ПОИСК ПО САЙТУ


Роль ОАГ в антикубинской политике США



26 сентября 1960 года состоялось знаменитое рекордное выступление кубинского лидера Фиделя Кастро в ООН. Фидель Кастро произнес речь "Когда исчезнет философия грабежа, тогда исчезнет и философия войны", которая вошла в историю. В своей речи Кастро на протяжении 4 часов осуждал политики США в отношении своей страны в частности и на мировой арене в целом. Но может ли быть, что политика США была сформирована не только самими США, но под воздействием, если не давления, то поведения других стран? Попробуем разобраться.


Касаткина Екатерина Андреевна






С победой Кубинской революции 1959 года обострился кризис латиноамериканской политики США. Сознавая большое революционизирующее значение кубинского примера для Латинской Америки, Вашингтон стремился удержать регион в орбите своего влияния.


В решении этой задачи США особое значение придавали укреплению союза латиноамериканских государств как силе, способной с помощью коллективных действий противостоять «коммунистическому вмешательству». Так, в Конгрессе США, где шли дебаты о необходимости принятия мер к режиму Фиделя Кастро, все отчетливее звучала мысль, что Соединенным Штатам не следует действовать одним против Кубы, а решить проблему в коллективном взаимодействии через Организацию американских государств. Для этих целей Вашингтон выделил 29,5 млн долларов на создание полицейских сил ОАГ.


Следует отметить, что Организация американских государств как международная организация была создана 30 апреля 1948 года на IX Межамериканской конференции в Боготе (Колумбия) на базе Панамериканского союза, существовавшего с 1889 года. Изначально США рассматривали латиноамериканский регион с позиции доктрины Монро, а ОАГ как проводника своей политики в странах Латинской Америки. Резиденцию организации разместили в Вашингтоне. Большую часть финансовых расходов также брали на себя США. Кроме того, большинство членов ОАГ являлись многолетними должниками, так как были не в состоянии внести свою квоту. Таким образом, используя средства экономического и политического давления на латиноамериканские страны, США неоднократно навязывали ОАГ решения в целях укрепления своих позиций в Латинской Америке.


Следовательно, причины, по которым США предпочитали действовать не напрямую, а через посредничество ОАГ, были очевидны. Прежде всего, Штаты опасались реакции мировой общественности на американо-кубинский конфликт как на акт прямой агрессии сверхдержавы против сравнительно небольшого островного государства. Более того, индивидуальные действия США с применением силовых методов, нарушали бы основы Вестфальской системы миропорядка, базирующиеся на принципе суверенитета, что повлекло бы за собой вмешательство ООН и применение соответствующих санкций.


Обозначим основные этапы в антикубинской политике США в 1960–1970-х гг.

1. V и VII консультативные совещания министров иностранных дел стран-членов ОАГ в 1959 и 1960 годах
и начало антикубинской кампании США.

2. VIII консультативное совещание ОАГ в 1962 году и выработка юридической платформы для изоляции Кубы.

3. Карибский кризис 1962 года и нарастание антикубинских действий, приведших к политической, экономической, дипломатической и военной блокадам, оформленным решениями IX и XII совещаний стран членов ОАГ в 1964 и 1967 годах.

4. Центральный вопрос совещаний ОАГ 1970-х годов – требование латиноамериканских государств прекратить блокаду Кубы.


Первые попытки по проведению антикубинской политики в Организации американских государств были предприняты Вашингтоном на V Консультативном совещании министров иностранных дел стран-членов, проходившем с 12 по 18 августа 1959 года в Сантьяго, Чили. На этом совещании государственный секретарь США Кристиан Гертер пытался провести мысль о создании специальной комиссии для изучения ситуации в Карибском регионе, а также активно использовать для разрешения кубинской проблемы межамериканскую комиссию мира. Таким образом, уже на первом этапе борьбы с кубинской революцией в правительственных кругах США старались придать своим действиям видимость коллективных мероприятий ОАГ. Несмотря на то, что ряд делегатов стран-участниц данной организации, находящихся в экономической зависимости от Вашингтона, поддержали предложение К. Гертера, большинство участников совещания его отклонили, аргументируя недопустимостью вмешательства во внутренние дела государства, что определено ещё Уставами ОАГ и ООН.


В правительственных кругах США с тревогой отмечалось, что негибкая политика госдепартамента привела к тому, что латиноамериканские правительства не без основания считали, что конференции ОАГ используются Соединенными Штатами для получения поддержки в проведении выгодной для них политики. Под влиянием этого факта президент США Дуайт Эйзенхауэр решил посетить ряд латиноамериканских стран для подготовки благоприятной почвы для антикубинских действий на предстоящем совещании министров иностранных дел в августе 1960 года в Сан-Хосе, Коста-Рика. Поездка американского президента показала все увеличивающуюся пропасть в отношениях США с латиноамериканскими странами, о чем свидетельствовали антиамериканские выступления.


В свою очередь характер дебатов в Конгрессе США отражал острую тревогу американских политиков растущим влиянием Кубы и идей Кубинской революции. Так, сенатор У. Роджерс требовал решительных действий, считая, что совещание ОАГ в Сан-Хосе должно использовать коллективные меры против коммунистического проникновения в Западное полушарие, так как от этого зависит коллективная безопасность. Он предложил осудить Ф. Кастро «за содействие распространению коммунизма в Латинской Америке», разорвать дипломатические отношения с Кубой и применить к ней санкции. В связи с этим Вашингтон предпринял ещё одну попытку осудить Кубу посредством ОАГ, используя коллективные мероприятия.


Однако, правительство Кубы в июле 1960 года сделало попытку обратиться в Совет Безопасности ООН, настаивая на обсуждении вопроса об агрессивных действиях Соединенных Штатов. Госдепартамент США немедленно отреагировал и принял ряд мер для снятия этого вопроса с обсуждения ООН. Под давлением Вашингтона в Совете Безопасности вопрос был отложен «до получения доклада ОАГ».


С 16 по 29 августа 1960 года в Сан-Хосе прошли VI и VII Консультативные совещания министров иностранных дел стран-членов ОАГ, поводом к которым явился «кубинский вопрос». Под нажимом Вашингтона на совещаниях были приняты резолюции, носившие, по сути, антикубинский характер. В них осуждалась вмешательство или угроза вмешательства вне континентальной державы в дела Западного полушария, а согласие какого-либо из американских государств на такое вмешательство «ставит под угрозу солидарность и безопасность стран Америки». Таким образом, открывалась возможность для Соединенных Штатов, прикрываясь антикоммунизмом, развязывать любые действия ОАГ против революционной Кубы. Несмотря на то, что в резолюциях явно прослеживались американо-кубинские противоречия, Куба открыто не упоминалась. Однако, хоть и косвенно, подтверждалось право кубинского правительства проводить социальные преобразования по своему усмотрению.


Государственный секретарь США К. Гертер, скрывая неудачу политики Вашингтона, официально заявил, что VI и VII Консультативные совещания министров иностранных дел ОАГ прошли успешно. Но было ясно, что по итогам совещаний, Соединенные Штаты больше потеряли, чем приобрели.


Первые неудачи, постигшие правящие круги США в попытках использовать ОАГ для борьбы с революцией на Кубе, вынудили Вашингтон к концу 1960 года обратиться к единственному, с его точки зрения, пути решения проблемы – вооруженной интервенции. Особое значение придавалось базе Гуантанамо в стремлении превратить ее в плацдарм для нападения на Кубу.


Правительство Кубы, считавшее, что посольство США на острове превратилось в пристанище для контрреволюционеров, потребовало от Соединенных Штатов сокращения до минимума персонала посольства. Для Вашингтона это стало поводом к разрыву дипломатических отношений.


На втором этапе VIII Консультативное совещание министров иностранных дел стран-членов ОАГ, проходившее с 22 по 31 января 1962 года, продолжило тему противостояния коммунистическим настроениями Ф. Кастро. Каждая из девяти принятых резолюций в той или иной мере была посвящена борьбе с коммунистической угрозой и марксистско-ленинским правительством Кубы. В частности, I Резолюция так и называлась «Коммунистическое наступление на Америку». В ней подчеркивалась опасность коммунистического режима для демократических институтов латиноамериканских стран и необходимость устранения этой угрозы ради сохранения стабильности панамериканской системы. Однако, ключевой резолюцией заключительного акта совещания, принятой под нажимом США, являлась VI Резолюция. В ней говорилось об отстранении от участия в межамериканском взаимодействии тогдашнего кубинского правительства, более того, изобличались намерения правительства Ф. Кастро поддерживать связь со странами коммунистического блока с последующей интервенцией последних в латиноамериканский регион. Предложение об отстранении поддержали 14 министров из 21, едва обеспечив необходимый минимум для принятия решения в две трети голосов. Куба проголосовала против, 6 латиноамериканских стран воздержались.


Несмотря на то, что данные резолюции противоречили Уставу ОАГ, они были приняты. Итогами VIII Консультативного совещания стало исключение Кубы из ОАГ и создание специального консультативного комитета по обеспечению безопасности, деятельность которого была направлена против международного коммунистического движения.


Третий этап антикубинской политики ОАГ ознаменовался Карибским кризисом 1962 года, когда Вашингтон предпринял ряд мер для вовлечения стран Латинской Америки в политику прямого вмешательства во внутренние дела Кубы. Власти США отмечали, что в сложившейся ситуации, когда кубинское правительство позволило разместить на своей территории советские ракеты, Соединенным Штатам стало все сложнее поддерживать в латиноамериканском регионе достаточно высокий уровень политического и экономического развития. Таким образом, резюмировал Вашингтон, попытки США сосредоточиться на решении важнейших задач становятся проблематичными, что затрудняет дальнейшее финансирование внутренних программ латиноамериканских стран. Данное заявление в очередной раз продемонстрировало прямую зависимость между решениями, принимаемыми Организацией американских государств и политикой Соединенных Штатов. Но, несмотря на это, только Аргентина и Доминиканская Республика решились в начале ноября 1962 года на создание совместно с США объединенных карантинных сил.


В июле 1964 года на IХ Консультативном совещании министров иностранных дел стран-членов ОАГ ставился вопрос об агрессивных действиях Кубы, затрагивающих территориальную целостность и суверенитет Венесуэлы, а также существование демократических институтов в этой стране. Под давлением Соединенных Штатов было принято решение, обязывающее государства Латинской Америки разорвать дипломатические отношения с Кубой. Однако Вашингтону не удалось добиться единого антикубинского фронта. Мексика, Чили, Уругвай голосовали против резолюции США. Не поддержала эту резолюцию и Боливия, которая высказалась против применения санкций в отношении острова Свободы и воздержалась при голосовании, хотя и осудила Кубу за вмешательство во внутренние дела Венесуэлы. Впоследствии после окончания конференции правительства Боливии, Чили и Уругвая под давлением США были вынуждены выполнить это решение ОАГ.


XII Консультативное совещание, проходившее 19 июня – 24 сентября 1967 года, как и три года назад созывалось по инициативе правительства Венесуэлы. Оно вновь поднимало вопрос о вмешательстве Кубы в дела суверенных государств и «организации на их территории диверсионно-террористической деятельности с целью уничтожения принципов межамериканской системы». В резолюциях, принятых на данном совещании, отражался призыв к странам-членам Организации американских государств ужесточить изоляцию Кубы и воздержаться от любых контактов со странами, поддерживающими режим Фиделя Кастро. Кроме того, III Резолюция содержала обращение к государствам, не являющимся членами ОАГ, но разделяющим принципы межамериканской системы, отказаться от экономического сотрудничества с правительством Кубы до тех пор, пока оно не прекратит проводить свою агрессивную политику.


С начала 1970-х годов в обстановке общей разрядки международной напряжённости в странах Латинской Америки усилилось стремление к проведению независимого внешнеполитического курса. На сессиях Генеральной ассамблеи ОАГ политика США в Латинской Америке стала подвергаться резкой критике. Ставился вопрос о восстановлении членства Кубы в ОАГ и об отмене санкций против нее. Некоторые латиноамериканские страны выступали с открытыми обвинениями в адрес США за их дискриминационную политику в латиноамериканском регионе.


В частности, ключевой темой XV Консультативного совещания министров иностранных дел Организации американских государств, состоявшегося в ноябре 1974 года, было требование пересмотреть итоги IX Консультативного совещания 1964 года. Кроме того, делегаты съезда подчеркивали важность «принципа невмешательства» и обратились к правительству Соединенных Штатов с просьбой воздержаться от любых действий, нарушающих этот принцип. Следующее, XVI Консультативное совещание, проходившее в июле 1975 года в Сан-Хосе, подтвердило позицию латиноамериканских государств продолжить добиваться отмены санкций против Кубы и включение последней в сферу экономических отношений латиноамериканского региона. Однако их призывы не получили поддержки Вашингтона.


Следует отметить, что еще на III сессии Генеральной ассамблеи ОАГ, в апреле 1973 года, многие представители латиноамериканских стран выступили с предложениями о реорганизации ОАГ. Они призывали строить межамериканские отношения на основе идеологического плюрализма, то есть признания за всеми латиноамериканскими государствами права участвовать в межамериканской системе, независимо от существующего в них политического строя. На этой сессии была одобрена резолюция о создании Специальной комиссии из представителей всех стран-членов ОАГ для изучения межамериканской системы и выработки мер по её структурной перестройке.


Таким образом, деятельность Организации американских государств в отношении Кубы в 1960–1970-е годы находилась в прямой зависимости от позиции США, что стало проявлением кризиса межамериканской системы взаимодействия. Так, экономическая зависимость от Вашингтона не позволяла латиноамериканским странам более уверено отстаивать свои позиции по вопросам сотрудничества с новым революционным правительством Фиделя Кастро. Соединенным Штатам, в свою очередь, удалось использовать сложившуюся ситуацию для вытеснения локальных, американо-кубинских противоречий на региональный уровень и достаточно эффективно применить к ним коллективные формы воздействия. Следовательно, роль ОАГ в антикубинской политике США во многом сводилась к поддержке внешнеполитического курса Вашингтона, направленного на смену революционного кубинского правительства и подавление идей социалистической революции в Западном полушарии.


Список литературы

1. Полякова Л. А. Куба и эволюция Организации американских государств. М.: МАДИ (ТУ), 1999. 250 с.
2. V Meeting – Santiago, Chile – August 12 to 18, 1959 [Электронный ресурс]. URL: http://www.oas.org/council/MEETINGS%
20OF%20CONSULTATION/Actas/Acta%205.pdf (дата обращения: 16.09.2011).
3. VI Meeting – San José, Costa Rica – August 16 to 21, 1960 [Электронный ресурс]. URL: http://www.oas.org/council/
MEETINGS%20OF%20CONSULTATION/Actas/Acta%206.pdf (дата обращения: 20.09.2011).
4. VII Meeting – San José, Costa Rica – August 22 to 29, 1960 [Электронный ресурс]. URL: http://www.oas.org/council/
MEETINGS%20OF%20CONSULTATION/Actas/Acta%207.pdf (дата обращения: 22.09.2011).
5. VIII Meeting – Punta del Este, Uruguay – January 22 to 31, 1962 [Электронный ресурс]. URL: http://www.oas.org/
council/MEETINGS%20OF%20CONSULTATION/Actas/Acta%208.pdf (дата обращения: 30.09.2011).
6. IX Meeting – Washington, D.C., United States – July 21 to 26, 1964 [Электронный ресурс]. URL: http://www.oas.org/
council/MEETINGS%20OF%20CONSULTATION/Actas/Acta%209.pdf (дата обращения: 15.10.2011).
7. XII Meeting – Washington, D.C., United States – June 19 to September 24, 1967 [Электронный ресурс]. URL: http://www.oas.org/
council/MEETINGS%20OF%20CONSULTATION/Actas/Acta%2012.pdf (дата обращения: 16.10.2011).
8. XV Meeting – Quito, Ecuador – November 8 to 12, 1974 [Электронный ресурс]. URL: http://www.oas.org/council/
MEETINGS%20OF%20CONSULTATION/Actas/Acta%2015.pdf (дата обращения: 27.10.2011).
9. XVI Meeting – San José, Costa Rica – July 29, 1975 [Электронный ресурс]. URL: http://www.oas.org/council/MEETINGS%
20OF%20CONSULTATION/Actas/Acta%2016.pdf (дата обращения: 27.10.2011).
10. Decision of 19 July 1960 in Connection with a Complaint by Cuba (Doc. S/4395) [Электронный ресурс]. URL:
http://untreaty.un.org/cod/repertory/art34/english/rep_supp3_vol2-art34_e.pdf (дата обращения: 14.09.2011).
11. Foreign Relations of the United States 1961–1963. Vol. X. Cuba, 1961–1962. Department of State. Washington [Электронный
ресурс]. URL: http://www.cultor.org/Documents/Baia%20dei%20Porci/FRUS2.pdf (дата обращения: 03.12.2011).
12. Garthoff R. Significance of the Soviet Backdown for Future U.S. Policy, October 29, 1962 // The Cuban Missile Crisis
1962. A National Security Archive Documents Reader / еd. by L. Chang, P. Kornbluh. N. Y.: The New Press, 1998. 430 p.
13. Third Regular Session of the General Assembly – Washington, D.C., United States of America – April, 1973 [Электронный
ресурс]. URL: http://scm.oas.org/pdfs/agres/ag03787E01.PDF (дата обращения: 26.10.2011).

Кстати, все актуальные публикации Клуба КЛИО теперь в WhatsApp и Telegram

подписывайтесь и будете в курсе. 



Поделитесь публикацией!


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.
Наверх