ПОИСК ПО САЙТУ


Парадоксы Декларации прав человека и гражданина


Автор: Александр Майсурян

Источник


26 августа 1789 года Учредительное собрание Франции приняло Декларацию прав человека и гражданина. Согласно первой статье которой, "люди рождаются и остаются свободными и равными в правах". Это было общее положение либерализма и гуманизма XVIII века: американская Декларация независимости 1776 года тоже начиналась похожими словами: "Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определёнными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью".

Конечно, в действительности это звучит довольно наивно: новорождённый отнюдь не "свободен", а наоборот, целиком и полностью зависит от окружающих. И все права человек приобретает только в обществе и в составе своего класса, именно общество и класс завоёвывают права и свободы. Без них и вне их у отдельного человека никаких прав не может быть и не будет вообще.
Но надо понимать, что это положение противостояло феодальному принципу о врождённом, наследственном, "природном" неравенстве сословий.

Самое забавное, что в наше время либералы, формальные наследники той самой Декларации, пришли к её практическому отрицанию. Их любимейшие нынешние рассуждения — про "неисправимое совковое быдло", "наследственных рабов", "генетическое холопство" и пр. и пр. И наоборот, наследники красной идеи, хотя они прекрасно понимают классовый и потому условный характер любых прав, являются последовательными защитниками равенства в духе Декларации...

Вероятно, так в истории работает диалектический принцип отрицания отрицания. :)
Нельзя не напомнить и про 17-ю и последнюю статью той самой Декларации, которая, по сути, обнуляла все предыдущие 16 её статей: "Так как собственность есть право неприкосновенное и священное, никто не может быть лишен её иначе, как в случае установленной законом явной общественной необходимости и при условии справедливого и предварительного возмещения". Но осознание этого коренного противоречия тоже пришло позже.

Ну и, наконец, стоит заметить, что якобинский террор 1793 года отнюдь не был отменой свободолюбивой Декларации 1789 года, а напротив, необходимым средством для утверждения её принципов и их проведения в жизнь. История — "мамаша суровая", как говорил Ленин, и очень любит парадоксы. Такие дела.
А, в общем, с юбилеем! :)

Парадоксы истории: "либертарианцы", то есть ультралибералы, формальные наследники Декларации, пришли к нашему времени к необходимости сбрасывать несогласных с ними с вертолётов в море:

Наоборот, неоякобинцы, наследники террора 1793 года, пришли к 1871 году к идее сожжения гильотины, главного орудия террора:

Правда, такое прекраснодушие оказалось крайне преждевременным для нашего несовершенного мира и обошлось коммунарам очень дорого...

Поделитесь публикацией!


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.
Наверх