ПОИСК ПО САЙТУ

Распоряжение о создании Авиалесоохраны СССР подписал лично И.В. Сталин



Источник: aviales.ru

7 июля 1931 года с аэродрома небольшого городка Урень Нижегородской области впервые в истории нашей страны специально для целей авиапатрулирования лесов поднялся маленький самолёт-биплан По-2. Продолжительность первого полета составила 1 час 33 мин. Эту дату принято считать рождением Авиалесоохраны. На авиаотряды были возложены задачи непосредственного выполнения авиаохраны лесов от пожаров, аэровизуального обследования лесов, обслуживание лесосплава, аэрофотосъемки лесосырьевых ресурсов, выполнение других лесоавиационных работ.

В 1936 году для выполнения  авиалесоохранных работ для нужд лесопромышленных трестов Народного комиссариата лесной промышленности СССР (в период с 1917 по 1946 годы Народные комиссариаты являлись в Советской России и Советском Союзе одними из центральных органов управления) был создан Всесоюзный государственный трест лесной авиации «Лесавиа».

Основой для создания треста «Лесавиа» стал  Ленинградский филиал Всесоюзного НИИ сельскохозяйственной и лесной авиации. В составе «Лесавиа» были организованы Ленинградский, Северный (Красноборский), Красноярский авиаотряды. В 1938 году был создан Тюменский авиаотряд.

В  1936 году состоялось выделение из лесокультурной зоны водоохранной зоны бассейна Волги и зоны ленточных боров, подведомственнных Главному управлению  лесоохраны и лесонасаждений Совета народных комиссаров СССР. Авиалесоохранные работы на данных территориях проводили Семеновский (Горьковский) и Соликамский авиаотряды.  В 1940 году на базе данных авиаотрядов была создана авиагруппа, состоящая уже из 3 авиаотрядов с базированием в г.Загорске (Московская область), в г.Семенове (Горьковская (Нижегородская) область), в г.Соликамске (Молотовской (Пермский край) области). В 1948 году для восстановления и развития ленточных боров в Алтайском крае и Казахской Советской Социалистической Республике был создан Казахский авиаотряд.

В тяжелые военные годы работы по авиационной охране лесов не прекращалась. В 1944 году были даже увеличены охраняемая площадь лесов и парк воздушных судов.

Практически сразу после окончания Великой отечественной войны, 25 декабря 1945 года, путем выделения из существующих авиаотрядов треста «Лесавиа» и реорганизации лесоохранных экспедиций, первоначальная работа которых в 30-х годах носила экспериментальный характер, были созданы Печорский, Томский, Иркутский, Забайкальский, Якутский и Хабаровский авиаотряды.

В 1947 году в Советском Союзе была утверждена новая государственная структура управления лесами. Было создано Министерство лесного хозяйства СССР, в ведение которого передали все леса страны.

В 1949 Министерством лесного хозяйства СССР на базе существующих авиаотрядов были созданы первые базы авиационной охраны лесов – Северная, Центральная, Уральская, Западно-Сибирская, Иркутская, Якутская и Приморская. Последующее образование новых баз авиационной охраны лесов происходило путем разукрупнения авиабаз-пионеров.

По решению государственных органов требовалось расширять охраняемую лесную территорию, создавать новые инфраструктуры, готовить профессиональных десантников- пожарных.В середине 50-х заметно увеличился приток в Авиалесоохрану свежих сил. Расширялась охраняемая территория, образовывались новые авиабазы и разукрупнялись старые, на вооружение поступали вертолёты, увеличивалась численность работников ПДПС. Молодые специалисты, выпускники лесных вузов и техникумов, с большим желанием шли работать в авиабазы.

По состоянию на 1991 год в составе Авиалесохраны имелась, как минимум, 21 авиабаза охраны лесов, где летали Ан-2, Ан-26, Ми-2 и Ми-8. В 1990 году они налетали 101.000 часов, а в конце 70-х в Авиалесохране работали 11000 человек.

В среднем за последние 5 лет с помощью авиации обнаруживается 45,2% пожаров. С применением авиационных сил и средств ликвидируется 37,5 % от числа возникших пожаров. Самостоятельно работниками ПДПС ликвидируется около 29,0 % пожаров от числа обнаруженных авиацией. По своим масштабам и уровню подготовки служба авиационной охраны лесов Советского Союза до конца 90-х по многим показателям значительно превосходила аналогичные службы в других странах, включая США, Канаду, Китай. 

Однако, после предательского развала СССР и ухудшением общей экономической ситуации в стране, сокращением финансирования авиалесоохранных работ, проведением административной реформы служба стала сдавать позиции. В 80-х годах, когда авиалесоохранные работы финансировались стабильно, с помощью авиации обнаруживалось до 85% лесных пожаров, сейчас же этот показатель снизился до 45,0 % и только по отдельным регионам он достигает 70%.

Из-за недостаточного финансирования, низкой заработной платы, каждый год уменьшается численность работников парашютной и десантно-пожарной службы (ПДПС). В 2006 году она составила 3040 человек, т.е. за последние 10 лет сократилась более чем в 2 раза. По этой же причине стала не соблюдаться технология авиалесоохранных работ, фактическая кратность авиапатрулирования – один из основных показателей, характеризующих уровень авиационной охраны лесов, значительно уменьшилась. В 2006 году по сравнению с 1991 годом сократилась почти в 3 раза. Налет часов на авиалесоохрану с 1991 года постоянно уменьшается, и в 2006 году он составил 26,0 тыс. часов (1991 году – 101.1 тыс. часов). 

Сокращение фактического налета на авиапатрулирование сказалось и на оперативности обнаружения и тушения лесных пожаров: до 16% пожаров обнаруживается несвоевременно, на больших площадях., значительная часть из них перерастает в крупные.

В 1994 - 95 году, власть предержащие решили экономить, и отряды ПСС, ликвидировали (считай расформировали).





Поделитесь публикацией!


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.
Наверх