ПОИСК ПО САЙТУ


Общественная деятельность и педагогические идеи Н.К. Крупской





З.А. Ситхалилева 

//ПУТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ НАУКУ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ 2019 №5, 48-53

Надежда Константиновна Крупская – общественный деятель, организатор и главный идеолог советского образования и коммунистического воспитания молодежи. Знание педагогики и организаторские способности поставили ее в один ряд с А.В. Луначарским и М.Н. Покровским как основоположниками радикально новой, социалистической системы государственного образования. 

Первым шагом в этом направлении, как писала сама Н.К. Крупская в 1918 году, должно было стать разрушение старого класса, охваченного школьной системой, которая стала скандально несправедливой, и создание школ, отвечающих требованиям растущего социалистического строя. По её мнению, роль школы нового типа заключалась в формировании полноценно развитых людей с целостным взглядом на мир и чётким пониманием того, что происходит вокруг них в природе и обществе; люди, подготовленные на теоретическом и практическом уровнях к интеллектуальному труду, способны построить рациональную, полноценную, красивую и радостную жизнь в обществе [5]. 

Такие цели образования направлены на создание единой, всеобъемлющей системы образования. Советские власти поставили все учебные заведения страны под контроль Народного комиссариата, что создало возможность открыть двери для всей трудящейся массы, независимо от их социального положения, национальности, вероисповедания или пола, и в то же время установить подлинную преемственность между начальным, средним и высшим образованием [6]. Конечно, построить последовательно демократическую систему народного образования было непросто. Руинам старой системы мешали разрушения и голод, гражданская война, развязанные контрреволюционными силами, иностранной интервенцией и т.д. 

Учебники были уничтожены, но новые ещё не были написаны; производство учебных принадлежностей и оборудование не были приведены в порядок; школам не хватало зданий, а существующие не отапливались; значительная часть учителей, которых и ранее было недостаточно, переехала в Москву. «Но, несмотря на все эти трудности, – писала Крупская в 1918 году, – развитие народного образования поставлено на первое место, и скоро примет определенные организационные формы, которые диктует сама жизнь» [5]. Октябрьская революция открыла возможности для революционного переустройства образования. Необходимо было решить проблемы, имеющие большое историческое значение, сломить образовательно-имущественные классы, преодолеть культурную отсталость общества, привлечь как можно большее число рабочих в политику. Залогом успеха была тотальная поддержка партийной и правительственной политики со стороны рабочих масс, а также крестьяне с их жаждой знаний. 

Организация образования стала делом всего народа, повсюду были созданы общественные советы по народному образованию и родительские советы, в школах были организованы комитеты. Многое было сделано в Советском Союзе для того, чтобы побудить учителей брать на себя новые задачи, стимулировать их к свежей постановке педагогических задач, улучшить свое материальное положение и повысить их социальный статус. Курсы, семинары, методические группы и другие объединения были сформированы по всей стране для переподготовки педагогов, было создано множество институтов для преподавателей среднего и высшего образования. Правительство издало указ о ликвидации неграмотности в возрастной группе от 8 до 50 лет; создание Всероссийской Чрезвычайной Комиссии по ликвидации неграмотности, роль которой была в объединении усилий всех организаций, занимающихся обучением грамоте, в 1923 году. В результате между 1920 и 1940 годами около 60 миллионов взрослых научились читать и писать.

Безграмотность значительной части взрослого населения представляет собой еще одно не менее трудное препятствие на пути создания системы образования для всех. Крупская считала искоренение неграмотности приоритетом советского образования, поскольку «экономически и культурно мы не можем развиваться дальше, не рассеивая тьму неграмотности». Это должна быть не формализованная система, а «укрепляющая понимание вещей, самой их сущности, что облегчает Путь в педагогическую науку: проблемы и решения 52 понимание развития, взаимосвязи и проявления явлений в диалектическом единстве систем». Таким образом, она стремилась обеспечить знания, передаваемые общим образованием, помогающие молодым людям сформировать научное представление о мире. Исследования Крупской по методике преподавания оказали значительное влияние на развитие методики и её применение в советских школах. Она считала, что основные цели преподавания должны были побудить учеников думать независимо и действовать коллективно организованным способом, осознавать эффект своих действий и развивать высокую степень инициативы. Учитель должен также показывать детям, как самостоятельно приобретать знания, работать с книгами и газетами, выражать свои мысли в речи и в письменной форме, а также формировать правильные выводы и обобщения [7].

Поскольку старые школы не придавали должного значения развитию научных методов преподавания, Крупская много работала над разработкой совершенно нового подхода к методам обучения и повышения их места в социалистическом школьном образовании. Она написала, что учение согласно методам должно быть органично связано с сущностью изучаемого предмета и с историей развития предмета. В статье под названием «Заметки о методах» она демонстрирует особенности методики преподавания, вытекающие из контекста таких дисциплин, как математика, естествознание и обществознание. По мнению Н.К. Крупской, критериями правильного определения методов обучения были учет личности ребенка, возраста и психологии; организация самостоятельного наблюдения и практическая деятельность; развитие способности различать частное и специфическое от общего и родового; обучение студентов выражению и защите собственных мыслей; воспитание любознательного подхода к миру во внеурочное время; привитие навыков работы, исследований и т.д. Была уверена в том, что хорошо продуманные методы организации обучения помогут устранить формализм и регламентацию, пассивность и незащищенность у детей. По этой причине она считала, что мастерство учителя – это сочетание творчества и мастерства, и предъявляла высокие требования к подготовке учителей. При этом утверждала, что советские учителя должны не только хорошо знать свой предмет, но и в совершенстве владеть методами обучения, знать пути и средства эффективного обучения. 

Общественная и педагогическая деятельность Н.К. Крупской позволяет ей встать в один ряд с корифеями педагогики. Ее вклад в развитие дошкольного и школьного образования неоценим и ценен.

Список использованных источников
1. Крупская Н.К. Педагогические сочинения в десяти томах / Н.К. Крупская. – М. : Изд-во АПН, 1958. – Т. 2. Общие вопросы педагогики. Организация народного образования в СССР. – 692 с.
2. Константинов Н.А. История педагогики / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. – М. : Издательство академии педагогических наук, 1965. – 379 с.
3. Озерская Ф.С. Крупская Н.К. о политическом образовании, трудовом воспитании и обучении / Ф.С. Озерская. – М. : Просвещение, 1982. – 78 с. 
4. Крупская Н.К. Педагогические сочинения : в 10 т. / Н.К. Крупская. – М. : Изд-во АПН, 1958. – Т. 1. – 312 c. 
5. Крупская Н.К. Педагогические идеи [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://infourok.ru/prezentaciya-po-pedagogike-na-temukrupskaya-nkpedagogicheskie-idei-3149589.html.
6. Крупская Н.К. Педагогические сочинения в десяти томах / Н.К. Крупская. – М. : Изд-во АПН, 1958 – Т. 4. – 45 c. 
7. Крупская Н.К. Педагогические сочинения в десяти томах / Н.К. Крупская. – М. : Изд-во АПН, 1958. – Т. 5. – 37 с.

Кстати, все актуальные публикации Клуба КЛИО теперь в WhatsApp и Telegram

подписывайтесь и будете в курсе. 



Поделитесь публикацией!


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.
Наверх