ПОИСК ПО САЙТУ

redvid esle



Необходимость организации цензуры в начальный период существования РСФСР




Геннадий Куренков

Цензу́ра — функция и государственная система надзора за содержанием и распространением информации в СМИ, печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусства, кино и фотопроизведений. Цензу́ра в начальный период существования РСФСР — контроль партийных и советских органов власти за распространением контрреволюционной информации, сведений, содержащих государственную и военную тайну, а также считавшихся вредными или нежелательными с целью недопущения контрреволюционных источников информации и их влияния. 

Необходимость цензуры диктовалась реалиями ожесточенной политической и классовой борьбы. Очень скоро новые политические руководители осознали, сколь важна эта задача. Уже 1 (14 – го по новому стилю) декабря 1917 года на заседании Всероссийского центрального исполнительного комитета  (ВЦИК) председатель Совета народных комиссаров (СНК) В. И. Ленин пояснял: « Когда революционный класс ведет борьбу против имущих классов, которые оказывают сопротивление, то он это сопротивление имущих классов должен подавлять; и мы будем подавлять сопротивление имущих всеми теми средствами, которыми они подавляли пролетариат, - другие средства не изобретены». 

Одним из первых шагов в области защиты государственной тайны как одной из составляющих осуществления контрразведывательной деятельности, а также контролю за контрреволюционной информацией, был осуществлен принятием «Декрета о печати», вышедшем 9 ноября 1917 г., т. е. уже на второй день после революции. Оперативность и срочность его принятия обусловливалась тем, что в данный период пресса практически была вне контроля нового государства. Специальных государственных и партийных органов и актов, регламентирующих цензуру, еще не было, но, в печати появлялись сведения, опубликование которых наносило ущерб безопасности государства в политической деятельности, военном строительстве и экономической сфере. 

В «Декрете о печати» говорилось, что закрытию подлежат только органы прессы, призывающие к открытому сопротивлению или неповиновению Рабочему и Крестьянскому правительству, сеющие смуту путем явно клеветнического извращения фактов, призывающие к деяниям явно преступного, т. е. уголовно наказуемого характера. Запрещения органов прессы, временные или постоянные, должны проводится лишь по постановлению Совета Народных Комиссаров. Это положение вводилось как временное и предполагалось, что будет отменено при наступлении «нормальных условий общественной жизни» особым указом. 21 ноября 1917 г. был опубликован декрет СНК «О государственной монополии на печатание объявлений». Нарушители карались конфискацией всего имущества и тюремным заключением до 3 лет. Для противодействия распространению контрреволюционной информации в печати уже в декабре 1917 года при Наркомате Юстиции создается «Ревтрибунал печати». 21 февраля 1918 г. на заседании СНК рассматривался вопрос о мерах борьбы с опубликованием в печати сведений, не подлежащих оглашению. Понятие «военная тайна» использовалось в нормативных документах, однако объем этого понятия не был определен законодателем. По сути «а) разглашение военных тайн, планов и сведений; б) передача военных тайн, планов и сведений» были определены в постановлении Кассационного отдела ВЦИК «О подсудности революционных трибуналов» 6 октября 1918 г. как шпионаж. 23 декабря 1918 года при Реввоенсовете республики была организована военная цензура, которая занималась не только военной, но и политической гражданской цензурой.  Опубликован был только текст "Положения о военной цензуре", но не перечень. Таким образом, соблюдение военных тайн возлагалось на органы военной цензуры РВСР. Цензурные функции РВСР выполнял с ноября 1918 до августа 1921 г., так как в это время в его составе находился Отдел (с 1921 г. – Управление военной цензуры ВЧК). За время пребывания военной цензуры в военном ведомстве последовательно сменились «Перечень сведений, подлежащих предварительному просмотру Военной цензурой» от 21 июня 1918 г. из 27 пунктов,  «Перечень деяний и сведений, наносящих вред Российской Федеративной Советской Республике, а также не подлежащих распространению путем почтово-телеграфных международных и иных сношений» из 36 пунктов и «Перечень сведений, не подлежащих оглашению в повременной печати» из 32 пунктов от 23 декабря 1918 г.

Перечни периода Гражданской войны составлялись каждый раз в связи с изданием нового положения о военной цензуре, но не опубликовывались, хотя и размножались типографским способом для служебного пользования в составе сборников приказов РВСР и т. п. Эти перечни (и выпущенный затем новый в 1919 году), основывались по основному составу сведений, на дореволюционных перечнях и являлись инструктивными документами для военной цензуры в период Гражданской войны. 21 декабря 1921 г. был образован отдел политконтроля при ВЧК. Он занимался перлюстрацией почтово-телеграфной корреспонденции и ее отбором по спискам контрразведывательных органов. Сотрудники отдела вели наблюдение за работой типографий, книжных магазинов, просматривали ввозимые и вывозимые из страны печатные произведения, полиграфическую и кинопродукцию.


Таким образом, в начальный период советской власти  основными формами защиты информации в РСФСР на рубеже в 1917 – 1918 гг. являлись организационные. С этого времени в определённых смыслах берет свое начало новое строительство, где главным средством достижения цели в деятельности государства по сохранению тайн, является централизация, стабильность и последовательность работы в этом направлении. В РСФСР образовалась такая система защиты государственной тайны, в которой образовавшийся механизм политической власти, закрепленный существовавшим в то время революционным законодательством, обусловил главенство такой модели, когда секретность выступала в качестве защиты социального института – государственности. Очевидно одно, что новому советскому государству, особенно в начальный период, какие бы оценки ему ни давали с позиций сегодняшнего дня, пришлось, в совершенно чрезвычайных условиях и в сложнейших ситуациях, в начале - Гражданской войны и разрухи, просто не было возможности и, по большому счету,необходимости, думать о мерах для установления, если говорить в современной интерпретации, «баланса и границы между гласностью и секретностью». К слову сказать, теоретические и практические аспекты данного вопроса не разработаны и до настоящего времени.

Литература:
См. РГВА. Ф. 25883. Оп. 1. Д. 87. 
См. РГВА. Ф. 4. Оп.3. Д. 49.
См. Собрание узаконений и распоряжений Правительства за 1917–1918 гг. – М. : Управление делами Совнаркома СССР, 1942.
См. Куренков Г. А. Первые шаги советской власти по защите военной и государственной тайны после Октября 1917 г. ЛЛ. 130 – 140. Сборник: Великая Российская революция 1917 года: Проблемы истории и проблемы преподавания: сборник статей по итогам Международной научной конференции (24  - 25 апреля 2017 г. г. Москва) / Московский педагогический государственный университет. – Москва: МПГУ, 2017. – 398 с.
См. Куренков Г. А. «Организация советской системы защиты информации». Сборник: Октябрьской революции – 100 лет. ЛЛ. 232 - 240. Сб. ст. – М.: АИРО - XXI. 2017. –  304 с.
См. Хлобустов О. Государственная безопасность: От Александра I до Сталина / Олег Хлобустов. – СПб. : ООО «Торгово - издательский дом «Амфора», 2015. – 351 с. 


Кстати, все актуальные публикации Клуба КЛИО теперь в WhatsApp и Telegram

подписывайтесь и будете в курсе. 



Поделитесь публикацией!


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.
Наверх