ПОИСК ПО САЙТУ


Азбука красноармейца как истинная редкость


Автор: Яков Курт

После октябрьской социалистической революции страна столкнулась со множеством взаимосвязанных проблем. Самой существенной из них являлась почти поголовная неграмотность населения. Индустриальные и социалистические цели предполагали высокий уровень грамотности  как инструмент. При этом в стране 73% населения старше 9 лет был неграмотны. 

Сейчас такой уровень развития человека сложно даже представить. Грамотность это просто умение читать и писать. Представьте себе общество, в котором подавляющее большинство населения не может этого делать. Первейшей задачей в таких условиях становится ликвидировать эту безграмотность.  Проект ликвидации безграмотности, так называемый ЛИКБЕЗ, стал самым масштабным образовательным проектом за всю историю России, а может и мира.


Для эффективного обучения требовались яркие и доступные материалы. При этом - способствующие политической подготовке и развитию граждан. Четкие строки и плакатные изображения стали основой самой известной азбуки для взрослых – великолепной книги Моора (Орлов Дмитрий Стахиевич) «Азбука красноармейца».


Азбука была составлена из хлёстких ярких лозунгов и не менее запоминающихся и политизированных плакатов. Как раз это и требовалось для людей, только что отложивших винтовки для вынуждено непродолжительного занятия. 

Лаконичная и выразительная техника рисунка позволяет сконцентрировать внимание обучающегося на самом важном. Взрослому человеку особенно тяжело менять свои привычки и осваивать новый для себя навык. Тем более, когда этот навык кажется таким простым тем, кто его уже освоил и таким сложным и недоступным тем, кто никогда не соприкасался с этим. 

Человека, занятого войной, революцией или просто тяжелым бытом, необходимо убедить, что это дело действительно важное и стоит потраченных им усилий. Он должен видеть, ответы на свои чаяния и вопросы, которые у него возникают каждый день  его обычно жизни. Вопросы и темы, затронутые в таких учебниках должны напоминать ему о реальности, которую он видит вокруг себя. Человеку сложно даже просто приняться за дело,  итог которого он не может увидеть достаточно быстро. Практическая направленность картинки и текста позволяла снизить неловкость и убедить взрослого человека, что это действительно нужно и важно сделать. 

Стремление «служить великому делу борьбы за социализм, за построение бесклассового общества» было для художника важнейшим делом в жизни и творчестве. Соответственно этому формировалось содержание и оформление азбуки. Проблемы эксплуатации и классового общества,  интересов трудящихся и их нового государства, воздействия религии и капитала стали основой пропагандистской линии азбуки красноармейца. 

Опыт стоит изучить и современным методологам образования. Ситуация, конечно не так критична, но общие признаки налицо. Такие же сложности с базовыми знаниями. Такая же почти потерянная способность читать и усваивать большие тексты. Сформировавшееся клиповое мышление приводит к потере навыков работы с текстом и потребности в ярких картинках.


К сожалению,  современная культура клипа, YouTube и комикса, практически истребили возможности у молодого поколения заинтересоваться чтением литературы. А вместе с этим падает общий уровень компетенции и гуманитарного развития населения.


Конечно, современная школа волей-неволей, мучительно, но пока неотвратимо научит читать и писать. То есть проблема неграмотности больших масс населения пока не стоит. Но проблема донесения важнейших культурных, нравственных и даже патриотических идей до нового поколения, уже во всю стоит перед современными педагогами.  Поскольку применяемые ранее методы базировались на чтении и обсуждении, полностью вытесненные с современной воспитательной арены. 


Возможно, опыта плакатной агитации, представленный в книгах по ЛИКБЕЗу, поможет сгладить существующую пропасть между источником информации и принимающей ее стороной. 







Поделитесь публикацией!


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.
Наверх