране уже работало более тысячи рабфаков, где обучались около 350 тысяч человек. К концу 1930-х годов, благодаря развитию системы общего и специального среднего образования, количество рабфаков стало сокращаться. В начале 1940-х годов они были упразднены (последний был закрыт в октябре 1941 года)13.

В конце 60-х гг. в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «в целях повышения уровня общеобразовательной подготовки рабочей и сельской молодёжи и создания ей необходимых условий для поступления в высшую школу» в вузах страны были учреждены подготовительные отделения. Это было следствием появившегося и всё более углубляющегося в результате хрущёвских аграрных преобразований различия в уровне и качестве образования выпускников городских и сельских школ. Только в отличии от прежних рабфаков в них набирались в основном молодые люди, отслужившие в рядах Советской армии14. Однако обучение, по-прежнему, было бесплатным.

А вот в «демократической» и капиталистической России всё уже было по-другому. Подготовительные отделения, факультеты, центры и т.п. после 1991 г. стали расти как грибы. Они создавались при вузах, школах, а также как самостоятельные учреждения. Однако задачи они решали другие. Главной целью этих учреждений стало получение прибыли, а потому обучение на них стало платным. По карману такие курсы были доступны только выходцам из простого народа, но преимуществ при поступлении в вуз они уже не давали. Да и обучение на таких курсах, которые вели, как правило, малоопытные преподаватели (профессиональные педагоги не шли туда преподавать из-за низкой оплаты труда) оставляло желать лучшего. С введением ЕГЭ в 2000-х гг. численность обучающихся на подготовительных отделениях, за исключением престижных вузов, стала падать. Возросла роль репетиторов, оплата труда которых, конечно же теперь ложится на плечи самих учащихся…

Создание рабфаков в 1919 г. и подготовка на их основе новой народной интеллигенции, является ярким примером созидательной политики большевистской партии, тех широких возможностей, которые открыла трудящимся России Великая Октябрьская социалистическая революция.


Ссылки:

1. См.: Декреты Советской власти. М.: Из-во полит. лит-ры, 1964. Т. 3. С. 141. 
2. См.: День 2 февраля в истории //Парламентская газета. Эл. ресурс https://www.pnp.ru/social/den-2-fevralya-v-istorii-2... 
3. См.: Педагогическая энциклопедия. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1966. С. 607. 
4. См.: Московский государственный университет. Летопись рабочего факультета (1919-1936). Эл. ресурс http://letopis.msu.ru/facultet/rabochiy-rabfak 
5. См.: Рабочий факультет Эл. ресурс https://encyclopaedia.bid/википедия/Рабфак
6. См.: Первые рабфаки на Урале. Воспоминания преподавателей и учащихся первых уральских рабфаков. Свердловск, 1963. С. 3-4. Эл. ресурс http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/3433/2/524962.pdf 
7. См.: Народный комиссариат по просвещению. 1917 — октябрь 1920. Краткий отчет. М., 1920. С. 58.
8. На сайте РЭУ им. Г. В. Плеханова об этом не сказано ни слова. См.: История университета. Эл. ресурс https://www.rea.ru/ru/pages/history.aspx
9. См.: Педагогическая энциклопедия. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1966. С. 607.
10. См.: Первые рабфаки на Урале. С. 4. 
11. См.: Нелёгкий путь к знаниям. Эл ресурс https://little-histories.org/2015/07/11/rabfak/ 
12. Цит. по: там же. 
13. См.: День 2 февраля в истории //Парламентская газета. Эл. ресурс https://www.pnp.ru/social/den-2-fevralya-v-istorii-2... 
14. См.: Что такое рабфак. Эл. ресурс https://www.kakprosto.ru/kak-883878-chto-takoe-rabfak




Кстати, все актуальные публикации Клуба КЛИО теперь в WhatsApp и Telegram

подписывайтесь и будете в курсе. 



Поделитесь публикацией!


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.
Наверх