ПОИСК ПО САЙТУ

redvid esle



Наука и инквизиция



27 сентября 1480 года правители Испании Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский с санкции папы римского Сикста IV учредили  Испанскую инквизицию. Рассмотрим, какие последствия для науки и развития общества имело это решение.


Автор: Батищев В.В.; Северо-Кавказский федеральный институт, г. Ставрополь



Натурфилософия – исторический термин, обозначавший философию природы до XVIII века, понимаемую как систему общих законов и принципов естествознания [1].


Натурфилософия возникла в античное время. Это была попытка найти «конечные причины» и фундаментальные законы природных явлений. Много таких систем (до XVIII века) были исключительно умозрительные. С появлением же классической физики, натурфилософия вытесняется философией науки, отрицающую любую гипотезу, которая не имела доказательств. Однако, несмотря на это, различные натурфилософские системы появились в XIX и XX веках. Натурфилософию понимают как философскую, так и естественнонаучную дисциплины, в которых пытаются свести все доступные в данный момент знаний о природе в единую систему. Причем пробелы в знаниях экстраполировались уже известными фактами на тот момент времени. В круг интересов натурфилософии попадали вопросы космологии, строении вещества, сущности движения и т.д. [2].


Эпоха Возрождения – это время колоссальных перемен в экономике, политике, культуре европейских стран. Нереальный рост городов и развитие ремесел, а позже и зарождение мануфактуры, подъем мировой торговли, вовлекавший все районы, в том числе и северные. Плавный рост торговых путей из Средиземноморья к северу, новые географические открытия конца XV и начала XVI века полностью изменили облик средневековой Европы. И при всем этом могущественные силы, такие как империя и папство теряли свою влиятельность [3].


Влияние церкви на жизнь общества ослабевало с каждым днем. Возрождался интерес к античности, к пониманию личности человека, его свободе, возможностями развития и т.д. Изобретение книгопечатания поспособствовало развитию грамотности среди всего населения, росту образованных людей, развитию науки, искусства, а так же художественной литературы. Теперь буржуазии было недостаточно религии, которое господствовало до этого, она стремилось создать новую, современную науку, основанную на изучении природы и человека, на изучении философии античного времени.


Все эти события повлияли на возрождение Святой инквизиции. Инквизиция – это суд католической церкви, прежде всего борющегося с инакомыслием и еретиками. Инквизиция расследовала дела неугодные церкви. Стать инквизитором мог священнослужитель, движимый благими намерениями. Таким способом церковь пыталась искоренить пороки и вернуть свое влияние. «Благими намерениями вымощена дорога в ад». В большинстве случаев инквизиторы и их подручные были простыми садистами, которым разрешили творить правосудие. Не  факт, что в это время эти «судьи» получали удовольствие от человеческих страданий [4].


Итак, как же действовали инквизиторы?


Как только в городе появлялся инквизитор, необходимо было явиться к нему с сообщением о лицах, которые давали повод для подозрения в вероотступничестве и прочих небогоугодных делах и даже мыслях.


Каждый, кто не доносил, отлучался от церкви, а в то время это все еще являлось серьезным проступком. С тобой прекращали не только вести какие бы то ни было дела, но и даже разговаривать и здороваться при встрече. Такого человека сторонились, как мора.


Благодаря этому, инквизиторы могли получать и следить за разными слухами, используя при этом свою масштабную сеть осведомителей. И на основании этих доносов делались определенные выводы, начинались хитроумные расследования и провокационные опросы.


Для доказывания вины было достаточно всего лишь одного свидетельства, признанного верным. Тех, кто не желал осознавать свою вину, полагалось пытать. Причем у инквизиторов существовало огромное количество многообразных пыток. Получив признание или же другие доказательства вины, инквизиторы начинали процедуру примирения вероотступника с церковью и искупление своих грехов. Для того, чтобы тебя признали «раскаявшимся», необходимо было сознаться до пытки или подтвердить все сказанное до пытки, указав что все это добровольно. В обратном случае обвиненного признавали окончательно отлученным от церкви и достойным смерти на костре. Пытками и смерти были подвержены многие великие деятели того времени, однако были и те, кто смог избежать наказания [5].



Николай Кузанский (1401-1464) – крупнейший философ эпохи Возрождения. У него была стремительная карьера. В 25 лет, он получил сан священника, был назначен секретарем легата, то есть полномочного представителя Римского Папы, в Германии. Еще через двадцать лет Николай Кузанский сам стал папским легатом. Но имя Николая Кузанского осталось в веках вовсе не из-за его карьерного роста и должности. Этот человек всю жизнь исследовал законы мироздания. И достиг высот познания, совершив много великих открытий.


Совпадение противоположностей является важнейшим принципом философии Николая Кузанского, что делает его одним из родоначальников новоевропейской диалектики. Анализ его учения позволяет ясно увидеть различия между древнегреческой и возрожденческой трактовками существования всего на планете. Николай Кузанский, как и большинство философов его времени, ориентировался на традицию неоплатонизма. Однако при этом он переосмыслил учение неоплатоников, начиная с центрального для них понятия единства. Кузанский, будучи представителем Церкви, сделал рискованное предположение, что на других планетах тоже есть жизнь. Для Николая Кузанского провозглашение столь смелых идей прошло безнаказанным. И дело тут не только в его высоком положении. Этот жизнерадостный человек вызывал симпатии всех, с кем ему доводилось хоть раз общаться. Он буквально заражал своими теориями ученых деятелей Европы – будь то светские или церковные люди. Николай Кузанский очень любил путешествовать. Он постоянно мирил враждующих государей, но главным образом его усилия были направлены на то, чтобы прекратить церковные раздоры.


Именно поэтому его смелые высказывания и предположения не принесли ему того вреда, которому он мог подвергнуться, если бы пал в немилость церкви [6].



Николай Коперник (1473-1543). Коперник разрушает важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, отвергая и представление о конечности космоса. Коперник считает, что Вселенная безгранична; он называет ее «подобной бесконечности», одновременно показывая, что размеры Земли по сравнению с размерами Вселенной несоизмеримо малы.


Через всю свою жизнь Коперника, начиная со студенческих лет и до последних дней, проходит основная идея – великое дело утверждения новой системы мира, призванной заместить геоцентрическую систему Птолемея. Формулируя тезисы своей теории, Николай Коперник пользуется понятиями астрономии начала XVI века. Так, в его тезисах речь идет о движении сфер, а не о движении планет. Так как, движение планет объяснялось тогда движением сфер, каждая из которых соответствовала определенной планете.


В 1530 году он завершил свой труд «Об обращении небесных сфер», в котором излагал эту теорию, но, будучи искусным политиком, публиковать его не стал и таким образом избежал обвинения в ереси со стороны инквизиции. Еще более ста лет книга Коперника тайно расходилась в рукописях, а церковь делала вид, что ее просто не существует. Ученый отказывался от пропаганды своих идей и мыслей, и соблюдал негласные правила сосуществования с церковной догмой, его не трогали и даже способствовали светской карьере.


Коперник, избежал наказания церкви лишь потому, что не собирался, открыто заявлять о своих открытиях. Его не признали еретиком и вероотступником, что не случилось с его последователем, Джордано Бруно.



Джордано Бруно (1548-1600). Будучи католическим монахом, развивал неоплатонизм в духе возрожденческого натурализма, пытался дать в этом ключе философскую интерпретацию учения Коперника. 


Бруно высказывал ряд догадок, опередивших эпоху и обоснованных лишь последующими астрономическими открытиями: о том, что звѐзды – это далѐкие солнца, о существовании неизвестных в его время небесных тел в пределах нашей Солнечной системы, о том, что во Вселенной существует бесчисленное количество тел, подобных нашему Солнцу. Бруно не первый задумывался о множественности миров и бесконечности Вселенной: до него такие идеи выдвигались Николаем Кузанским.


Большое влияние на Бруно имели атомистические представления поэмы «Лукреция» О природе вещей, идеи Платона, сочинение Николая Кузанского «Об учѐном незнании». Среди других влияний можно упомянуть Альберта Великого, Фому Аквинского и др.


В философских работах Бруно содержатся как логичные рассуждения, так и мистические элементы. Идеи неоплатонизма (в особенности представления о едином начале и мировой душе, как движущем принципе Вселенной) перекрещивались с сильным влиянием античных материалистов. У Николая Кузанского Бруно почерпнул идею «отрицательной теологии», исходящей из невозможности положительного определения Бога. Бруно считал, что целью философии является познание не сверхприродного Бога, а природы, являющейся «богом в вещах».


В 1572-м Джордано Бруно получил сан священника, но уже через четыре года за публичное обсуждение запрещенных церковью текстов был вынужден бежать из Италии и какое-то время преподавал в университетах Европы.


Раздражало отцов церкви то, что для итальянца вообще не существовало авторитетов. На лекциях в Женеве и в Оксфорде он подверг критике учение Аристотеля, являвшееся в средние века основой высшего образования, так же раскрывал перед студентами тайны запрещенного учения Коперника. Но Бруно не остановился и на этом. Он пошел дальше – предположил, что Вселенная бесконечна и состоит из огромного числа миров подобных нашему. Справедливости ради надо сказать, что ничего нового в астрономии Джордано Бруно не предложил, он лишь развивал и популяризировал теорию Николая Коперника. Обманным путем свободолюбца завлекли обратно в Италию, в 1592 году передали в руки инквизиции.


По решению светского суда 17 февраля 1600 года Бруно сожгли на костре в Риме на площади Цветов. Ошибка ученного заключалась в том, что он не стал скрывать своего свободомыслия и пошел на откровенное противостояние с отцами церкви.


На 400-летие смерти Бруно кардинал Анджело Содано назвал казнь Бруно «печальным эпизодом», но, тем не менее, указал на верность действий инквизиторов, которые, по его словам, «сделали всѐ возможное, чтобы сохранить ему жизнь». Папа Римский также отказался рассмотреть вопрос о его реабилитации, считая действия инквизиторов оправданными.


Как видно, человека, который ставил под сомнение влияние церкви, считали вероотступником. Такие люди не были угодны церкви и естественно от них избавлялись, но так чтобы остальным это было как пример. Впоследствии многие ученные просто отказывались от своих слов и исследований, так как боялись «праведного гнева» церкви.



Галилео Галилей (1564-1642). Следующей жертвой церкви стал Галилео Галилей. Его судьба, по мнению большинства исследователей, отражает начало заката святой инквизиции, хотя та и просуществовала еще вплоть до XIX века.


Галилео Галилей родился в Пизе в 1564 году, через тридцать лет после появления труда Николая Коперника. В 1592 году получил кафедру математики в Падуе. Именно там появились труды ученого о динамике. Тем не менее, всемирную славу Галилею принесли не физика с математикой, а астрономические открытия. В 1609 году он усовершенствовал изобретенный голландцами годом раньше телескоп и почти сразу обнаружил, что у целого ряда планет имеются собственные спутники. Это стало очередным ударом по геоцентрической системе. В 1610 году он свои открытия опубликовал и стал придворным философом и математиком герцога Тосканского. Через 
три года он описал пятна на Солнце, форму Сатурна и фазы Венеры, чем доказал ее вращение вокруг Солнца.


Галилей сразу принял теорию Коперника, но, видя, как церковь обошлась с Джордано Бруно, не торопился во всеуслышание заявить о своих воззрениях. Только в 1613 году он написал Папе открытое письмо в защиту этой теории и сразу был вызван в Рим для дачи объяснений. Там Папа подтвердил неизменность позиции церкви по отношению к учению Коперника и запретил «обсуждать и преподавать подобную ересь». Галилей послушался, но в 1632 году все же не выдержал и опубликовал свой знаменитый труд «Диалог о двух главнейших системах мира» [7]. В нем он окончательно доказал несостоятельность геоцентрики Аристотеля и с помощью сделанных им открытий подтвердил теоретические построения Коперника. Вроде бы после подобного непослушания ученого ждал неминуемый путь на инквизиционный костер. Но времена изменились, католическая церковь подвергалась все большему общественному осуждению, и для Святой инквизиции оказалось достаточным лишь публичное отречение Галилео Галилея от церкви. Однако в результате процесса, несмотря на согласие отречься от Коперника и покаяться, Галилей был приговорѐн к пожизненному заключению в тюрьме, которое вскоре было заменено на домашний арест и пожизненный надзор инквизиции.



Эти ученые были не единственные, кто подвергался гонению. Среди бесчисленных жертв инквизиции национальный герой чешского народа Ян Гус (сожжен в 1415 г.), народная героиня Франции Жанна д'Арк (сожжена в 1431 г.). Перед инквизицией трепетали государи. Ее преследований не могли избежать даже такие высокопоставленные лица, как архиепископ Карранса и кардинал Чезаре Борджиа.


Отношение церкви и соответственно Святой инквизиции к теории построения мира, развития цивилизации, отражает все этапы ее отношений с прогрессивной наукой того времени. Со времен Галилео ученые уже не хотели, а церковь не могла жить по-старому. Святой инквизиции все больше приходилось считаться с общественными процессами, ей приходил конец.


Однако были и те, кто не хотели перемен, так религиозные фанатики стремились укрепить пошатнувшуюся веру, во что бы то ни стало. Когда недостатки в обработке земли, случайности погоды вели к неизбежному голоду, отцы церкви не могли признаться, что Бог бессилен облегчить участь своих «детей». Оставался один выход – найти виновного и объявить бедствия Божьим наказанием. Но самым ужасным было то, что народ в своем большинстве искренне поддерживал инквизицию. Символом такой поддержки стала безымянная старушка, притащившая на костер Яна Гуса личную вязанку хвороста. Однако, несмотря на свои высокие достижения, эпоха Возрождения оставалась достоянием узкого круга людей – элиты общества. Поэтому простые люди не понимали своих мыслителей и художников и не разделяли 
их убеждений. Более того, жизнь элиты, полная красоты и удовольствий вызывала естественную зависть и огромное раздражение.


Но нельзя не отметить и того, что многие люди все-таки не мирились с инквизицией. Ее деятельность вызвала множество мелких и несколько крупных народных бунтов (включая Сицилийское восстание 1516 г. и Нидерландскую революцию 1566-1609 гг.). Многих инквизиторов убили бунтовщики и повстанцы. Даже католические самодержцы ограничивали и пресекали деятельность инквизиции в своих государствах, одновременно изгоняя иезуитов.


Инквизиция прекратила свое существование только в середине XIX в. (в Тоскане ее деятельность прекратили лишь в 1852 г.) За это время, по самым минимальным подсчетам, было вынесено более 4 млн. обвинительных приговоров и сожжены сотни тысяч людей.


Подводя итог всему выше сказанному, можно сказать, что в эпоху Возрождения было много спорных и противоречивых мнений, однако нельзя не заметить борьбу Науки и Церкви. Как и всегда в истории, были сторонники с обеих сторон, которые яростно отстаивали свои мнения, но и те и другие несли потери со своих сторон (хотя научных деятелей погибло больше, еще больше просто побоялись открыто показывать точку своего зрения). Общество же в большей своей степени было набожным, и они просто не могли идти наперекор церкви, хотя и были исключения. Что же до меня, то мое мнение по этому поводу ярко отражает сторону науки. Считаю, что церковь очень сильно мешала продвижению науки. Кто знает какой бы был мир сейчас, если бы ученым того времени дали возможность открыто исследовать 
окружающий мир.


Список литературы:

1. Философия: Энциклопедический словарь / Под редакцией И.Г. Фролова. – М.: Республика, 2001.

2. Бакланов И.С. Роль раннего христианства и нехристианских традиций в развитии европейского интеллектуализма // Научная мысль Кавказа. – 2004. – No S5. – С. 15-23.

3. Бакланов И.С. Мировоззренческие истоки алхимии как ранней формы химической науки // Современные проблемы философии и социально-гуманитарных наук. Сборник научных статей. – М.; Ставрополь, 2009. – С. 3-8.

4. Душина Т.В., Бакланов И.С., Бакланова О.А. Философия социально-гуманитарных наук: исходные основания и систематическое изложение. – Ставрополь, 2011.

5. Всемирная история: учебное пособие. – М: Мысль, 1985. – Т. 2.

6. Лосев Алексей Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1982. – 414 с.

7. Галилео Галилей «Диалог о двух главнейших системах мира» / Перевод А.И. Долгова. – М.; Л.:ОГИЗ – СССР, 1948. – 380 с.


Кстати, все актуальные публикации Клуба КЛИО теперь в WhatsApp и Telegram

подписывайтесь и будете в курсе. 



Поделитесь публикацией!


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.
Наверх