ПОИСК ПО САЙТУ

redvid esle



Студенческие строительные отряды как инструмент молодежной политики в районе нового освоения

На фото:
Строительство Байкало-Амурской магистрали.
Один из студенческих строительных отрядов. Россия
Дата

Источник
RIA Novosti archive, image #596802, http://visualrian.ru/ru/site/gallery/#596802 6x6 slide / 6х6 слайд
Автор
Igor Vinogradov / Игорь Виноградов, лицензия CC-BY-SA 3.0



Авторы: 

Источник: Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки

Статья посвящена активному движению студенческих строительных отрядов в 50-80-х годах ХХ века в Советском Союзе, создававшихся и действовавших в Иркутской области и Республике Бурятии, где была большая концентрация всесоюзных строек: Братская и Усть-Илимская ГЭС, Байкало-Амурская магистраль. Автор рассматривает основные направления работы с молодежью в ССО: идейно-политическое, патриотическое и интернациональное. 



Студенческие строительные отряды, интернациональные отряды, БАМ

Студенческие строительные отряды (ССО) можно назвать уникальным явлением в СССР вообще, и в Восточной Сибири в частности. Это были студенческие коллективы, объединенные производственными, политико-идеологическими и общественно-воспитательными задачами.

Первые студенческие строительные отряды Иркутской области летом 1961 года работали на строительстве птичников, животноводческих помещений. Они объединяли около 800 студентов. На строительстве Братской ГЭС и второй очереди стадиона «Труд» работало более 500 студентов. В 1962 году 400 студентов Иркутского политехнического института весь летний период работали на стройках в Куйтунском районе1.

Студенческие отряды со своим управлением и уставом в Иркутской области впервые появились на трассе Абакан-Тайшет, куда в 1964-1965 годах выезжали студенты Иркутского политехнического института2. Иркутская область активно включилась во всесоюзное стройотрядовское движение. В студенческих строительных отрядах 1970 года, формируемых на территории Иркутской области, насчитывалось 4002 чел., среди которых студентами вузов являлись 3367. Из них мужчин было 2585, а женщин - 782. Среди студентов вузов 1376 чел. являлись первокурсниками, 1076 - окончили второй курс и 788 - третий. Из них 1704 чел. выехали в первый раз в составе отряда, а 1663 уже неоднократно работали в третьем трудовом семестре3.

В 1972 году областным студенческим отрядом при плане 9199 тыс. р. было освоено 9807 тыс. р. капитальных вложений. Было принято к строительству 320 объектов жилищного, культурно-бытового и производственного назначения: 13 жилых домов, один кинотеатр, один гараж на 200 машин, завод трубных заготовок, зона противочумного института, инженерные сети, трансформаторы, очистные сооружения4. В эксплуатацию был сдан 121 объект: 46 жилищного строительства, 5 культурно-бытового, 70 производственного строительства.

В строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали студенческие строительные отряды также активно принимали участие. 28 апреля 1975 года на Бурятский участок БАМа прибыли 209 молодых ленинградцев. Сводный областной комсомольский отряд был разделен на четыре линейных: «Дзержинец», «Монолит», «Прометей» и «Атлант». Командиром последнего был Юрий Пономарев. Бойцы отрядов «Дзержинец» и «Монолит» во главе с Анатолием Кошкиным направлены в район Уояна, влились в состав СМП-572, а «Прометея» и «Атланта», возглавляемые Владимиром Зинкевичем, - высадились на мысе Курлы5. В 1977 году на БАМе работало 13 студенческих отрядов, общей численностью 757 чел. В состав ССО входили и иностранцы - 254 студента из 47 стран6.

Всю свою деятельность студенческие отряды советского времени осуществляли под руководством комитетов комсомола, в тесном контакте с партийными, профсоюзными и государственными органами. Студенческие строительные отряды создавались комсомольскими организациями высших и средних специальных учебных заведений на принципах добровольности и направлялись на объекты.

Все строительные отряды по территориальному признаку и по принадлежности к строительной организации были объединены в пять (по Иркутской области) районных штабов. Районные штабы включали организационную, политическую, инженерную, медицинскую службы и службу снабжения. Численность штабов составляла от 4 до 9 чел.7

Проблемы, возникающие на первом этапе стройотрядовского движения Иркутской области и Бурятской АССР, были в основном характерны для большинства студенческих строительных отрядов этого периода, и бороться с ними следовало в рамках всей страны, а не усилиями организаций, представлявших один город или вуз, хотя ряд мелких проблем вполне можно было ликвидировать и на местном, региональном уровне, но это требовало определенных временных затрат.

Так, практика 1970 года показала, что некоторые руководители хозяйственных, профсоюзных и комсомольских организаций ослабили внимание к вопросам техники безопасности, в результате чего допускались нарушения правил и норм по охране труда. Поэтому Президиум ЦК профсоюза постановил провести в мае-июне 1971 года проверку подготовленности строительных организаций к приему студенческих отрядов, обратив при этом особое внимание на нормальное обеспечение студентов жильем, горячим питанием, наличием санитарно-бытовых помещений на производстве, медицинской помощи и соответствующего культобслуживания8.

Естественно возникали проблемы с соблюдением устава и распорядка дня. Например, в 1967 году из стройотрядов было отчислено 16 чел.: 14 - за нарушение сухого закона, 1 - за нарушение режима (вернулся из поселка в 5 часов утра), 1 - за нарушение режима и нетактичное поведение в коллективе9. К сожалению, не обходилось и без несчастных случаев. В том же году в п. Усть-Уда во время плавания погиб студент Политехнического института А.Е. Попов10.

В период подготовки и комплектования студенческих строительных отрядов ректораты и профсоюзные организации многих вузов уделяли большое внимание обучению студентов строительным профессиям, правилам техники безопасности.

Особое внимание было уделено подбору командных кадров строительных отрядов. Многие вузы на должность командиров, комиссаров и инженеров строительных отрядов утвердили молодых преподавателей или аспирантов, что способствовало значительному улучшению общей организации работы отрядов, более квалифицированному решению производственных вопросов и воспитательной работы11.

Однако республиканский и областной штабы не осуществляли необходимого контроля над организацией и состоянием охраны труда на участках работ, выполняемых стройотрядами. Поэтому Коллегия Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР и президиум Республиканского комитета профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений РСФСР 23 декабря 1971 года постановили: запретить направлять командирами, инженерами и мастерами студенческих строительных отрядов студентов II-III курсов, запретить использовать студентов на разборке зданий и сооружений, на валке леса, механиками пилорам и крановщиками башенных кранов12.

Производственная деятельность студенческого строительного отряда осуществлялась на основе хозяйственного договора, заключаемого каждым отрядом с хозяйственной или строительной организацией и утверждаемого областным, краевым или республиканским штабом студенческих строительных отрядов, а также соответствующим органом хозяйственной или строительной организации.

Выбор объектов или видов работ при заключении хозяйственных договоров производился с учетом важности стройки, возможностей их выполнения силами студентов, максимального обеспечения их ввода в эксплуатацию. Деятельность студенческого отряда основывалась на принципе его производственной самостоятельности, что означало наличие у отряда самостоятельного фронта работ, постоянного рабочего коллектива отряда и производственных бригад, правом перемещения которых обладал только штаб отряда, самостоятельного технического руководства работами мастером отряда.

Выполняя строительные работы, отряд призывался обеспечить своевременное и качественное выполнение принятых обязательств, достижение высокой производительности труда, широкое проведение социалистического соревнования, экономию строительных материалов за счет бережного их расходования и внедрения рационализаторских предложений; бороться за максимальное обеспечение ввода строящихся объектов в эксплуатацию13.

Одним из главных вопросов в деятельности студенческих строительных отрядов являлся вопрос о режиме труда и отдыха: лишь правильное соотношение рабочего времени и времени, необходимого для отдыха, могло дать значительный экономический и воспитательный эффект.

Примерный план режима дня в студенческом строительном отряде выглядел так:
«06.00 - Подъем.
06.00 - 06.30 - Физзарядка, туалет.
06.30 - 07.00 - Завтрак.
07.00 - 12.00 - Работа.
12.00 - 14.00 - Обед.
14.00 - 19.00 - Работа.
19.00 - 20.00 - Ужин.
20.00 - 23.00 - Культурно-массовые мероприятия и общественная работа.
24.00 - Отбой»14.

Воскресенье являлось выходным днем. Иногда из-за погодных условий выходной день переносили.

Кроме работы бойцы отрядов вели политическую работу, организовывали самодеятельность, спортивные соревнования, устраивали праздники в пионерских лагерях15. Важной составной частью культурно-массовой и агитационно-пропагандистской работы ССО являлась деятельность агитбригад. Программы агитбригад были подобраны и отрепетированы в подготовительный период.

В 1977 году стройотрядовцы, работавшие на БАМе, организовали лекторские группы. Местному населению было прочитано 352 лекции и доклада. Особый интерес представляли лекции 74 иностранных студентов, вошедших в состав групп. Они рассказывали о своей родине, о проблемах и т.д.16

Мероприятия идейно-воспитательной и общественно-политической работы со временем получали все новые и новые черты. Так, в Постановлении бюро Иркутского ОК ВЛКСМ и Президиума совета ректоров Иркутска от 9 февраля 1985 года «Об организации работы студенческих отрядов в летний период 1985 г. на стройках и предприятиях области» говорилось о необходимости развивать движение «студенческие отряды - детям».

Так в г. Братске каждый ССО обязан был отработать субботник и на заработанные деньги купить нужные предметы детям-сиротам. Студенческие отряды также помогали ветеранам Великой Отечественной войны, участвовали в операции «Поиск»17.

Студенческие строительные отряды стали хорошей школой интернационального воспитания. Уже летом 1967 года в Иркутском областном отряде работали 106 студентов-иностранцев. Из них на строительстве «Хребтовая - Усть-Илимская» 33 чел. из 20 стран в составе отряда Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы и 30 монголов в составе отряда «Дружба»18. В 1975 году на строительство Усть-Илимского ЛПК прибыл интернациональный отряд в 5 тыс. чел. из 5 стран - членов Совета Экономической Взаимопомощи. На строительство Усть-Илимска приехали интернациональные отряды вузов Москвы, основной костяк которых состоял из студентов Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы19.

Проверки студотрядов, где были иностранные учащиеся, показали, что последние оказывали благотворное влияние на советскую молодежь. Неоднократно отмечалось, что резко повышалось качество отрядов, усиливалось внимание со стороны ректоратов, парткомов и комитетов ВЛКСМ вузов; улучшалась дисциплина, культурно-массовая, идейно-воспитательная работа; повышалась производительность труда20.

В 1981 году в Иркутской области появляется новый вид ССО - отряд безвозмездного труда «Политехник». Стройотрядовцы в нем не получали заработной платы, работали пять дней в неделю по восемь часов. В 1983 году в нем трудилось 14 девушек и 14 юношей. Данный отряд работал в сельской местности21.

Как молодежный трудовой коллектив студенческие строительные занимались и молодежью с девиантным поведением, или, как тогда говорилось, с «трудновоспитуемыми». Впервые это практика была апробирована в 1966 году. В ССО ребят направляли районные отделения милиции и дирекция школ. Подростков распределяли по отрядам от 2 до 6 чел22. Трудновоспитуемых направляли, как правило, на более легкие работы, при этом продолжительность рабочего дня сохранялась такой же, как и для других стройотрядовцев. Первоначально размер их заработанной платы составлял 75% от обычной, но затем сравнялся с ней.

Таким образом, студенческие строительные отряды были уникальными образованиями. Несмотря на то, что изначально они создавались для обеспечения трудом и заработком учащихся вузов, в их деятельности включались все направления работы с молодежью - идейно-политической, патриотическое и интернациональное воспитание, работа с девиантными подростками. Стройотрядовцы получали трудовую закалку и становились настоящими патриотами своей Родины.

Примечания


1 Мы помним тебя, комсомол! История. Документы. Воспоминания. Иркутск, 2000. С. 207.
2 Там же.
3 ГАНИИО (Гос. арх. новейш. истории Иркут. обл.). Ф. 185. Оп. 17. Д. 20. Л. 5.
4 Там же. Д. 36. Л. 31-33.
5 Строитель БАМА. 1976. 30 сент.
6 ГАНИИО. Ф. 185. Оп. 20. Д. 69. Л. 19.
7 Там же. Оп. 17. Д. 4. Л. 77.
8 Там же. Д. 31. Л. 1-3.
9 Там же. Д. 4. Л.79.
10 Там же. Л. 79.
11 Там же. Д. 31. Л. 3.
12 Там же. Л. 11-12.
13 Там же. Д. 34. Л. 22-23.
14 Там же. Д. 4. Л. 79.
15 Мы помним тебя, комсомол! С. 206-207.
16 ГАНИИО. Ф. 185. Оп. 20. Д. 69. Л. 20.
17 Инженер Севера. 1985. 4 апр.
18 ГАНИИО. Ф. 185. Оп. 17. Д. 4. Л. 85.
19 Мы помним тебя, комсомол! С. 207.
20 Кудашкин В.А. Медицинское обслуживание малочисленных этносов Иркутской области и Красноярского края в 50-80-е гг. ХХ в. // Вестн. Помор. ун-та. 2007. N° 4. С. 26.
21 Советская молодежь. 1983. 7 июля.
22 ГАНИИО. Ф. 185. Оп. 17. Д. 4. Л. 89.

STUDENT CONSTRUCTION DETACHMENTS AS AN INSTRUMENT OF YOUTH POLICY IN THE REGION OF NEW DEVELOPMENT (Based on the Materials of the Irkutsk Region and Buryatia)

The article is devoted to the active movement of student construction detachments in the 50-80s of the XX century. The student construction detachments were set up and functioned in the Irkutsk Region and Buryat Republic where there was a great concentration of the following All-Union construction areas: Bratsk Hydroelectric Power Plant, Ust-Ilimsk Hydroelectric Power Plant and Baikal-Amur Mainline. The author considers the following main trends work with young people in the SCDs: ideological and political, patriotic and international.
Контактная информация: Головоненко Дмитрий Владимирович e-mail: Golovanenko_dima@mail.ru Кудашкин Вячеслав Александрович e-mail: slava1982_@rambler.ru

Рецензент - Лизунов П.В., доктор исторических наук, профессор кафедры философии и культурологи Северодвинского филиала Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова




Кстати, все актуальные публикации Клуба КЛИО теперь в WhatsApp и Telegram

подписывайтесь и будете в курсе. 



Поделитесь публикацией!


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.
Наверх