ПОИСК ПО САЙТУ


Филателия сентября 30 лет союза




Мария Федулова

Сентябрь в филателии молодого советского государства явился очень урожайным месяцем. Рассмотрим первые 30 лет государства. Именно в сентябре появился или завершился ряд примечательных серий почтовых марок. Недавно, в начале 20х годов отгремела гражданская война и интервенция, а уже в 1925-м году (стоит отметить, что первыми марками СССР считаются  марки, вышедшие в свет в 1923 году) была выпущена серия из двух почтовых марок в честь 200-летнего юбилея Академии наук. Несмотря на то, что бумага, избранная для печати, простая, не очень качественная, но с водяными знаками («ковёр»). Обе марки монохромные – коричневого и оливково-зелёного цветов.





С сентября 1932 по апрель 1933 годов вышли две почтовые марки, посвящённые юбилею литературной деятельности Максима Горького. Марки так же напечатаны на простой бумаге с водяными знаками с использованием достаточно старой техники печати, фототипии. В сентябре 1934 года вышла серия из четырёх марок, посвящённая юбилею российского учёного химика Дмитрия Менделеева. Бумага такая же, простая с водяными знаками, техника фототипия. Серия исполнена известным художником Гознака Василием Завьяловым и является достаточно редкой из-за небольшого тиража (от 50 до 200 тысяч экземпляров). В том же году и месяце вышла памятная серия в честь трёх погибших советских стратонавтов. Бумага и техника те же, что и в предыдущей серии в честь великого учёного. Тираж тоже небольшой, от 110 до 150 тысяч экземпляров.



В сентябре 1938 года впервые увидела свет, можно сказать, грандиозная по своей концептуальной новизне серия «Дети советской страны». В связи с сюжетами серии, необходимо отметить некоторые моменты. Серия, по сути, явилась первой позитивной серией достижений СССР в сфере материнства и детства. Более ранние выпуски, связанные с детьми, это марки, посвящённые борьбе с беспризорностью и помощи голодающим, в том числе детям. Таким образом, именно серия 1938 года как исторический источник свидетельствует не только о позитивных переменах в государстве (когда о беспризорности и детском голоде речь не шла ), но уже об огромном рывке в здравоохранении (сюжет о детской консультации), воспитании (сюжет о детях на экскурсии рядом со скульптурой Ленина), организации досуговой деятельности (сюжет с детьми в походе в «Артеке»),  обучении (сюжеты о юных конструкторах и детях у микроскопа). 



Другой примечательный выпуск марок вышел так же, в сентябре 1938 года. Серия посвящена видам Крыма и Кавказа. В рамках выпуска увидели свет 12 монохромных марок с прекрасными пейзажами курортных городов Крыма, изображением горного участка Военно-грузинской дороги, видом территории дома отдыха имени Ф. Э. Дзержинского. Данный выпуск явился началом серии, посвящённой видам курортных мест СССР. Так же в сентябре только следующего года, 1939, вышел памятный выпуск из 4х почтовых марок, приуроченный к 50летию со дня смерти великого писателя, мастера сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина. 


Примечательно, что марки оформлял тот же художник, С. Поманский, который оформлял выпуск с видами Крыма и Кавказа. Только способ печати в отличие от серии 1938 года, где использовалась старая техника фототипии, типографский. Отдельно необходимо остановиться на выпусках марок военного периода. Здесь не стоит забывать, что в «доинтернетную» эпоху почтовая связь играла очень важную роль. Почтальона и доставляемую им корреспонденцию ждали, затаив дыхание, как что-то бесценное. В этой связи почтовые марки, как и маркированные конверты, являвшие собой и до войны плакаты в миниатюре, которые были призваны решать определённые задачи (информировать граждан СССР о важных событиях и мероприятиях, призывать их к той или иной активности и т. П.), в период Великой Отечественной войны стали ещё более важным рупором, средством сплочения и воодушевления. Несмотря на то, что большинство марок военного периода посвящены в той или иной степени тематике Великой Отечественной войны, знаки почтовой оплаты выпускались и на иные сюжеты. Например, в честь выдающихся деятелей науки (две марки, вышедшие в сентябре 1944 года в честь основоположника гидроаэродинамики С. А. Чаплыгина; две марки выпущенные



10 сентября 1943 года в честь 125-летия основоположника научного коммунизма К. Маркса и т. д.), культуры (вышедшие не в сентябре, а в других месяцах войны, знаки почтовой оплаты в честь юбилеев Горького, Репина, Крылова, Римского-Корсакова) и в память о павших героях Гражданской войны. Здесь стоит особо выделить этот выпуск, потому что 16 сентября 1944 года появилась впервые серия почтовых миниатюр, посвящённая известным военачальникам, погибшим в Гражданской войне. Ранее, в 30х годах издавались марки в память о двух погибших бакинских комиссарах, революционных деятелях, а также в честь выдающихся большевиков, учёных, исследователей, классиков марксизма-ленинизма, писателей и героев Великой Отечественной войны. Серия о героях Гражданской войны состояла из трёх марок, посвящённых Н. Щорсу, В. Чапаеву и С. Лазо. Напечатаны на бумаге двух видов, простой и серой. Изображения созданы замечательным художником-фронтовиком Владимиром Климашиным, который оформил в период войны немало воодушевляющих марок и ставших известными плакатов. 



Примечательно, что марки вышли достаточно большим тиражом в 6 миллионов экземпляров. В сентябре 1945, победного года был издан небольшой выпуск из двух почтовых марок, посвящённая 200-летнему юбилею М. Кутузова. Автором оформления стал главный художник Гознака СССР на протяжении многих лет, Иван Дубасов. Также в сентябре победного года вышла элегантная яркая серия из пяти монохромных марок, посвящённая 75-летию В. И. Ленина. Серия оформлена художником-фронтовиком, военкором, автором оформления значка октябрят, художником Нюрнбергского процесса, НиколаемЖуковым. …



Нельзя обойти вниманием масштабные серии 1947 года, посвящённые Москве. В честь дня города, именно с этого времени отмечающегося в сентябре (в 19м веке его отмечали в разные дни и месяцы)в связи с датой Бородинского сражения, были выпущены серии: «Московский
метрополитен имени В. И. Ленина. Строительство второй и третьей очередей», «10 лет каналу имени Москвы», «800-летие Москвы», «800 летие Москвы. Надпечатка текста», «800 лет Москве». 




Об этих замечательных сериях стоит писать отдельные статьи. Они создавались самыми опытными художниками Гознака, И. Дубасовым, В. Завьяловым и В. Андреев. Некоторые марки серии «800 лет Москве» печатались в листах почтовых марок с комбинацией сюжетов, одна из марок известна в малых листах, который, предположительно, являлся частью комбинированного листа. Техника печати серии тоже примечательна своим многообразием: фототипия, автотипия и печать типографская. Именно в рамках этой серии вышли впервые несколько почтовых марок, которые можно по праву назвать полноценными многоцветными марками (не считая серии в светлых тонах 1940-го года, посвящённой сельскохозяйственной выставке), когда мы видим не только рамку в одном цвете и некоторые элементы основного изображения марки другого цвета, но и попытки передать изображения с фотографической точностью (первое послевоенное десятилетие можно считать временем расцвета советской цветной фотографии), с разнообразными оттенками, полутонами. Качество печати ещё являлось весьма скромным в первые годы после войны по объективным причинам, поэтому на многоцветных марках серии «800 лет Москве» присутствует сдвиг изображения на орнаментальную рамку, что, в целом, незначительно портит изображение каждой марки. В сентябре 1948 года вышло несколько интересных серий. 6 сентября вышел выпуск в честь дня Военно-морского флота СССР из двух монохромных марок, выполненных упрмянутым ранее художником-фронтовиком Владимиром Климашиным. 13 сентября того же года вышел выпуск из четырёх марок, продолживший серию из двух марок, впервые вышедших в марте того же года, посвящённую разнообразным видам спорта в СССР.


Здесь и водно-моторный спорт, футбол, кросс, прыжки в воду в дополнение к ранее вышедшим маркам, посвящённым мотоспорту и лыжному спорту.




10 сентября 1949 года вышли почтовые марки, завершающие серию «Курорты СССР». Примечательна вся серия, но особенно завершающая её часть. Она состоит из 10 монохромных почтовых марок и 6 разновидностей (марок с, так называемыми, дефектами, отличиями от основных марок). Санаторно-курортное дело в СССР развивалось в соответствии с выдвинутым В. И. Лениным принципом «Курорты – для трудящихся». Ещё в 1918 году Совнарком принял положение о социальном обеспечении трудящихся, утвердив санаторно-курортное лечение как вид врачебной помощи. Курорты стали собственностью государства и охранными зонами, а все их пространства перешли в введение Наркомата здравоохранения РСФСР. В 1921м году подписано постановление «О домах отдыха», которые начали создавать ещё с 1920 года. В Великую Отечественную войну многие санатории, не попавшие под оккупацию или бомбёжку, стали госпиталями и занимались восстановлением сил раненых. Благодаря «курортной» серии сентября 1949 года мы узнаём о девяти санаториях и сочинском государственном зимнем драматическом театре.



20 сентября 1949 года вышла одиночная почтовая марка в память о 30-летии со дня гибели героя Гражданской войны В. Чапаева. Марка оформлена В. Климашиным. В сентябре 1949 года вышла двухсерийная марка, посвящённая физиологу И. Павлову. В оформлении использован его знаменитый портрет кисти Михаила Нестерова. Тираж сравнительно небольшой, от 500 тысяч до 1,5 миллионов экземпляров. В сентябре 1950 г. Вышла крупная серия из шести монохромных знаков почтовой оплаты в честь десятилетия провозглашения Латвийской ССР. На изображениях марок представлены памятники архитектуры как дореволюционные, так и созданные в советский период. Таким образом подчеркивается важная роль преемственности поколений и уважительное отношение к республике. В сентябре 1951 и 1952 годов вышли марки в честь выдающихся деятелей культуры царской России, 7 сентября 1951 года в честь композитора А. Алябьева (тиражом 1 миллион экземпляров) , 4 сентября 1952 года в честь писателя Г. Успенского (тиражом 500 тысяч
экземпляров). Обе марки оформлены замечательной, незаслуженно забытой советской художницей Е. Булановой, обучавшейся у М. Доброго и А. Лентулова, оформившей немало послевоенных знаков почтовой оплаты.



В сентябре 1951 года вышла серия из 4х марок на тему авиационного спорта в СССР. Впервые серия, посвящённая советскому авиационному спорту, вышла ещё до Великой Отечественной войны, в 1938 году. Марки серии, как большинство довоенных знаков почтовой оплаты, были монохромными. Серия 1951 года многоцветная, выглядит торжественнее. Оформлением марок занимался один из старейших художников Гознака, Василий Завьялов. Серия примечательна и тем, что помимо четырёх основных марок выпущено несколько разновидностей, то есть марок не идентичных, а имеющих отличия, хоть и незначительные. 11 сентября 1952 года вышла коммеморативная почтовая марка в честь юбилея отечественного флотоводца адмирала П. С. Нахимова. В оформлении автором, известным многим филокартистам, художником Е. Гундобиным, использована известная литография 19 века. Многоцветная марка вышла небольшим тиражом в 500 тысяч экземпляров, что в наше время делает её привлекательной для коллекционеров.



29 сентября 1952 года вышла одиночная юбилейная марка в честь 150-летия основания Тартуского госуниверситета Эстонской ССР. Монохромное изображение памятника архитектуры, вписанное в орнаментальную рамку, на кремовой бумаге выглядит достаточно элегантным. Тираж марки 1 миллион экземпляров. В сентябре 1953 года завершился масштабный стандартный выпуск, начавшийся в мае 1948 года. Он примечателен тем, что впервые в истории страны появилась марка с изображением учёного, человека умственного труда. Ранее на марках стандарта присутствовали: красноармеец, рабочий, лётчик, крестьянин или крестьянка, позже колхозник или колхозница, шахтёр. Огромные темпы послевоенного восстановления хозяйства позволили стране только восстановить довоенный уровень развития экономики. Помимо этого двигались вперёд все сферы – от промышленности и сельского хозяйства до образования и науки. Соответственно, уже в первое послевоенное десятилетие люди умственного труда стали такими же авторитетными и значительными представителями советского общества, как люди физического труда или воины РККА, защитники социалистического Отечества.


Кстати, все актуальные публикации Клуба КЛИО теперь в WhatsApp и Telegram

подписывайтесь и будете в курсе. 



Поделитесь публикацией!


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.
Наверх