ПОИСК ПО САЙТУ

redvid esle



Народническое движение в Саратовской губернии

Арест пропагандиста. Первоначальный вариант одноименной картины
Илья Ефимович Репин.

Источник

Кружок Христофорова. Защитниками интересов крестьян в пореформенной России выступили революционные народники. Народническое движение захватило и Саратовскую губернию. В России не было ни одной революционно-демократической организации, в которой не участвовали бы саратовцы.

Уже в 1862 году в Саратове был организован из сосланных студентов и учителей местной гимназии кружок революционно-демократического направления. Его возглавлял А.Х. Христофоров.

ЛИЧНОСТЬ
Христофоров был уроженцем Казанской губернии. Революционную деятельность начал в Казанском университете. В 1860 году вступил в нелегальный студенческий кружок, в работе которого участвовали и студенты-саратовцы. В январе 1861 года был обвинен в организации студенческого бойкота по отношению к одному из профессоров и исключен из университета. В январе 1862 года отправлен в Саратов под надзор полиции. В 1864 году был выслан в Архангельскую губернию.

Члены кружка старались увеличить число участников революционно-демократического движения, создавали гимназические кружки. Впоследствии ряд бывших гимназистов, не без влияния Христофорова и его друзей, были причастны к народническому движению. В 1863 году Христофоров принимал участие в создании артелей и ассоциаций среди рабочих. Целью кампании являлась демонстрация преимуществ социалистической организации труда и быта перед капиталистической. Велась агитация в пользу рабочих артелей. Рабочих убеждали, что им "не для чего жить у хозяев, а лучше работать самим на себя артелью. Доходы делить поровну, потому что люди равны и не надобно давать богатство одному". Удалось создать артели столяров, сапожников, портных. Артельному движению оказывалась материальная поддержка со стороны революционных организаций и передовой саратовской интеллигенции (деньгами, заказами).

Размах артельного движения насторожил власти. Артельное устройство не соответствовало тогдашней организации труда. В артелях вырученные деньги должны были распределяться поровну между всеми работниками. За недоброкачественную работу и прогулы применялось наказание в виде штрафов, которые затем шли на лечение членов артели и другие потребности. Осенью 1864 года часть кружковцев была выслана, другие оказались под надзором полиции.

ВОСПОМИНАНИЯ
Плеханов отмечал влияние, которое оказал Христофоров на рабочих. "Они передавали нам, земпевольцам, — писал он, — что со времени пребывания Христофорова в Саратове в местной рабочей среде никогда не потухала зароненная им искорка революционной мысли. Люди, никогда не знавшие его лично, вели от него свою умственную родословную".

"Хождение в народ". В 70-х годах Саратовская губерния стала одним из центров "хождения в народ". Народники считали, что на Волге еще живы традиции времен С. Разина и Е. Пугачева. Они учитывали и то, что в Саратове было много революционно настроенной учащейся молодежи, а в летнее время город привлекал большое количество рабочего люда.

По поручению видного деятеля революционного народничества П.И. Войнаральского рабочий-сапожник И.И. Пельконен открыл в Саратове сапожную мастерскую (ул. Киселева, 6). Предполагалось, что это будет сборный пункт революционеров, отправляющихся "в народ", а также центр распространения нелегальной литературы.

(на фото: П.И. Войнаральский)

Весной 1874 года в Саратов прибыла группа народников. Среди них выделялись талантливые организаторы и пропагандисты П.И. Войнаральский, С.Ф. Ковалик, Д.М. Рогачев. Народники предполагали, обучившись в мастерской сапожному делу, бродить под видом ремесленников по губернии, изучить нужды и настроения народа, определить направление дальнейшей деятельности. Они встречались с саратовцами, которые посещали мастерскую, — учителями, гимназистами, семинаристами, получали нелегальную литературу, а затем распространяли ее.

Революционная литература печаталась в Москве в легальной типографии И.Н. Мышкина, который являлся крупным деятелем народнического движения. Готовые листы переправлялись преимущественно в Саратов, где в мастерской Пельконена их сшивали в книги и рассылали в другие губернии. Небрежность в конспирации привлекла к мастерской внимание жандармов. Вопреки своему названию она не изготовляла обувь, зато усердно посещалась разнообразной публикой. 31 мая 1874 года частный пристав Выговский при ее посещении обнаружил запрещенную книгу Бакунина "Государственность и анархия" и свидетельство на имя Лукашевича, который был объявлен в розыске. Мастерская была подвергнута обыску, часть лиц арестована.

Дом в Саратове, где находилась мастерская И.Пельконена

Через несколько недель в Саратов в адрес мастерской пришел ящик с надписью: "Турецкие папиросы", в котором жандармы обнаружили революционные книги и бумажку с фамилией Мышкина. В типографии Мышкина в Москве также был проведен обыск.

Разгром мастерской Пельконена, перехваченная переписка, показания некоторых арестованных дали возможность раскрыть кружки и явочные квартиры, и не только в Саратове, повлекли за собой арест многих революционеров в Саратовской и других губерниях страны. В нашем губернском городе было привлечено к дознанию 25 человек.

Деятельность революционеров не прошла бесследно. Один из участников движения И.И. Майнов писал: 

"Положительными результатами шумной, но мимолетной пропаганды 74-го года в Саратове явилась широкая популяризация самого факта революционной борьбы и образование революционной традиции, так как с участниками движения 60-х годов прямой связи в это время уже не сохранялось".


Многочисленные аресты (а они имели место и летом 1875 года) не могли остановить развитие народнического движения. С конца 1875 года наступил новый этап саратовского народничества, связанный с деятельностью Ф.Е. Гераклитова — студента Петровской академии. 

Он входил в состав одной из нелегальных организаций и случайно избежал ареста при ее ликвидации. Гераклитов, работая переплетным мастером в Саратове, установил связи с рабочими и студентами. До него революционно настроенная молодежь занималась в кружках самообразования и пропагандировала социалистические идеи среди интеллигенции. 

Гераклитов уделил внимание пропаганде среди рабочих, привлек к занятиям с ними учащуюся молодежь. К концу 1876 года вокруг кружка сгруппировалось около 40 рабочих. По субботам они обсуждали вопросы пропаганды, другие проблемы. Гераклитов получал нелегальную литературу из столичных городов, распространял ее среди рабочих, устроил на одном заводе читки и беседы.

В начале 1877 года кружок Гераклитова был разгромлен. Сам он успел выехать за границу.

(на фото: Ф.Е. Гераклитов)

Землевольческие поселения в Саратовской губернии. 

"Хождение в народ" потерпело поражение, из которого народники извлекли уроки. В конце 1875 — начале 1876 года была создана организация " 3емля и воля", которая поставила своей целью "осуществление народного восстания в возможно ближайшем будущем во имя народных желаний". "Землевольцы" решили перейти к "оседлой" жизни в деревне. Они приступили к созданию "поселений", устраиваясь на службу в селах учителями, писарями, фельдшерами. Они ставили своей целью подготовку крестьянства к революционному выступлению.

Землевольцы основали в Саратовской губернии в 1877 году самые крупные поселения. Один из наиболее выдающихся организаторов народнического движения А.Д. Михайлов прошел пешком по губернии, знакомясь с крестьянами и разрабатывая план поселений.
В губернию для ведения пропаганды в 1877—1878 годах приезжали известные революционеры: Г.В. Плеханов (впоследствии организатор и руководитель "Черного передела", а затем группы "Освобождение труда"), О.В. Аптекман (позже один из лидеров "Черного передела"), В.Н. Фигнер, Н.А. Морозов, Л.Н. Гартман, А.К. Соловьев и многие другие.

Вера Николаевна Фигнер и ее сестра Евгения устроились работать фельдшерицей и учительницей в селе Вязьмине Петровского уезда. Сестры быстро завоевали авторитет у населения. Они выступали в защиту бедняков, писали за крестьян жалобы, помогали отстаивать их интересы в столкновениях с бывшим владельцем села графом Нессельроде.

ВОСПОМИНАНИЯ
В последствии В.Н. Фигнер вспоминала: "Наше появление в уезде вызвало сенсацию как в обществе, так и в народе. Петровское общество встало в тупик над вопросом: зачем мы, при нашем образовании и положении, "хороним" себя в деревне? С какой стати, для чего?...

Для крестьян появление фельдшерицы, лекарки, как они выражались, было диковинкой. Мужики шли к попам для разъяснения, для всех ли я приставлена или только для баб. После разъяснения меня осадили пациенты...

Народу было в диковинку внимание, подробный расспрос и разумное наставление, как употреблять лекарство. В первый месяц я приняла 800 человек больных, а в течение 10 месяцев — 5000 человек, столько же, сколько земский врач в течение года в городе, при больнице, с помощью нескольких фельдшеров...

Вскоре нам удалось открыть школу. Евгения заявила крестьянам, что она возьмется даром обучать детей, пусть только присылают их... У нее сейчас же собралось 25 человек учеников и учениц... Скоро сестра приобрела лестное название: "наша золотая учительница". Покончив занятия в аптеке и в школе, мы брали работу, книги и шли "на деревню" к кому-нибудь из крестьян... Каждый раз приходилось говорить об условиях крестьянской жизни, о земле, об отношениях к помещику, к властям, входить в крестьянские нужды, выслушивать их сетования, надежды; сочувствовать их горю, разделять симпатии и антипатии...

Через некоторое время... поднялся вопрос земельный, — произошло столкновение крестьян с помещиком. Жители села Вязьмино и двух ближайших деревень — бывшие крепостные графа Нессельроде. Его сиятельство отпустили их на даровой, так называемый нищенский надел, оставив за собой ни больше ни меньше как 18 000 десятин земли...

Не имея выгона, они находились в кабальной зависимости от землевладельца. Арендная плата за землю, равнявшаяся в первые годы после освобождения 25 коп. за десятину, поднялась в 1878 году до 8 р. серебром. Но на 1879 год управляющий графа поставил новое условие: сверх этой суммы, за каждую десятину в поле крестьяне должны были вывезти по пяти тесин или бревен... за 60 или 70 верст от селений, почти с границы Кузнецкого уезда.

Крестьяне были в отчаянии: на такие условия они не могли согласиться, они были решительно сверх сил, и три сельских общества от земли отказались. Это было приписано нашему влиянию. Деревенский поп, пользовавшийся щедротами помещика, писал ему о сопротивлении крестьян, поясняя, что "причина тому — фельдшерицы". После этого приехал исправник... и закрыл нашу школу, как существующую без разрешения училищного совета".

Среди народников было немало саратовцев. В селе Кузнецовка Петровского уезда с крестьянами работали помещики, братья Б. и С. Малышевы. Они трудились на полях, одевались по-крестьянски. В Балашовском уезде появился народник А.П. Феологов. С 1876 по 1879 год он служил волостным писарем в селе Ивановка. Феологов сам себе понизил жалованье, женился на крестьянке и приписался к крестьянскому сословию, отстаивая крестьянские интересы. Он организовал потребительское общество, выступал защитником крестьян в судах.

В Саратове в кружках молодежи и рабочих вел работу Г.В. Плеханов, после того как ему не удалось получить место учителя в Аткарском уезде. "Рабочие были прямо в восхищении от него, — вспоминал Аптекман, — высоко ценили, гордились им... Молодежь он также быстро завоевал своей эрудицией, даром слова, темпераментом". В слободе Покровской (теперь город Энгельс) работал волостным писарем Л.Н. Гартман, имевший сильное влияние на крестьян. Одновременно он помещал статьи в "Саратовском листке", собирал фольклор.

Несмотря на личное обаяние революционеров, народническая пропаганда среди крестьян успеха не имела. Неграмотное, политически незрелое, задавленное нуждой крестьянство не хотело подниматься на открытую борьбу, хотя и было недовольно своим положением. Деятельность народников настораживала власти, вызывала ненависть кулаков. Потерпев неудачу, народники стали уезжать из Саратовской губернии.

Служивший волостным писарем в селе Стригай Вольского уезда А.К. Соловьев в конце ноября 1878 года отправился в Петербург. Здесь 2 апреля 1879 года он совершил покушение на Александра II, надеясь убийством царя вызвать панику среди правительства и поднять народ на борьбу. Покушение не удалось. Соловьев был схвачен, а затем повешен. Дознание привело жандармов в Саратовскую губернию. Чтобы избежать ареста, многие народники уехали из губернии, их поселения прекратили свое существование.
Народовольцы в Саратовской губернии. После раскола "Земли и воли" на "Черный передел" и "Народную волю" в Саратове в 1880 году народники создали кружок, который присоединился к "Народной воле" и стал именоваться "Саратовский центральный кружок партии "Народная воля". Члены кружка стремились создать сеть кружков, наладить пропаганду среди рабочих, военных, крестьян. Однако успеха они не имели, а в 1882 году кружок был разгромлен.

В 1883—1887 годах в Саратове действовал народовольческий кружок, одним из руководителей которого был А.К. Александровский. Была усилена конспирация, налажены связи со служащими и учителями, проводилась пропаганда, созданы группы в гимназиях и реальном училище. Кружковцы оказывали материальную помощь политическим заключенным, распространяли революционную литературу, завели типографию. Они вынашивали идею объединения всех поволжских революционных кружков, однако этому помешали аресты.

Народничество в 90-е годы. Новое оживление деятельности народников в Саратовской губернии связано с именем М.А. Натансона. Он организовал кружок возвратившихся из ссылки революционеров. Они вели пропаганду среди интеллигенции и учащихся. Члены кружка выступали с докладами литературно-политического характера в Обществе любителей изящных искусств. Один из современников утверждал, что общество "играло в саратовской жизни очень крупную роль и имело значительное влияние на общественное мнение. Оно политически воспитывало саратовское общество, особенно молодежь". В голодные 1891—1892 годы кружок Натансона организовал помощь голодающим.

(на фото: М.А. Натансон)

Натансон стремился к созданию новой революционной организации, был сторонником идеи объединения революционных и оппозиционных сил для завоевания политических свобод. Были установлены связи с революционерами в других городах. В 1893 году в Саратове состоялся учредительный съезд партии "Народного права", где присутствовали представители из 7 городов. В 1894 году в Смоленске начала действовать партийная типография. Хотя в апреле того же года партия была разгромлена, саратовская группа уцелела и продолжала действовать. Наряду с ней существовали и другие кружки народнического и народовольческого направления. Впоследствии их участники присоединились к партии социалистов-революционеров.

Зарождение социал-демократического движения и распространение марксизма.

Первыми попытались наладить пропаганду среди саратовских рабочих народники. Для своих целей они использовали и некоторые произведения К. Маркса и Ф. Энгельса. В 80—90-е годы XIX века в революционном движении наблюдается переориентация на марксизм.

Первые сведения о самостоятельной рабочей организации в Саратове относятся к 1890 году, когда в городе была обнаружена прокламация под названием "От самостоятельной революционной рабочей группы".

Зарождение и развитие социал-демократического движения в Саратове начинается с середины 90-х годов под влиянием промышленного подъема, рабочего движения, деятельности В.И. Ленина и образования Петербургского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса".

Саратов становится, по мнению Ленина, одним из "крупнейших центров рабочего движения в России".

В 1896 году в Саратове возникает марксистский кружок, в который входили В.С. и М.П. Голубевы, М.И. Эссен, Н.П. Подбельский и другие. Кружковцы занимались изучением произведений Маркса, вели дискуссии с народниками, установили связь с самарскими социал-демократами.

В 1897—1898 годах в железнодорожных мастерских, на заводах Беринга и Волжском сталелитейном возникли первые в Саратове социал-демократические кружки. Они поддерживали связь с "Союзом борьбы" в Петербурге, с рабочими организациями других городов, получали и распространяли социал-демократическую литературу, в том числе Манифест I съезда РСДРП, брошюру Ленина "Объяснение закона о штрафах, взимаемых с рабочих на фабриках и заводах".

В августе 1898 года появилась "Саратовская социал-демократическая группа". Активную роль в ее создании и деятельности сыграл Е.О. Зеленский. В 1894 году он был исключен из Харьковского ветеринарного института за срывание траурных флагов, вывешенных по поводу смерти Александра III, в следующем году привлекался к дознанию. В Саратов он приехал в мае 1898 года и сразу развил бурную деятельность среди рабочих. Зеленский вместе со своим товарищем Панфиловым устраивал сходки рабочих, распространял нелегальную литературу.

Однако Зеленский не был последовательным социал-демократом. Он не разделял отрицательного отношения эсдеков к террору. В январе 1899 года была обнаружена группа рабочих, собиравшихся взорвать квартиру главного инженера Волжского сталелитейного завода. К ней был причастен и Зеленский, который срочно покинул город.

Затем социал-демократическую группу возглавляли С.М. Фофанов, Н.И. Малинин, Кассандров. В 1899 году социал-демократы впервые организовали празднование Первого мая. Собрание рабочих железнодорожных мастерских, подготовленное Малининым, было проведено в лесу 2 мая. На Казачьем острове на Волге прошли собрание и митинг рабочих заводов Беринга, Гантке и сталелитейного (организатор Фофанов).

Социал-демократическая группа провела и первые забастовки на крупнейших предприятиях города: на заводе Беринга и в железнодорожных мастерских, организовала издание нелегальной газеты "Саратовский рабочий". Но успело выйти только два номера. По доносу провокатора в августе 1899 года группа была разгромлена полицией. Она просуществовала недолго, но подготовила стачечную борьбу пролетариата. Это была первая социал-демократическая организация Саратова, объединившая рабочие кружки.



Использованные материалы:
- История Саратовского края: С древнейших времен до 1917 года. Саратов: Регион. Приволж. изд-во "Детская книга", 2000. 416 с.
- Очерки истории Саратовского Поволжья. Т.1: С древнейших времен до отмены крепостного права. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1993





Кстати, все актуальные публикации Клуба КЛИО теперь в WhatsApp и Telegram

подписывайтесь и будете в курсе. 



Поделитесь публикацией!


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.
Наверх