ПОИСК ПО САЙТУ
Советская цивилизация

Чингиз Айтматов. Советский писатель, советской Киргизии



Чингиз Айтматов

(к 90-летию со дня рождения писателя)

12 декабря 1928 г. в семье коммунистов Торекула и Назимы Айтматовых родился будущий великий писатель Чингиз Айтматов. Об этом событии сегодня пишут и говорят, проводят конференции и круглые столы в России, Киргизии и за рубежом. Почитают писателя за его литературные труды, вспоминают его общественную и государственную деятельность, постановку им общечеловеческих проблем. При этом неохотно вспоминают о том, что будущий писатель родился в советской стране, являлся членом КПСС с 1959 г. и вся его наиболее активная творческая деятельность пришлась на годы социалистического строительства в СССР. 

Творчество Чингиза Торекуловича Айтматова широко и многогранно. Но для нас наиболее важным представляется его художественный взгляд в историческое прошлое нашей Родины — СССР, в историю становления, эволюции и гибели Советской державы. 

Чингиза Айтматова по праву можно назвать летописцем советского народа. В произведениях писателя («Первый учитель», «Джамиля», «Белый пароход», «Материнское поле», «Плаха» и др.) показана история нашей страны, советской Киргизии в первые годы советской власти, в период сталинской модернизации, Великой Отечественной войны и послевоенного социалистического строительства. 

Что представляла собой Киргизии до революции? Большая её часть входила в состав Семиреченской области Туркестанского генерал-губернаторства. К началу XX в. она являлась наиболее отсталой частью Российской империи. По замыслу императорской власти, народы окраин должны были быть ассимилированы («слиты») с русскими, вот почему, например, вопросам образования и культуры туркестанское начальство практически не уделяло внимания. До Великой Октябрьской социалистической революции киргизский народ не имел своей письменности. За более чем 50 летний период с момента присоединения края, царская власть не создала в Средней Азии и Казахстане ни одного высшего учебного заведения. Не лучше обстояло дело с начальным и средним образованием. По данным Всероссийской переписи населения 1897 г., процент грамотности среди народов этого региона равнялся: киргизов – 0,6, узбеков – 1,9, таджиков- 3,9, туркменов – 0,6, казахов – 2,1(1) . К революции 1917 г. этот процент грамотности практически не изменился. 

Кроме того, среди кочевого населения имели место межплеменные распри, сохранялось господство байско-феодальной знати, наличествовали религиозные предрассудки, обычаи и традиции, мешавшие развитию человеческой личности. Всё это досталось советской власти в наследство от «благословенной России», которую некоторые современные черносотенцы пытаются сегодня воскресить и реанимировать. 

Заслуга Чингиза Айтматова состоит в том, что он красивым, художественным словом воспел тех, кто вопреки всем преградам (материально-бытовым, человеческим) строил новую жизнь, боролся за счастье бедняков, созидал социалистический строй в маленькой Киргизии. Такие люди, как герой его повести «Первый учитель», — молодой красноармеец, комсомолец Дюйшен, сын Таштанбека. Несмотря на отсутствие средств, сопротивление сородичей, насмешки богачей, Дюйшен строит в своём аиле школу и обучает детей, среди которых впоследствии появятся инженеры и врачи, учителя и академики. Дюйшен Таштанбеков рассказывает детям о революции, Ленине, советской власти, учит их тому, что знает сам, открывая им неведомый прежде мир. После смерти В.И. Ленина по зову сердца Дюйшен становится коммунистом. Дюйшен представитель той славной когорты большевистской партии, которая строила Советский Союз, а затем на их плечи легла вся тяжесть военного лихолетья… Сильные, мужественные люди, с несгибаемой волей и энергией! 

В деле народного образования, раскрепощения женщины, развития культуры советская Киргизия в 20-30-е гг. совершила мощный прорыв. В частности, к 1941 г. в Киргизии имелось шесть вузов, 33 техникума и др. средне-специальных учебных заведений, в которых обучалось свыше 9 тыс. студентов(2) . Однако после смерти И.В. Сталина начинается эрозия советского общества. Чингиз Айтматов одним из первых в нашей литературе показал процесс перерождения и коррупции среди партийно-советского руководства СССР, проявление мелкобуржуазной психологии и мещанства в быту, потери нравственных и ценностных ориентиров советским народом. Это создавало почву для последующей капиталистической трансформации, закончившейся, как известно, гибелью советской державы и ликвидацией социалистического строя. Голоса самого коммуниста Ч. Айтматова в защиту Советского Союза мы не услышали. Возможно, писатель был обижен на советскую страну за гибель отца в 1938 г., но скорее всего к тому времени он, обласканный властью, жил жизнью преуспевающего человека, далёкого от нужд и интересов простого народа. Простим ему эти человеческие слабости. В наших сердцах Чингиз Айтматов останется тем, кто подарил нам образы настоящих коммунистов, таких как Дюйшен Таштанбеков. 


Владимир Корнеев 

1 См.: Константинов Н.А., Медынский Е.Н. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет. М.: Изд-во Мин-ва просвещения РСФСР, 1948. С. 7. 
2 См.: Педагогическая энциклопедия. М.: «Сов энциклопедия», 1965. С. 399.



Советская цивилизация




© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Для подписки на новости сайта введите свой e-mail:

Доставка через FeedBurner

Наверх