ПОИСК ПО САЙТУ


«Протоколы первого съезда учителей и учительниц Карсунского уезда, бывшего 18-23 мая 1917 года в г. Карсуне»



Карсун, 1917 год

Первые страницы, к сожалению, отсутствуют, но это не умаляет ценности книги. Самое интересное – проекты, приведенные в приложении, документы съезда Всероссийского учительского союза, перечень предметов, которые предполагалось изучать в школе будущего, и методы обучения. После Февральской революции все понимали, что вместе с Российской империей ушла в небытие и старая школа, нужны новые принципы преподавания, новая программа. Так что это документы на стыке эпох, - этим и интересны. Для сравнения – вторая книга: программы гимназии и семинарии, напечатанные в «Памятной книжке Вятской губернии на 1870 год».

Татьяна Кравченко


Отрывок из книги:

Из документов съезда Всероссийского учительского союза (апрель 1917 года) 
Основные вопросы школьной организации.
(Школа будущего – школа работы)

I. 
А) Трудовой принцип обучения.
Трудовая школа ставит целью давать своим ученикам общее начальное образование и развивать их ум, но только не отдельно, а вместе с волей и энергией характера, выражающейся в активной трудовой работе. Цель трудовой школы дать ученику знания и навыки, которое ему нужны для полной его приспособленности к жизненным и трудовым условиям.
В трудовой школе должно уделяться больше внимания на физическое развитие всех органов чувств ученика, что достигается целесообразным их упражнением при исследовании предметов изучения и при активной работе.
Обучение и по программе следует вести так, чтобы дети не чувствовали принуждения. Первое место в трудовой школе уделяется беседам.
В беседах тесное сближение учителя с учащимися, в беседах раскрывается внутренний мир детей и устанавливается прочная живая связь и доверие между учителем и детьми.
Б) Цель воспитания в народной школе. 
Цель воспитания в народной школе – выработка личности, которая находила бы нравственное удовлетворение в деятельности на пользу семьи, окружающего общества и государства.
Эта цель может быть достигнута путем такого общего строя школы, который, развивая уважение к чужой личности, предоставлял бы достаточно простора самодеятельности учащихся и был бы проникнут идеей воспитывающего (…)
а) Участие самих детей в установлении порядка школы
б) Развитие в школе товарищеской взаимопомощи.
в) Союзы (покровительства животных, охрана садов, растений, цветов)
г) Товарищеский суд под непосредственным руководством учащего лица.
В) Внешность класса.

«Декларация прав человека и гражданина». Отпечатана крупным шрифтом и помещена на главном месте класса.
По стенам класса портреты великих русских писателей и педагогов, как-то Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого. На окнах класса – растения и цветы. (Заботы самих учащихся).





Поделитесь публикацией!


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.
Наверх