ПОИСК ПО САЙТУ

redvid esle



Цензура (часть 1): Защита государственной тайны, секретность и цензура



Одним из главных тезисов антисоветчиков либерального толка является постулат о господстве в СССР тотальной цензуры, которая всячески, якобы, препятствовала развитию страны. При этом начисто игнорировались конкретно-исторические условия становления данной системы в Советском Союзе, история развития цензуры в царской России и за рубежом, особенности процесса защиты государственной тайны, установления секретности и т.п. Вообще, проблема цензуры свелась исключительно к обывательской критике Советского государства за зажим творчества, свободы слова, печати. Теперь то ясно, что эта проблема имеет многоплановый характер. К примеру, современное свободное и бесцензурное российское искусство погрязло в пошлости, безыдейности, удовлетворяет низменные, животные инстинкты людей. В целом, современная российская культура занимается ни чем иным, как исключительно расчеловечиваним человека. Современное российское кино, живопись, литература и др. даже близко не соответствует советскому уровню, вызывает у нормального человека неприятие, желание убежать и спрятаться от засилья такой «культуры». Отсюда требования самих граждан – установить цензуру, запретить убогим «мастерам человеческих душ» за государственный счёт испражняться на культурном фронте. Приемлемо ли это? Как вообще функционировала цензура, система защиты государственной тайны в истории нашей страны и других государств? Ответы на эти вопросы представлены в серии статей кандидата исторических наук Геннадия Александровича Куренкова, которые мы предлагаем нашим читателям.

Редакция КЛИО


Защита государственной тайны, секретность и цензура

Геннадий Куренков 

В настоящее время много говорится о секретности, о защите информации, об отношении к государственной тайне и цензуре. Историки, правоведы, политики, сотрудники компетентных органов высказывают на этот счет различные мнения. Ясно одно; всякое государство имеет право на защиту государственной тайны. Также особую роль в этом вопросе играет отношение к цензуре. Важно то, в чьих интересах проводится работа по защите информации и цензурная  деятельность, что именно, какие сведения засекречиваются, какие критерии секретности существовали и существуют в государстве в тот или иной исторический период. 

Не вызывает сомнений, что государственная тайна как феномен, конкретно исторична и зависит от определенной общественно-экономической формации и таких основополагающих столпов государственности, как общественно-политический строй и политическая власть и, конечно, от исторических временных рамок. Неоспоримо и то, что пока существуют государства, каждые со своими интересами существует и «тайная война» разведок и контрразведок. Она не знает иных законов, для достижения успеха – как охрана собственных тайн и раскрытия секретов других государств. В настоящее время законодательно определена существует государственная тайна, а цензура в большинстве стран официально отсутствует, но это не означает, что ее нет совсем, даже в «самых демократичных странах».

Вполне уверенно можно сказать, что она, как феномен существует на разных уровнях и под разными официальными или неофициальными названиями. Начиная от уровня «самоцензуры», корпоративных и государственных «форматов» и всякого рода «этикетов» в производственной деятельности, а также в СМИ и государственной службе. «Форматы» носят не предварительный характер (официально, конечно, никто не делает никаких, так называемых, «вычерков»), а, в основном, сразу «отказной» под предлогом - «не формат» (без объяснения причин) или последующий, или как его еще называют, «карательный» характер, когда последствия для разгласившего или нарушившего лица, наступают уже после свершившегося факта разглашения тех или иных сведений. А в партиях и других общественных организациях могут гласно стоять в уставах пункты или негласно существовать определенные установки, когда нарушевшему, к примеру, партийную тайну, члену организации, может грозить расставание с партийным билетом.

Деятельность по защите тайн и цензура не только конкретно исторична, но и диалектична, изменяющаяся во времени и пространстве. Подход к защите тайн, как и к любой деятельности, меняется с течением времени. Охрана тайн как деятельность человека и общественное явление существует давно, начиная с доисторических времен охраны секретов первобытного племени и рода. Сначала – это были определенные табу, затем тайны охранялись неписаными и писаными традициями, регламентами и правилами, затем - законами. Но вид целостной системы и деятельности, защита тайн (информации), получила свое развитие с образованием классов и государственных институтов. В процессе развития она видоизменялась и совершенствовалась, уходили в прошлое одни и возникали новые формы, методы, субъекты и объекты - носители информации. 

Очевидно также и то, что определенные сведения, считавшиеся секретным, в процессе развития общественно - экономических отношений или интересов теряли статус секретности или наоборот, несекретная информация, в силу политических и иных обстоятельств и целей, становилась секретной. Определенные сведения приобретали секретный статус ввиду изменений в условиях функционирования общества, в основном, таких определяющих моментов как: переход от мирного к военному времени, военный период, внутриполитический переход власти в государстве, обострение международной напряженности, внутриполитической и внутрипартийной борьбы и т. д. Всегда на особом месте, в плане ограничения и защиты, стояла информация специальной, внешнеполитической, разведывательной и контрразведывательной деятельности.

Сведения, составляющие тайну, классифицировались по определенным признакам и категориям. В новое и новейшее время, наряду со сведениями, составляющими государственную (в начальный период это могла быть или имелась в виду и как династическая, монархическая в смысле образного выражения «государство – это я») тайну, появляются ведомственные, конфиденциальные и коммерческие тайны, а также частные сведения (тайна личной жизни), не подлежащие разглашению. По практике работы в федеральных архивах, в Российской Федерации, в настоящее время, существует около пятидесяти разного рода сведений ограниченного доступа. Такого количества ограничений информации «не снилось» даже так называемому недругами «советскому тоталитарному государству». Определенную специфическую систему охраны тайны - конспирацию, имели (и имеют до настоящего времени) организации, находившиеся на нелегальном или в полулегальном положении (партии, организации, ложи, секты и т. д.). 

В процессе деятельности государственных организаций и структур также появлялись секретные документы, которые по истечении оперативной необходимости, передавались в архивы организаций, а затем, сдавались на постоянное хранение или в ведомственный или государственный архив на особое хранение до момента рассекречивания или уничтожались. В любом случае, допуск к данным документам всегда был и остается строго ограниченным. В настоящее время, после процесса рассекречивания, исследователи получают возможность ознакомиться со многими документами, ранее находившимися на секретном хранении. 


Продолжение следует.

См. Куренков Г. А. От конспирации к секретности. Защита партийно – государственной тайны в РКП(б) – ВКП(б). 1918 – 1941 гг. М. 2015.



Кстати, все актуальные публикации Клуба КЛИО теперь в WhatsApp и Telegram

подписывайтесь и будете в курсе. 



Поделитесь публикацией!


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.
Наверх