Идеологическая борьба по поводу Мавзолея В. И. Ленина
Борьба вокруг захоронения тела Ленина не стихает уже почти три десятилетия. Любая столь накаленная и длительная идеологическая борьба (а речь очевидно идет именно о такой борьбе) неминуемо трансформируется со временем, приобретая всё новый и новый характер, проходя через определенные, связанные друг с другом, этапы и фазы. Анализируемая нами борьба вовсе не является исключением из этого правила.
На ее нынешнем этапе доминирует прямолинейная и исступленная ненависть, ярким образцом которой является утверждение представителей российской эмиграции о том, что
«по нашему мнению, необходимо сжечь тело Ленина в крематории, пепел запаковать в стальной цилиндр и опустить его в глубокую впадину Тихого океана. Если захоронить его на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге, то недовольные граждане могут взорвать могилу Ленина, повредив близлежащие могилы»/5/ .
Но на начальном этапе обществу предъявлялись совсем другие мотивы, так сказать, гуманистического характера («похоронить Ленина по-человечески», рядом с матерью).
Приведенная нами выше негуманистическая позиция была сформулирована вице-председателем круглого стола Российского дворянского собрания С.С. Зуевым, председателем коллегии командования потомков организации «Добровольческий корпус» Л.Л. Ламмом, походным атаманом от потомков Донского и Кубанского казачества А.А. Афанасьевым в открытом письме на имя высшего руководства России. Но поскольку одного такого сгустка мстительной ненависти явным образом недостаточно, чтобы повести за собой сколь-нибудь значимые слои и группы современного российского общества, то с обществом говорят не только на языке открытой ненависти, но и на языке так называемых «объективных аргументаций».
Утверждается, например, что Ленин вообще не похоронен. И что даже если считать Мавзолей захоронением, то всё равно это захоронение сделано, во-первых, не по- христиански, а, во-вторых, вопреки воле самого Ленина, якобы завещавшего похоронить его на Волковом кладбище, рядом с матерью. Прилагаются также огромные усилия для десакрализации значения Мавзолея, для приписывания ему оккультных функций («Мавзолей — зиккурат, Ленин питается энергией живых людей» и так далее).
Разобраться в таком хитросплетении открытого ненавистничества, псевдообъективизма и псевдогуманизма можно, только рассмотрев как структуру этой борьбы (основные типы аргументаций, связь между этими типами, целевую функцию и так далее), так и историю борьбы (с чего всё началось, кто и когда выступил запевалой). Такой подход основоположники структурной антропологии называли сочетанием синхрона (то есть собственно структурного анализа) и диахрона (отслеживание развития структуры во времени). Нет никаких оснований для того, чтобы мы в данном анализе отказались от такого комплексного подхода.
С чего началась борьба за перезахоронение Ленина?
Первым в СССР поднял тему перезахоронения Ленина Марк Захаров — режиссер, многолетний художественный руководитель Московского государственного театра имени Ленинского комсомола. 21 апреля 1989 года в московском эфире телепрограммы «Взгляд» Марк Захаров заявил по поводу нахождения Ленина в Мавзолее: «Мы можем как угодно ненавидеть человека, как угодно его любить до самозабвения, но мы не вправе лишать человеческое тело захоронения, подражая древним язычникам. <...> Создание искусственных святых мощей — это акт безнравственный»/6/.
Таким образом, Захаров, говоря о том, что нельзя лишать человека перспективы захоронения, тем самым утверждает, что Ленин не захоронен. Между тем, в постановлении II Всесоюзного съезда Советов СССР от 26 января 1924 года сказано:
«1) Гроб с телом Владимира Ильича сохранить в склепе, сделав последний доступным для посещений.
2) Склеп соорудить у Кремлевской стены, на Красной площади, среди братской могилы борцов Октябрьской революции»/7/.
Что такое склеп? Склеп — это «внутреннее, обычно заглубленное в землю помещение гробницы, предназначенное для захоронения умершего»/8/.
2) Склеп соорудить у Кремлевской стены, на Красной площади, среди братской могилы борцов Октябрьской революции»/7/.
Что такое склеп? Склеп — это «внутреннее, обычно заглубленное в землю помещение гробницы, предназначенное для захоронения умершего»/8/.
Очевидным образом такое захоронение в склепе было осуществлено после смерти вождя большевистской революции не в первый раз. В склепах хоронили веками и тысячелетиями. Причем в основном покойных, обладающих особой общественной значимостью.
В упомянутой передаче «Взгляд» Марк Захаров подчеркнул, что для него «гениальность Ленина — в его политике...»/9/ . Но если Ленин — гениальный политик, то непонятно, что могло смутить Захарова в захоронении Ленина в Мавзолее как склепе (а ведь мы только что ознакомились с документом, доказывающим, что Ленина похоронили именно в склепе)? Ведь в склепах увековечивали останки великих государственных деятелей самые разные народы в разное время.
Исаак Бродский. У Мавзолея Ленина. 1924
Так, во Франции установлен мавзолей, в котором хранятся останки Наполеона. Забальзамированные останки генерал-фельдмаршала Михаила Барклая-де-Толли находятся в нынешней Эстонии. Генерал Улисс Грант, внесший большой вклад в победу Севера над Югом в гражданской войне в США, а потом ставший президентом страны, захоронен в мавзолее в Нью-Йорке. Маршал Польши Юзеф Пилсудский покоится в саркофаге, помещенном в крипте собора святых Станислава и Вацлава в Кракове.
Позже стало ясно, что забота Захарова о «человеческом» захоронении Ленина была первым шагом к тому, чтобы объявить Ленина преступником. Владимир Мукусев (в 1987–1990 годах — главный выпускающий редактор программы «Взгляд») объяснил, что
«передача должна была быть о ленинизме, а не о Ленине и его похоронах. <...> Ленинизм — идеология тоталитаризма, и бороться надо именно с ним, а не с внешним его проявлением»/10/.
Марк Захаров, в 1989 году говоривший о Ленине как о гениальном политике, в 2009 году заявил следующее:
«Я считаю Ленина государственным преступником. Его надо посмертно судить и вынести ему такой же вердикт, как примерно вынесли Гитлеру...»/11/.
Что же касается названия театра (имени Ленинского комсомола), который Захаров возглавляет с 1973 года и который в 1990 году был переименован в «Ленком», Захаров пояснил, что, несмотря на его личное негативное отношение к Ленину,
«это название существовало много лет, и там были хорошие спектакли. Когда пираты захватывают корабль, они никогда его не переименовывают, иначе он пойдет ко дну. Не переименовать мы его не могли, но мы оставили слово «Лен». «Ленком» — достаточно условная аббревиатура, напоминающая Lancom (Lancôme — известная французская компания по производству косметики — авт.) и другие слова. Он государственный преступник, но он принадлежит нашей истории, мы его осудим лет через 50, а может, и раньше»/12/.
5. Открытое письмо Российского дворянского собрания от 18 марта 2013 года «О репрессиях после большевистского переворота в России в XX веке» // Кургинян И.С.Война с историей. М., 2013. С. 122–123.
6. Марк Захаров. Взгляд.1 канал. 1989. 21 апреля. 10:05 // Фонд «Телевидение и радио».
7. Постановление ЦИК СССР // Известия. 26.01.1924. № 21. С. 1.
8. Большая Советская Энциклопедия. М., 1976. Т. 23. С. 510.
9. Марк Захаров. Взгляд.1 канал. 1989. 21 апреля. 10:05 // Фонд «Телевидение и радио».
10. Владимир Мукусев. Разберемся... Фрагменты интервью, выступлений, статьи, сценарии и расследования разных лет. М., 2007. С. 381, 391.
11. Марк Захаров: я считаю Ленина преступником. Художественный руководитель «Ленкома» Марк Захаров ответил на вопросы читателей bbcrussian. com. // Портал BBC. 12.06.2009.http://www.bbc.com/…/…/06/090611_zaharov_int_interview.shtml
12. Там же.
Источник:
Давыдов Е., Жуков С., Любимов Б., Осипов А., Собкалов Ф. Мешает ли развитию России сохранение тела Ленина в Мавзолее? / Горячая точка на Красной площади // Исторические тетради. Тетрадь №1. Москва: МОФ ЭТЦ, 2017. С. 42-45.
Электронная версия размещена на сайте информационного агенства "Красная Весна" https://books.rossaprimavera.ru/tetrad1
Кстати, все актуальные публикации Клуба КЛИО теперь в WhatsApp и Telegram:
подписывайтесь и будете в курсе.
Поделитесь публикацией!
© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.