СССР и Афганистан в период войны 1979-1989 гг.: экономическое и гуманитарное сотрудничество
Источник
Брачев Виктор Степанович — доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета.
Полынов Матвей Фёдорович — доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета.
Афганская война занимает особое место. Она продолжалась более 9 лет, затронув судьбы сотен тысяч людей и оказав серьезное влияние на будущее нашей страны. В данной публикации предпринята попытка раскрыть помощь СССР Афганистану в экономической и социальной сферах в период 1979— 1989 годов. Рассмотрение этой проблемы связано не только с тем, что она исследована совершенно недостаточно, но и с тем, что на Западе сформирован устойчивый образ СССР как завоевателя и оккупанта Афганистана, а его огромная созидательная деятельность в указанный период сознательно замалчивается. Данная работа будет способствовать разрушению этого тенденциозного мифа.
Отношения между СССР и Афганистаном в XX в. имели богатую историю. С представителями этой страны встречались В.И. Ленин, И.В. Сталин, Н.С. Хрущёв, Л.И. Брежнев. В декабре 1955 г. Первый секретарь ЦК КПСС Хрущёв и Председатель Совета Министров СССР H.A. Булганин осуществили официальный визит в Кабул [1], а в октябре 1963 г. страну посетил Председатель Президиума Верховного Совета СССР Брежнев [2]. Советский Союз превратился для Афганистана в главного торгового партнера. С 1954 г. СССР занимал первое место в его внешней торговле [3].
О масштабах сотрудничества говорит тот факт, что некоторые зарубежные исследователи считали, что с 1960 г. Афганистан находился в полной зависимости от Москвы [4]. Действительно, масштабы сотрудничества были впечатляющими. К 1978 г. при непосредственном участии СССР было построено и введено в эксплуатацию 70 промышленных и транспортных объектов, подготовлено до 60 тыс. специалистов различного профиля. СССР обеспечивал около 40% внешнеторгового оборота Афганистана, занимал первое место по объему предоставленной ему иностранной экономической помощи. Его доля составляла 54% общего объема внешних займов и кредитов (для сравнения — доля США составляла 15%) [5].
Приход к власти Народно-демократической партии Афганистана (НДПА) во главе с Нур Мухаммедом Тараки в результате военного переворота 27 апреля 1978 г. стал поворотным событием в отношениях между двумя государствами. Советский Союз первым в мире признал новое афганское правительство, о чем советский посол А. М. Пузанов уведомил Тараки уже 30 апреля [6], а 3 мая 1978 г. Брежнев и А.Н. Косыгин направили ему официальное поздравление, в котором выразили «надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество» [7].
На события в Афганистане в СССР смотрели оптимистично. «Когда переворот стал свершившимся фактом, наши партийные идеологи и международники в лице, прежде всего М.А. Суслова и Б.Н. Пономарёва, сразу стали рассматривать Афганистан как еще одну социалистическую — в ближайшей перспективе — страну» [8].
Подобным пафосом было пронизано совещание в ЦК КПСС в середине мая 1978 г., на котором обсуждались события в Афганистане. Дух совещания передает его участник, первый заместитель министра иностранных дел Г.М. Корниенко. На его вопрос: «Неужели можно всерьез считать Афганистан созревшим для социализма?» — заместитель заведующего международным отделом ЦК КПСС P.A. Ульяновский ответил: «Сейчас в мире нет такой страны, которая не созрела бы для социализма» [9].
Стремление видеть ДРА в перспективе страной социалистической ориентации во многом предопределило содержание политики СССР в отношении этой страны в последующий период. В концентрированном виде данный подход получил закрепление на июньском (1980 г.) пленуме ЦК КПСС, на котором были рассмотрены вопросы о международном положении и внешней политике Советского Союза. В докладе A.A. Громыко, в частности, отмечалось: «В лагерь социализма были включены Вьетнам, Лаос, Кампучия. С социалистическим путем развития связывают свое будущее Ангола, Эфиопия, Южный Йемен, Афганистан, Никарагуа...» [10] Отдельно-затронув вопрос об Афганистане, Громыко заметил: «Дело находится на верном пути. К прежнему Афганистану возврата нет» [11].
Новый режим в Афганистане нуждался в серьезной помощи. В лице СССР Тараки и его сторонники видели главную внешнеполитическую и военную опору, понимая, что без северного соседа долго находиться у власти им не удастся. В свою очередь, в СССР стремились превратить эту страну не только в надежного и подконтрольного союзника, но и способствовать НДПА в строительстве нового афганского общества. Эти стратегические установки предопределили формы и масштабы помощи Афганистану. Первоначально она оказывалась в виде отправки партийных советников, первая группа которых прибыла в страну уже летом 1978 г. во главе с заведующим сектором международного отдела ЦК КПСС H.H. Симоненко. Тогда же сюда были направлены и военные советники [12]. Их количество возрастало. Только по линии Министерства обороны, до ввода советских войск, их насчитывалось примерно 550 человек [13]. В некоторых секретных американских документах указывалось 5300 советских военных специалистов и 2 тыс. гражданских лиц [14]. Советники направлялись также для оказания помощи в экономике и в других областях. Советские специалисты участвовали в разработке пятилетнего плана на 1979—1984 гг. и перспектив развития ДРА на последующие пять лет — до 1989 года. В этих целях на срок до 1 года на безвозмездной основе из СССР командировались 20—25 специалистов-плановиков, 5 референтов-переводчиков и 3 машинистки [15].
После прихода к власти НДПА торговые отношения Афганистана с другими государствами, особенно с капиталистическими, сильно расстроились, объем торговли между ними резко сократился. Главным внешнеторговым партнером стал Советский Союз. Советско-афганские торговые отношения основывались на Соглашении о торговле и платежах от 1974 г. и долгосрочном Соглашении о товарообороте на 1976—1980 годы. В апреле 1981 г. в Москве было подписано новое соглашение — о товарообороте на 1981—1985 гг. — по которому его предполагалось увеличить в три раза по сравнению с предыдущим пятилетним периодом [16]. В последующем подписывались новые соглашения, регулировавшие структуру и динамику торговых связей между двумя странами. В частности, по Протоколу о товаробороте, подписанному в 1984 г., СССР экспортировал автомобили и запчасти к ним, черные металлы, холодильники, обувь, медикаменты и т.д. Афганистан поставлял природный газ (2,4 млрд. куб. м), хлопок-волокно (2 тыс. метро-тонн), карбамид, цитрусовые, орехи грецкие, ковры, шерстяные ткани и т.д. [17] В структуре советского экспорта преобладали промышленные товары, Афганистан же продавал сырьевые и сельскохозяйственные товары. 13 февраля 1986 г. в Москве было подписано Соглашение о товарообороте между СССР и Афганистаном на 1986—1990 гг. объемом в 4,4 млрд. рублей [18]. Объем советского экспорта в соответствии с данным соглашением должен был резко вырасти. Если в 1977 г. он составил 152 млн. руб., то в 1987 г. предполагался в 595 млн. руб. [19], то есть в 3,9 раза больше. Доля Советского Союза во внешней торговле Афганистана в 1987 г. составила около 60%, вместо 28% в 1977 году [20].
В 1980 г. было подписано Соглашение о безвозмездной поставке потребительских товаров из СССР в 1980—1984 гг. на сумму до 10 млн. руб. ежегодно. Среди этих товаров значились обувь, трикотаж, товары хозяйственного и культурно-бытового назначения [21]. Они пользовались большим спросом на афганском рынке.
Крупномасштабное экономическое и техническое сотрудничество началось после подписания 1 марта 1979 г. Соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве между СССР и ДРА во время визита в Кабул заместителя председателя Совета Министров СССР И.В. Архипова. В соответствии с этим Соглашением, в период 1979—1984 гг. предусматривалось строительство горно-обогатительного комбината «Айнак», завода по переработке нефти в объеме 500 тыс. т в год и последующей его эксплуатации; разработка и обустройство месторождений нефти Ангот (100 тыс. т в год), Акадарья и Кашкари и транспортировка нефти этих месторождений до нефтеперерабатывающего завода; строительство линий электропередачи от советской границы в районе Ширхана до г. Кундуз; реконструкция и расширение Кабульского аэропорта и строительство шести аэропортов местного значения в северо-восточных районах Афганистана; разработка технико-экономического обоснования строительства тепловой электростанции [22].
Уже через несколько месяцев после подписания вышеназванного соглашения, Госпланом СССР было подготовлено технико-экономическое обоснование строительства горно-обогатительного и медеплавильного комбината «Айнак». Для его строительства из СССР планировалось командировать 1200—1500 специалистов [23]. Медеплавильный завод должен был производить 130 тыс. т меди в год. На введение в строй первой очереди комбината требовался 621 млн. рублей. Проект предусматривал кроме строительства комбината еще и возведение поселка городского типа для работающих на них 29 тыс. жителей, объемом 261 тыс. кв. м жилья на общую сумму 186 млн. рублей [24].
СССР был готов к реализации этого проекта. Однако начавшиеся военные действия не позволили приступить к строительству комбината. Огромное значение для Афганистана имело развитие нефтяной и газовой промышленности, поскольку от этого во многом зависело не только развитие афганской экономики в целом, но и экспортные возможности страны. В развитии этих отраслей советская помощь была наиболее результативной. В период афганской войны, именно благодаря помощи СССР, продолжалась добыча нефти и газа, в том числе на месторождениях Ходжа-Гугердаг и Джаркудук, которые были открыты при помощи советских специалистов еще в 1967 и 1975 годах. В 1985 г. суммарная добыча газа здесь составила 2,7 млрд. куб. м, из них 2,4 млрд. было экспортировано в СССР [25].
Однако без создания необходимой инфраструктуры невозможно было осуществлять транспортировку и переработку газа. В 1981 г. была построена дожимная компрессорная станция на газопромысле Ходжа-Гугердаг, а в 1986 г. сдали в эксплуатацию газонаполнительную станцию в Кабуле производительностью 2 тыс. т в год. Подобная инфраструктура создавалась и в других местах. В 1985 г. на газопромысле Джаркудук была запущена установка дожимной компрессорной станции, а в Хайратоне в эксплуатацию ввели газонаполнительную станцию мощностью 2 тыс. т сжиженного газа в год [26].
В 1986—1987 гг. строился газопровод Ходжа-Гугердаг — ЗАУ диаметром 300 мм и протяженностью 100 км, а также газопровод Ходжа-Гугердаг — госграница ДРА — СССР диаметром 800 мм, протяженностью 100 км и вантовый переход газопровода через реку Амударья [27].
Созданная инфраструктура позволила расширить не только потребление газа внутри страны, но и, что особенно важно, увеличить его экспорт. Доля газа в экспорте Афганистан, например, в 1987 г. составляла 57%. Главным покупателем афганского газа был СССР. На 1 февраля 1988 г. объем поставок составил 47 млрд. куб. м на сумму 1,6 млрд. руб., в том числе в 1987 г. — около 1,7 млрд. куб. м. на сумму около 141 млн. рублей. Экспорт природного газа в СССР обеспечивал около 40% доходов госбюджета Афганистана и являлся основным источником погашения советских кредитов [28].
Значительное внимание уделялось развитию нефтяной отрасли. СССР способствовал обустройству месторождений нефти Ангот, Акадарья, Кашкари, а также транспортировке нефти из этих месторождений до нефтеперерабатывающего завода, который также строился при помощи СССР [29]. Рост добычи нефти требовал строительства нефтебаз. С помощью СССР в 1981 г. расширили нефтебазу в речном порту Хайратон (провинция Баллах), в 1982 г. в этой же провинции была построена нефтебаза в г. Мазари-Шариф емкостью 12 тыс. куб. м., а в 1983 г. — еще две нефтебазы: в провинции Логар и в г. Пули-Хумри емкостью соответственно 27 тыс. и 6 тыс. куб. м [30].
СССР способствовал развитию не только ресурсодобывающего сектора экономики, но и фабрично-заводского. К моменту Апрельской революции 1978 г. СССР в этой области имел уже немалый опыт сотрудничества. На начало 1988 г. Советский Союз оказывал содействие Афганистану в строительстве и реконструкции 271 объекта. Из них на 130 объектах работы были закончены, а на 105 помощь в строительстве продолжалась. По 36 объектам выполнение договорных обязательств было приостановлено из-за военных действий. Среди сданных в эксплуатацию предприятий можно назвать три автотранспортных предприятия по обслуживанию 300 КАМАЗов и автотранспортное предприятие по обслуживанию бензовозов в Кабуле, вступивших в строй в 1985 г., консервный завод в Джелалабаде, хлебозавод в Кабуле и Мазари-Шарифе, производительностью соответственно 60 и 20 т хлебобулочных изделий в сутки, предприятие по прогрессивной сборке велосипедов мощностью 15 тыс. штук в год в Кабуле (1988 г.) и др. [31]
Большая помощь Советским Союзом оказывалась в развитии электроэнергетической промышленности. Строились гидро (ГЭС) и тепловые (ТЭС) электростанции и линии электропередач (ЛЭП). Была реконструирована и модернизирована ранее построенная при помощи СССР ГЭС «Наглу», достигшая мощности 100 тыс. кВт/час. Она стабильно обеспечивала электроэнергией промышленные и гражданские объекты, а также население Кабула, Джелалабада, Чарикара и близлежащих населенных пунктов. В городе Мазари-Шариф при заводе азотных удобрений была построена ТЭС, работавшая на природном газе, мощностью 36 тыс. кВт/час, которая в 1982 г. была модернизирована и стала производить 48 тыс. кВт/час. С помощью СССР было создано около 40% энергетических мощностей Афганистана, которые в совокупности давали 2/3 производимой электроэнергии в стране [32].
Помощь СССР Афганистану в промышленной сфере была столь значительна, что позволяет говорить об индустриализации этой страны. Построенные предприятия стали основой фабрично-заводской промышленности страны, их удельный вес в производимой заводской промышленностью продукции составлял более 60% и 75% государственного сектора [33].
Сотрудничество осуществлялось также в области сельского хозяйства. Помощь СССР в этой сфере выражалась в строительстве ирригационных систем, создании госсектора в сельском хозяйстве, организации машинно-тракторных станций (МТС), элеваторов, поставках семян, сельскохозяйственной техники и т.д. После 1978 г. в районе г. Джелалабада был сооружен ирригационный комплекс с каналом протяженностью около 70 км, что позволяло орошать более 25 тыс. га новых земель в густонаселенной Мангархарской провинции [34]. Этот район был единственным, где климатические условия благоприятствовали выращиванию субтропических культур на орошаемых каналом землях. При содействии СССР были созданы две государственные фермы, специализировавшиеся на выращивании цитрусовых и маслин [35].
СССР стремился расширить материально-техническую базу аграрного сектора. По советскому опыту в ДРА стали строить машинно-тракторные станции. Уже в июле 1979 г. было подписано соглашение, предусматривавшее создание в 1979—1982 гг. семи машинно-тракторных станций (МТС), поставку сельскохозяйственной техники и направление советских специалистов [36]. При этом афганским организациям предоставлялись кредиты для приобретения сельхозтехники на очень выгодных условиях: рассрочка платежей сроком до 10 лет под 3% годовых, включая два года льготного периода [37]. К началу 1984 г. в Афганистане было создано и функционировало 5 МТС [38], которые обеспечивались советской сельхозтехникой. Они насчитывали 47 гусеничных тракторов ДТ-75, 222 плуга, 77 зерноуборочных комбайнов СК-5 «Нива», 117 культиваторов, 177 тракторных прицепов, 17 автомобилей, самосвалов и т.д. [39] В общей сложности в 1979—1984 гг. было поставлено более 6 тыс. единиц сельхозтехники на сумму 3,2 млн. рублей [40].
Создание МТС требовало обучения местных афганских кадров. В 1979—1983 гг. на курсах механизаторов, открывавшихся при МТС, было подготовлено 183 чел. и 34 обучено индивидуально. Однако МТС во многом функционировали благодаря советским специалистам, численность которых в начале 1984 г. составляла 423 чел., из которых 192 были механизаторами [41]. Помощь сельскому хозяйству, в том числе и на безвозмездной основе, осуществлялась также семенами, удобрениями и т.д. По соглашению от 24 декабря 1980 г. в период 1981—1983 гг. СССР поставил: семена пшеницы — 30 тыс. т, сахарная свекла — 90 тыс. т, хлопчатник — 4 тыс. т; фосфатные и сложные удобрения — 29,6 тыс. тонн [42]. Подобные соглашения подписывались и в последующие годы. Так, по соглашению от 5 июля 1983 г. в 1984—1985 гг. СССР на безвозмездной основе обязывался поставить 20 тыс. т семян пшеницы, 60 тыс. т сахарной свеклы, 2 тыс. т хлопчатника, 20 тыс. т фосфатных и сложных удобрений [43].
Значительное место в отношениях между СССР и ДРА занимало сотрудничество в сфере науки, образования, медицины. В этих областях после прихода к власти НДПА также были достигнуты серьезные результаты. Прежде всего, отметим, что уже в декабре 1978 г. впервые в истории Афганистана была создана Академия наук [44]. После Апрельской революции 1978 г. в сложном положении оказался Кабульский университет: 230 опытных и квалифицированных преподавателей уволились, не поддержав «революционные преобразования» [45]. СССР на безвозмездной основе командировал преподавателей. На начало 1986 г. в университете работало 50 советских специалистов, из них — 4 доктора и 28 кандидатов наук, 18 специалистов без степени (14 преподавателей русского языка, 3 переводчика, 1 зав. лабораторией). Они вели занятия по 61 предмету [46]. Советские преподаватели работали на восьми факультетах из 13 [47]. В 1986/87 уч. году здесь работали: доктор философских наук, профессор В.А. Асеев, доктор исторических наук, профессор Б.А. Ширяев, доктор физико-математических наук A.C. Москвин, кандидат биологических наук С. С. Турин и др. [48]
При помощи СССР на безвозмездной основе в Кабуле был построен Институт общественных наук ЦК НДПА. Комплекс включал в себя учебный корпус на 300 слушателей с библиотекой, зал Ученого совета, читальный зал, книгохранилище, типографию, фотолабораторию, лингафонный кабинет; общежитие площадью 1800 кв. м на 300 мест; конференц-зал на 400 мест; спортзал размером 18x36 м с раздевалками и душевыми; столовую на 128 посадочных мест с кухней; хозблок, в котором размещалась котельная, мастерская для ремонта машин, прачечная; три корпуса жилых домов на 63 квартиры для преподавателей и сотрудников; склад для хранения материалов. Кроме того, была выполнена в соответствии с проектом прокладка теплотрассы, электрических, телефонных и других наружных и внутренних коммуникаций, а также проведено строительство дорог, благоустройство территории, устройство наружного освещения, строительство КПП, охранных вышек, каменного забора и др. Строительство ИОН было начато в 1982 г. и заняло 3,5 года [49].
Серьезное внимание в отношениях между двумя странами занимало сотрудничество в области развития профессионально-технического образования в Афганистане. К середине 1987 г. с помощью СССР были созданы и функционировали 10 из 12 профтехучилищ, в которых обучалось 3500 учащихся по 40 рабочим профессиям [50].
Существенная помощь со стороны СССР оказывалась также в области медицины — фактически создавалась новая система здравоохранения, которой в Афганистане никогда не было. До Апрельской революции 1978 г. в 15-миллионной стране насчитывался всего 901 врач (один на 20 тыс. чел.), функционировало 76 больниц (5419 коек: одна на 3 тыс. жителей) [51]. СССР оказывал помощь в строительстве больниц и поликлиник, их оснащении оборудованием, безвозмездно передавал медикаменты, готовил медработников, командировал в Афганистан врачей.
Еще в 1976 г. с помощью СССР был введен в действие военный госпиталь на 400 коек в Кабуле, оснащенный советским оборудованием. Госпиталь был передан в дар афганскому народу. В мае 1979 г. при нем открыли поликлинику на 500 посещений в день [52]. Острая нехватка больниц требовала увеличить их количество. В течение 9 лет — с 1979 по 1988 г. — было построено 35 новых больниц, их общее число достигло 111. Чрезвычайно важной задачей являлась подготовка медицинских кадров. В мае 1979 г. на базе медицинского факультета Кабульского университета был создан самостоятельный медицинский институт Минздрава Афганистана. В медицинские вузы СССР на учебу принимались афганские граждане. В частности, в 1980 г. их было 97 [53]. Численность врачей в стране удалось увеличить в 9 раз, в 1988 г. она составила 7,1 тыс. человек [54].
Огромное значение для афганской медицины имела безвозмездная поставка медикаментов и оборудования. Уже в 1979 г. было подписано подобное соглашение, предусматривавшее поставки, в частности, гипса медицинского — 2 т, наборов операционных — 10 штук и т.д. [55] Подобные поставки осуществлялись и в последующем. В отчете о командировке советской медицинской делегации в июне 1980 г. отмечалось: «В порядке оказания безвозмездной медицинской помощи в Афганистан за последние годы направлено 18 млн. доз оспенной вакцины и 11 млн. доз холерной вакцины» [56]. За 10-летний период сотрудничества в сфере здравоохранения были достигнуты серьезные положительные результаты, но, тем не менее, оно еще было развито слабо, особенно в провинциях.
Советский Союз был не только главным торговым партнером Афганистана в период войны, но и главным его кредитором. Причем кредиты предоставлялись на весьма льготных условиях, под 2—3% годовых сроком на 12—15 лет. Первый кредит на экономические цели был выдан 1 марта 1979 г. на сумму 200 млн. руб., в декабре 1980 г. снова был выделен кредит на 200 млн. руб., в 1985 г. — на сумму 168 млн., в 1987 г. — на 50 млн., в марте 1988 г. — на 15 млн., в феврале 1988 г. — на 20 млн. рублей [57]. По просьбе афганского правительства, для облегчения экономического положения страны СССР нередко соглашался на предоставление отсрочки платежей по государственным кредитам. На начало 1988 г. эта сумма составила 897 млн. руб., в том числе 761 млн. руб. — после прихода к власти НДПА. На середину 1988 г. задолженность Афганистана по государственным кредитам, предоставляемым на экономические цели, составила 1,2 млрд. руб., а с учетом спецкредитов — свыше 2,1 млрд. рублей [58].
С приходом к власти М. С. Горбачёва политика СССР в отношении Афганистана изменилась. Был взят курс на вывод советских войск из этой страны и ограничение советского политического и идеологического присутствия. Окончательное решение о выводе войск было принято 13 ноября 1986 г. на заседании Политбюро ЦК КПСС: «Стратегическая цель — в один, максимум два года завершить войну и вывести войска» [59]. На этом же заседании Генсек сделал важный политический вывод, признавшись: «... мы же не социализма там хотим» [60]. Это был резкий отход от прежней стратегической политики КПСС. Новая стратегия СССР в отношении своего соседа теперь заключалась в сохранении в модифицированном виде политического режима и статуса Афганистана как независимого, нейтрального и дружественного государства.
Следует заметить, что приняв решение о выводе войск, тем не менее, руководство СССР не собиралось сворачивать экономическое сотрудничество и помощь Афганистану. В экономической и идеологической стратегии появились качественно новые явления: СССР стал сотрудничать с представителями частного сектора и создавать для его развития более благоприятные условия. Посол в Кабуле Н.Г. Егорычев убеждал членов Комиссии Политбюро ЦК КПСС по Афганистану в том, чтобы «незамедлительно решать вопрос о сбалансированности нашей торговли с частными афганскими фирмами и купцами, так как вопрос приобретает не только торгово-экономическое, но и политическое звучание [61]».
С целью расширения социальной базы режима Наджибуллы была предпринята попытка создания небольших совместных государственно-частных предприятий. Для этого СССР выделил кредит на сумму 50 млн. рублей. Данные предприятия должны были в основном производить потребительские товары. Были также созданы два совместных советско-афганских торговых акционерных общества: «Афторг» и «Афтенто», которые занимались вопросами продвижения советских товаров на афганский рынок, а также закупками афганских товаров [62]. Через «Афторг» продавались такие советские товары, как металлическая и фарфоровая посуда, обувь, спортивные, канцелярские товары, хозяйственные изделия и др. Из Афганистана в СССР планировалось поставлять ковры, меховые и трикотажные изделия, сухофрукты, орехи и т.д. [63]
Важным направлением экономической помощи накануне вывода советских войск стала новая форма сотрудничества — прямые связи между советскими республиками, областями и организациями с провинциями и организациями Афганистанам. Предусматривалось сотрудничество в области науки и культуры, обмен производственным опытом, помощь в области подготовки афганских специалистов, поставки товарно-материальных ресурсов за счет резервов республик и регионов СССР [65]. Предполагаемая сумма поставок по прямым связям определялась в 60 млн. рублей. Уже в августе 1988 г. из СССР и союзных республик в Афганистан поступило 32 тыс. т товаров, из которых в афганские провинции было отгружено 24 тыс. тонн [66]. Устанавливались прямые шефские связи между производственными объединениями. В частности, такой протокол был подписан между ГПО «Средазгазпром» и департаментом «Афтогаза», по которому предполагалось предоставить производственный опыт в области бурения, добычи газа и газового конденсата, капитального ремонта скважин; передать отдельные виды оборудования и материалов для объектов газовой промышленности Афганистана; подготовить специалистов в области газодобывающей промышленности в количестве 56 человек [67].
Третье направление новой экономической стратегии не являлось новым — оно касалось безвозмездной помощи. При этом объем этой помощи не сокращался, а наоборот, увеличивался. В феврале 1987 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление, в котором предусматривалось предоставление безвозмездной гуманитарной помощи в течение 1987 г. на сумму 950 млн. рублей [68]. Рост безвозмездной помощи подтверждается сравнительными данными. Если с 1978 по 1988 г. ее объем составил более 1,4 млрд. руб., то более 50% этой суммы приходилось на 1987—1988 годы [69]. 11 сентября 1988 г. президент Афганистана, генеральный секретарь ЦК НДПА Наджибулла направил послание Горбачёву, в котором обрисовал тяжелое положение правящего режима. В частности, отмечалось, что «с началом вывода советских войск значительно ослаб военный потенциал государственной власти, усилился моральный дух контрреволюции». Он также предупреждал советского руководителя о том, что в случае победы моджахедов «Народно-демократическая партия Афганистана не только будет отстранена от власти, но и разгромлена. А тысячи и тысячи ее членов уничтожены. И едва ли те, кто придет к власти на волнах исламского фанатизма в качестве победителей, будут строить свои отношения с Советским Союзом на основах дружбы и сотрудничества» [70].
Подобную перспективу в Москве не хотели допускать. Вывод советских войск продолжался, но экономическое сотрудничество пытались расширить. Свидетельством этому является подписание Долгосрочной программы экономического, технического и торгового сотрудничества на период до 2000 г. во время визита в Москву премьер-министра Афганистана М.Х. Шарка 19—20 сентября 1988 года. Кроме того, были подписаны Соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве с предоставлением 300 млн. руб. на проведение проектно-изыскательских и первоочередных работ по объектам, предусмотренным Долгосрочной программой, и Протокол о продолжении в 1989—1993 гг. приема на обучение в вузы и техникумы СССР 1500 афганцев ежегодно [71]. Помимо этого, СССР дал согласие осуществлять безвозмездную поставку товаров в течение 5 лет, предоставить на 1989 г. дополнительно безвозмездную товарную помощь в объеме 120 млн. руб., а также заявил о готовности оказать в этом же году товарную помощь на 150 млн. руб. в рамках разрабатываемой ООН Программы чрезвычайной помощи Афганистану — всего на 270 млн. рублей. Немаловажным для Афганистана было и то, что СССР предоставил отсрочку платежей на 10 лет по советским государственным кредитам, кроме того предусматривалось предоставление кредита для сбалансирования клиринговых расчетов между СССР и Афганистаном на 12 лет под 2% годовых [72].
Однако реализация столь амбициозной программы, какой являлась «Долгосрочная программа ...», после вывода советских войск становилась маловероятной. Афганские провинции захватывались моджахедами, многие хозяйственные объекты ими либо уничтожались, либо разворовывались и закрывались. В этих условиях советская сторона вынуждена была корректировать объемы экономической и финансовой помощи. Министр внешнеэкономических связей СССР К.Ф. Катушев информировал соответствующие инстанции: «Планом на 1989 год предусмотрено оказание технического содействия Афганистану в объеме 82 млн. рублей. В связи с приостановкой сотрудничества по ряду объектов, связанной с военно-политической обстановкой в Демократической Республике Афганистан, МВЭС предлагает уменьшить плановые задания на 53 млн. рублей (в т.ч. 45 млн. рублей — госкредит, 4 млн. рублей — коммерческий кредит, 4 млн. рублей — наличный расчет)» [73]. Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что Советский Союз в период войны оказывал значительную помощь в различных сферах экономики Афганистана. Политическим мотивом, которым при этом руководствовался СССР, была поддержка дружественного режима, провозгласившего курс на строительство социализма. Но объективно эта помощь способствовала развитию как экономики, так и некоторых важных социальных сфер афганского общества, особенно здравоохранения и образования. В современном афганском обществе существует такое понимание, именно поэтому образ «шурави» приобретает положительный смысл.
Примечания:
1. Известия. 1955. 16—18,20 декабря.
2. Известия. 1963. 12—13,15—16,18,20 октября.
3. История дипломатии. Т. 5. Кн. 1. М. 1974, с. 528.
4. АЛЛАН П., КЛЕИ Д. Афганский капкан. Правда о советском вторжении. М. 1999, с. 53.
5. Демократическая Республика Афганистан. М. 1981, с. 9, 67, 73.
6. АЛЛАН П., КЛЕЙ Д. Ук. соч., с. 69.
7. Правда. 4.V. 1978.
8. КОРНИЕНКО Г.М. Холодная война. Свидетельство ее участника. М. 2001, с. 238.
9. Цит. по: Там же, с. 238.
10. Выступление A.A. Громыко на пленуме ЦК КПСС. 23 июня 1980 года. Российский государственный архив научной информации (РГАНИ), ф. 89, оп. 14, д. 40, л. 1.
11. Там же, л. 6.
12. Красная звезда. 18.XI.1989.
13. РУБЦОВ Ю.В. Советский Союз в «необъявленной» войне в Афганистане (1979—1989 . годы): осмысление прошлого. — Новая и новейшая история. 2009, № 1, с. 50.
14. Позиция руководства США в связи с вводом советских войск в Афганистане в 1979 г. Документы. — Там же. 1997, № 3, с. 116.
15. Советник по экономическим вопросам посольства СССР в ДРА Б. А. Титов господину Асилю — президенту департамента производства Министерства планирования Демократической Республики Афганистан. 17 января 1979 г. Российский государственный архив экономики (РГАЭ), ф. 365, оп. 9, д.2703, л. 6.
16. Внешняя торговля СССР. 1983, № 4, с. 28.
17. Протокол о товарообороте между Союзом Советских Социалистических Республик и Демократической Республики Афганистан в 1984 году. 27 декабря 1984 г. РГАЭ, ф. 413, оп. 13, д. 7560, л. 122—125.
18. Справка о советско-афганских торговых отношениях. 17 февраля 1988 г. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ), ф. 797, on. 1, д. 27, л. 64.
19. Там же.
20. Там же.
21. Соглашение о безвозмездной поставке товаров из СССР в Демократическую Республику Афганистан в 1980—1984 гг. РГАЭ, ф. 413, оп. 13, д. 7560, л. 45.
22. Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Демократической Республики Афганистан об экономическом и техническом сотрудничестве. 1 марта 1979 г. Там же, ф. 365, оп. 9, д.2703, л. 13—19.
23. Горно-обогатительный комбинат и медеплавильный комбинат «Айнак» в Демократической Республике Афганистан. Технико-экономическое обоснование строительства (ТЭО). Там же, ф. 4372, оп. 67, д. 3289, л. 89.
24. Там же, л. 85.
25. Справка о сотрудничестве с Демократической Республикой Афганистан в области газовой промышленности. 20.04. 1986 г. Там же, ф. 458, on. 1, д. 9039, л. 2.
26. Там же, л. 1,3.
27. Там же, л. 2.
28. Справка об экономическом и техническом сотрудничестве Советского Союза и Республики Афганистан. Февраль 1988 г. РГАСПИ, ф. 797, on. 1, д. 27, л. 89.
29. Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Демократической Республикой Афганистан об экономическом и техническом сотрудничестве. 1 марта 1979 г. РГАЭ, ф. 365, оп. 9, д.2703, л. 13.
30. БОНДАРЕНКО И.Н. Как мы строили в Афганистане. М. 2009, с. 33.
31. Справка об экономическом и техническом сотрудничестве Советского Союза и Республики Афганистан. Февраль 1988 г. РГАСПИ, ф. 797, on. 1, д. 27, л. 88; БОНДАРЕНКО И.Н. Ук. соч., с. 34, 37—40.
32. Справка об экономическом и техническом сотрудничестве Советского Союза и Республики Афганистан. Февраль 1988 г. РГАСПИ. ф. 797, on. 1, д. 27, л. 88; Внешняя торговля СССР. 1988, № 4, с. 34.
33. Экономическое положение Республики Афганистан; Торгово-экономическое сотрудничество между СССР и Афганистаном. РГАНИ, ф. 797, on. 1, д. 33, л. 30.
34. Внешняя торговля СССР. 1983, № 4, с. 26.
35. Там же, 1980, № 5, с. 17—18.
36. Соглашение об оказании Демократической Республике Афганистан технического содействия в создании машинно-тракторных станций. 30 августа 1979 г. РГАЭ, ф. 365, оп. 9, д. 2703, л. 96.
37. Там же, л. 98.
38. О техническом содействии ДРА в создании машинно-тракторных станций. Там же, ф. 446, оп. 1, д. 3795, л. 1.
39.Наличие сельскохозяйственной техники в машинно-тракторных станциях в ДРА на 01.01.1984 г. (советского производства). Там же, л. 17.
40. О техническом содействии ДРА в создании машинно-тракторных станций. Там же, л. 1.
41. Справка о деятельности машинно-тракторных станций в ДРА в 1979—1983 гг. Там же, д. 3651, л. 19,24.
42. Соглашение о поставке безвозмездной помощи семян и удобрений из СССР в ДРА в 1981—1983 гг. 24 декабря 1980 г. Там же, оп. 13, д. 7560, л. 61—62.
43. Соглашение о безвозмездной поставке семян и удобрений из СССР в Демократическую Республику Афганистан в 1984—1985 гг. 5 июля 1983 г. Там же, оп. 13, д. 7560, л. 113— 115.
44. АРИСТОВА Л.Б. Социальная инфраструктура Афганистана (система просвещения и здравоохранения в конце 70-х — середине 80-х годов). В кн.: Афганистан: история, экономика, культура. Сб. статей. М. 1989, с. 100.
45. Отчет о работе советских специалистов Кабульского университета в 1984 году. Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ), ф. 9606, оп. 11, д. 323, л. 4—10.
46. Отчет о работе советских специалистов Кабульского университета в 1985 году. Там же, д. 354, л. 11.
47. Там же, л. 10.
48. Кабульский университет. Краткая справка. Там же, л. 36—37.
49. БОНДАРЕНКО И.Н. Ук. соч., с. 82,93.
50. Отчет об итогах поездки делегации Госпрофобра СССР в Демократическую Республику Афганистан. ГА РФ, ф. 9507, оп. 6, д. 2791, л. 11.
51. Демократическая Республика Афганистан: Справочник. М. 1981, с. 151.
52. Отчет о командировке в Демократическую Республику Афганистан с 11 по 18 июня 1980 года. ГА РФ, ф. 8009, оп. 50. д. 8855, л. 131.
53. Там же, л. 132.
54. Экономическое положение Республики Афганистан; Торгово-экономическое сотрудничество между СССР и Афганистаном. РГАСПИ, ф. 797. on. 1, Д. 33. л. 14.
55. Соглашение о безвозмездной поставке некоторых товаров из Союза Советских Социалистических Республик в Демократическую Республику Афганистан в 1979 году. 20 декабря 1979 г. РГАЭ, ф. 413, оп. 32, д. 117, л. 2—4.
56. Отчет о командировке в Демократическую Республику Афганистан с 11 июня по 18 июня 1980 года. ГА РФ, ф. 8009, оп. 50, д. 8855, л. 132.
57. Экономическое положение Республики Афганистан; Торгово-экономическое сотрудничество между СССР и Афганистаном. РГАСПИ, ф. 797, on. 1, д. 33, л. 34.
58. Там же, л. 65.
59. В Политбюро ЦК КПСС... По записям Анатолия Черняева, Вадима Медведева, Георгия Шахназарова (1985—1991). М. 2008, с. 104. -
60. Там же, с. 106.
61. Материалы Егорычева Н.Г. к Комиссии Политбюро ЦК КПСС. 6 мая, 27 июня 1988 г. РГАСПИ, ф. 797, on. 1, д. 31, л. 25.
62. Справка о советско-афганских торговых отношениях. 17 февраля 1988 г. Там же, д. 27, л. 67.
63. Советско-афганское торговое общество «Афторг». — Внешняя торговля СССР. 1988, № 10, с. 33.
64. НАБАТ М. М. Стратегия экономической помощи СССР Афганистану накануне вывода советских войск. — Вестник СПбГУ. Востоковедение и африканистика. 2018, т. 10, вып. 1,с. 124.
65. О прямых связях с Афганистаном (сентябрь 1988 г.). РГАСПИ, ф. 797, on. 1, д.ЗЗ, л. 67.
66. Там же, л. 70.
67. Протокол об установлении прямых шефских связей между ГПО «Средазгазпром» Ми-нистерсва газовой промышленности СССР и департаментом «Афгангаз» Министерства горных дел и промышленности Республики Афганистан. 26 февраля 1988 г. РГАЭ, ф. 458, on. 1, д. 9868, л. 1, 5.
68.0 расширении безвозмездной помощи СССР и товаров, поступающих в Республику Афганистан по линии прямых шефских связей. РГАСПИ, ф. 797, on. 1, д. 27, л. 129.
69. Справка о ходе оказания Республике Афганистан безвозмездной помощи. РГАНИ, ф. 797, on. 1, д.ЗЗ, л. 84.
70. Письмо Президента Республики Афганистан Наджибуллы М. Горбачёву М. С. РГАСПИ, ф. 797, on. 1, д. ЗЗ. л. 120—132.
71. ЕГОРЫЧЕВ Н.Г. Солдат. Политик. Дипломат. Воспоминания об очень разном. М. 2017, с. 334.
72. Там же, с. 334; НАБАТ М.М. Ук. соч., с. 127; Внешняя торговля СССР. 1989, № 1, с. 26.
73. Министр внешнеэкономических связей Катушев К.Ф. Председателю Государственной внешнеэкономической комиссии Совета Министров СССР т. Каменцеву В. М. Об уточнении лимитов экспорта и объемов оказания технического содействия на 1989 год. 13 июля 1989 г. ГА РФ, ф. 5446, оп. 150. д. 1876, л. 74.
Кстати, все актуальные публикации Клуба КЛИО теперь в WhatsApp и Telegram:
подписывайтесь и будете в курсе.
Поделитесь публикацией!
© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: