ПОИСК ПО САЙТУ

redvid esle



«Крылья империи»: бред сумасшедшего и откровенная халтура

Кадр из сериала «Крылья империи»


Автор: Юрий ЕМЕЛЬЯНОВ
Источник: газета "Правда"


С 10 по 18 июля в лучшее телевизионное время по Первому телеканалу был показан сериал «Крылья империи», посвящённый событиям в истории России с 1913 по 1921 год. Впервые сериал начали показывать к 100-летию Октября — 15 ноября 2017-го, большее надругательство над знаменательной датой трудно было придумать. Но после четырёх серий от демонстрации остальных восьми отказались. Официальная причина: низкие рейтинги. Почему же, несмотря на эти «низкие рейтинги», сериал решили повторить через два года и на сей раз в полном объёме?

КАК И ВО МНОГИХ произведениях, посвящённых революциям и Гражданской войне, сериал «Крылья империи» открывается показом различных эпизодов из жизни дореволюционной России и рядовых жителей страны. Юнкер Сергей Двинский дерётся на дуэли с юнкером Дьяконовым за право оказаться в царском карауле. Император с сыном посещают концерт, посвящённый 300-летию Дома Романовых. Все присутствующие поют «Боже, царя храни», а террористы уже приготовили бомбу, чтобы взорвать в зале Николая II и его окружение.

Но недавно принятый в оркестр питерский рабочий Матвей Осипов, который входит в эсеровскую террористическую организацию, выносит бомбу, так как в зале находится Софья Беккер, в которую он влюбился с первого взгляда во время посещения кондитерской её отца. В Софью Беккер влюблён и юнкер Сергей Двинский, который приглашает возлюбленную посмотреть строящийся бомбардировщик «Россия». Софья забирается на крыло аэроплана. Так нам представляют «крылья империи», а заодно и вершину любовного треугольника, вокруг которого развёртываются дальнейшие события сериала.

С первых же серий становятся очевидными абсолютные сюжетные натяжки и сомнительность того, что нам выдают за правду жизни. Дуэль происходит по настоянию юнкера Двинского на крыше (?) военного училища, так как он знает, что его соперник юнкер Дьяконов патологически боится высоты. Двинский не стреляет в Дьяконова, а кидает в него снежком. Зрители должны поверить тому, что от удара снежком юнкер упал с крыши и погиб. Далее мы узнаём, что бомба, которую вынес из концертного зала Матвей Осипов, не могла взорваться, так как была муляжом. Об этом позаботился руководитель террористической группы эсеров, завербованный жандармами Лядов.

Муляжом оказывается и любовь Сергея Двинского к Софье Беккер. Когда он приводит Софью к своим родителям, то графиня Двинская сообщает ей, что от брака между аристократами и простолюдинами родятся монстры, а потому она не даст согласия на союз сына с дочерью кондитера, да к тому же немца. Сергей Двинский не решается спорить с мамашей. Не спорит с женой и смертельно больной граф Двинский. Он лишь дарит Софье «на счастье» птичку из бумаги, одну из тех, что он мастерит на своём старческом досуге. Возможно, у бумажной птички тоже «крылья империи».

Но вот начинается Первая мировая война, и натяжки в сюжете сериала нарастают, переводя его в категорию мелодрамы. Сергей Двинский становится поручиком и отправляется на фронт в составе «Дикой дивизии». Во время артобстрела поручик Двинский получает тяжёлое ранение. В госпитале за ним ухаживает медсестра Ксения Дьяконова, которая является сестрой погибшего по его вине юнкера. Ксения узнаёт о виновности Двинского в гибели брата, но это ей не мешает влюбиться в Сергея, а затем стать матерью их сына.

Тем временем в Петрограде происходят погромы магазинов, принадлежащих немцам. Бандиты громят кондитерскую Беккера, отца Софьи, и убивают его. Софья ищет утешения в наркотиках и безуспешно пытается добиться от поэта Николая Гумилёва любви и признания её поэтического таланта. Поэт вежливо обходится с девушкой, но и её соблазны отвергает, и её стихи не признаёт достойными серьёзного внимания.

Матвея же Осипова за невыполненное поручение жестоко избивают его коллеги по терроризму. Однако он поразительно быстро поправляется и убивает влиятельного чиновника, изнасиловавшего его сестру и оставшегося безнаказанным. Осипова арестовывают, но почему-то отправляют не на каторгу, а в Туруханский край — к политическим ссыльным. Там он знакомится со «Свердловым», который посылает Осипова в Курейку к «Сталину» в лодке по Енисею с пачкой табака (а может быть, чем-то иным). Всё это — полное враньё, так как в действительности Свердлов и Сталин пребывали в одном посёлке Курейка, а некоторое время даже жили в одной избе.

Став свидетелем грубого обращения жандарма со «Сталиным», Матвей убивает пристава. Тогда «Сталин» организует побег Матвея из Курейки. Ничего подобного в принципе не могло произойти, ведь сами Свердлов и Сталин, несмотря на все их попытки, не смогли сбежать из туруханской ссылки. К тому же убийство пристава вызвало бы такой переполох, что Осипов был бы непременно пойман и сурово наказан.

Но создатели сериала благополучно переправляют Осипова в Швейцарию, где он оказывается среди соратников «Ленина». Вопреки общеизвестным фактам, утверждается, что в Цюрихе никто не приходит на его выступления (убогая попытка низвести В.И. Ленина до уровня малоизвестного рядового эмигранта). Поэтому вымышленные «Ульяновы» проводят время в местной пивной (!), где подвыпивший швейцарец пристаёт к «Надежде Константиновне». Эти эпизоды сняты настолько топорно, что возникает сомнение в элементарном профессионализме создателей сериала. Матвей вступается за «Крупскую» и силой заставляет хулигана извиниться. Так он становится защитником не только «Сталина», но и «Ленина», восхищённого его решимостью без долгих размышлений давать обидчикам «в морду». Так, дескать, большевикам и подобает поступать.

Тем временем посол Великобритании Джордж Бьюкенен плетёт заговор против царской власти. Он вызывает (?!) к себе лидеров либеральной оппозиции в Государственной думе. Посол приказывает (?!) руководителю кадетов П.Н. Милюкову выступить с обличительной речью против политики царя, требуя, чтобы депутат повторял рефреном: «Что это: глупость или измена?» Мы видим, что Милюков послушно выполнил приказ посла, доведя до исступления депутатский корпус повторением слов английского посла. Создатели фильма не только нагло лишили Милюкова авторства его знаменитой фразы, но и превратили из серьёзного политика и прекрасного оратора в жалкого фигляра, состоящего на иностранной службе.

НО ВОТ начинается Февральская революция. Лишившийся трона бывший монарх встречает в Царском Селе свою супругу словами: «Кругом измена, и трусость, и обман», на самом деле записанными им в дневнике тотчас после отречения. Для характеристики революции авторы сериала показывают сцену из постановки драмы М. Лермонтова «Маскарад» режиссёром В.Э. Мейерхольдом. А затем в течение нескольких минут буйство актёров в зловещих масках на театральной сцене чередуется с буйством уличных толп. Революция — это вакханалия масок, настойчиво подсказывают нам авторы сериала.

Затем они (Игорь Копылов, Евгения Кондратьева, Владимир Измайлов и Виктория Александрова) расправляются с историческими фактами примерно так же, как обращались с текстом пьесы Н. Гоголя «Женитьба» деятели из придуманного и высмеянного Ильфом и Петровым в «Двенадцати стульях» «театра Колумба» (Ник. Сестрин, И. Антиохийский, М. Шершеляфамов и Симбиевич-Синдиевич). Последние вставляли в диалог Подколёсина и Степана фразы про Лигу наций и Чемберлена, выводили на сцену женщин в чёрных картонных шляпках, чернокожих молодцов в цилиндрах, а вместо экзекутора Яичницы вносили огромную сковороду с яичницей. Один раз по зрительному залу «с фонарями прошёл отряд военных в форме гостиничных швейцаров».

Из подобных выдумок и состоит сериал. Вместо исторически достоверных выступлений Ленина мы выслушали бездарно придуманные монологи, которые «Ильич» произносит в присутствии «Надежды Константиновны» крайне возбуждённым тоном, порой переходя на крик. Таким же тоном изрекают очевидно неправдоподобные слова и министры Временного правительства. Когда же происходит штурм Зимнего, то ко дворцу движутся фигуры с факелами в руках, явно похожие на украинских неонацистов, марширующих по майдану Незалежности.

Порой нынешние телепоследователи «театра Колумба», видимо, устав придумывать собственное враньё, обращаются к чужому вымыслу. Для изображения переезда В.И. Ленина из Швейцарии в Россию явно использован старый американский фильм, в котором придумана сцена таинственной остановки эшелона с политическими эмигрантами в Берлине и тайных переговоров «Ленина» с некими лицами из германского генштаба. К этим переговорам, факт которых давно опровергнут не только отечественными, но и зарубежными исследователями, поклонники «театра Колумба» постоянно возвращаются на протяжении остальных серий.

ОРИГИНАЛЬНЫМ ЖЕ вкладом создателей сериала стала сцена на Финляндском вокзале. Не успевает «Ленин» покинуть здание вокзала, как к нему подходит некая Евгения Левенсон, которая требует от «Ильича» отчёта о его переговорах в Берлине. «Ленин» ей не отвечает, но не возражает, когда Левенсон снимает с него котелок и надевает ему на голову кепку, в которой он будет через минуту выступать перед собравшимися рабочими. В конечном счёте придуманная создателями сериала таинственная Левенсон, видимо, всем надоела, и, по воле сценаристов, «Свердлов» приказывает её расстрелять.

Но первой жертвой революции становится в сериале бомбардировщик «Россия». Толпа карикатурных пьяных матросов, лузгающих семечки, громят это создание отечественной инженерной мысли. Крылья великой державы, подсказывают создатели сериала смысл своей метафорической «находки», сломаны. В последующих сериях инженеры чинят аэроплан, но вскоре приходит новая толпа пьяных матросов с неизменными семечками, которые стреляют по самолёту, когда он взмывает в воздух. Пули попадают в мотор, и лётчик с трудом приземляется в Кронштадте. Там снова предпринимаются попытки починить бомбардировщик, но приходят чекисты и теперь уже расстреливают самого авиаинженера. Вывод очевиден: с революцией Россия окончательно лишается своих крыльев.

Постановщики «Женитьбы» в «театре Колумба» добавили к пьесе Гоголя прохождение Агафьи Тихоновны по проволоке через зрительный зал с зонтиком, на котором было написано «Я хочу Подколёсина», а Подколёсина и Степана заставили совершать сальто и стоять на руках. Из подобных цирковых кульбитов состоит и жизнь главных героев сериала в течение первых трёх лет Советской власти. Поклонник монархии Сергей Двинский встречает «Троцкого» в день Октябрьской революции и, очарованный им, принимает Советскую власть, переименовав себя в Сергея Кирсанова. В качестве военного консультанта Кирсанов участвует в мирных переговорах в Бресте. Затем он сражается под Казанью и Петроградом, подавляет мятеж Антонова, прибегая к газовым атакам, становится заместителем председателя Реввоенсовета. Кирсанов женится, наконец, на Софье Беккер, но та уходит от него. Сергей беспробудно пьёт, продолжая исполнять свои обязанности командарма.

Матвей Осипов становится видным чекистом и жестоко расправляется с бывшими однопартийцами — эсерами. Он ловит их в городском трамвае и расстреливает из винтовки, а одного из руководителей эсеров режет ножом в вагоне поезда. Допрашивая в подвалах арестованных, Матвей мажет им лица гипсом. При этом он настойчиво допытывается у задержанного священника, почему его коллеги носят золотые часы.

А затем Матвей разочаровывается в большевиках и готовит покушение на «Ленина». Он приносит мину в помещение Моссовета перед выступлением «Ильича», но мина опять оказывается муляжом. К этому времени Матвей вновь сближается с Софьей Беккер и она рожает ему сына. Но вскоре Матвей теряет рассудок и бродит по улицам Кронштадта как блаженный. Вот до чего доводит своих сторонников Советская власть, уверяют нас авторы фильма, окончательно теряя способность придерживаться не только исторической правды, но и логики здравого смысла.

Самые невероятные прыжки и кульбиты совершает Софья Беккер. Поработав секретарём у Керенского, она вступает в брак с Матвеем Осиповым и принимает Советскую власть. «Свердлов» дарит ей пистолет, и Софья становится красным командиром. Она вступает в поместье Двинских с отрядом красноармейцев. Желая отомстить графине Двинской за былое унижение, Софья надевает платье, которое в юности носила графиня. В этом платье графиня запечатлена на картине работы В.А. Серова. Назло графине Софья сжигает этот портрет. В начавшемся пожаре сгорает особняк Двинских и сама графиня. После этого Софья становится женой Двинского-Кирсанова.

Но вскоре «Троцкий» приказывает Софье стать пропагандисткой нового строя, и она выступает с чтением своих стихов в цирке перед огромной аудиторией. Одновременно она руководит изданием общественно-политического журнала. Когда ей приносят рукопись романа «Дни», она сообщает в ЧК о нелояльности автора, а затем с удовольствием прочитывает роман и отправляет его в печать, меняя его название с «Дни» на «Дно». Затем Софья Беккер, разочаровавшись в революции, участвует в подготовке убийства «Ленина» и бежит в Кронштадт вместе с Матвеем Осиповым. До подобного фарса вряд ли бы додумались даже «новаторы» из «театра Колумба».

Три главных героя оказываются одновременно в Кронштадте и его окрестностях в последний день мятежа в марте 1921 года. Сергей Кирсанов руководит подготовкой штурма города-крепости. В это время его бывшая жена Софья Беккер, которая тяжело заболела, бредёт из Кронштадта по льду Финского залива, чтобы найти врача в Петрограде. Хотя вскоре по этому льду красноармейские отряды двинутся на Кронштадт, Кирсанов приказывает стрелять снарядами, которые попадают в лёд. Вокруг Софьи возникают воронки от снарядов, в одну из которых она попадает и тонет.

А вскоре Кирсанов вступает с отрядом в Кронштадт и приказывает уничтожать всех, включая детей. Он не подозревает, что Ксения Дьяконова, которая родила ему сына, находится здесь вместе с малышом. Навстречу Кирсанову идёт помешанный Матвей Осипов. В него стреляют, и он умирает на груди у Кирсанова-Двинского.

АВТОРЫ сериала демонстрируют полную утрату профессионализма и в беспомощной концовке сериала. Сын Дьяконовой и Кирсанова уцелел вместе со своей матерью, а также другими детьми. Они спрятались на крыше кронштадтского дома. Звучат странные стихи, которые якобы сочинила Софья о «бескрылом, но крылатом народе», а затем диктор произносит маловразумительные слова о непременном возрождении России. Примерно о том же говорит белогвардейский генерал перед солдатами разбитой армии, которые интернированы в Галиполи. Эти сцены несколько раз монтажно чередуются, венчая 12 серий нелепого сериала.

О том, что халтурные кинокартины создавали и в советское время, свидетельствует фельетон И. Ильфа и Е. Петрова «Секрет производства». Советские сатирики писали, что после просмотра подобного фильма лица, ответственные за кинопроизводство, «боятся смотреть друг другу в глаза… Несуразность событий, развёртывающихся в картине, настолько велика, что её решают трактовать в плане гротескного обозрения — ревю с введением мультипликации и юмористических надписей в стихах». Фильм спасают два юмориста. Они подают «всё происходящее в картине… в плане сна, который привиделся пьяному несознательному Федосеичу». Лишь подобная концовка могла бы объяснить содержание сериала.

Профессионально-художественный уровень этого «произведения» так низок, что оно воспринимается вполне как пародия, хотя задумывалось, совершенно очевидно, как исторический эпос с изрядной долей патетики. При этом побиваются рекорды по цинизму, поскольку авторы в своём антисоветском раже в буквальном смысле марают и окарикатуривают людей-титанов нашего Отечества. Ведь если в отношении придуманных персонажей (Двинский с намёком на Тухачевского или Софья Беккер с намёком на Л. Рейснер) ещё как-то допустимы фантасмагорические нагромождения сюжетных наворотов с нарушением всякой логики и исторической достоверности, то там, где речь идёт о фигурах даже не российского, а мирового масштаба (Ленин, Сталин, Троцкий, Свердлов), чьи действия и высказывания давно стали хрестоматийными, подобная «авторская трактовка» является откровенным надругательством не только над историей, но и простым здравым смыслом, не говоря уже о чувствах миллионов россиян.

ПОЧТИ ДВА ГОДА НАЗАД, то есть к столетию Октябрьской революции, руководители Первого канала постеснялись выпускать сериал на экран в полном объёме, поскольку телеаудитория уже в 2017 году дала ему свою оценку НЕУД. Однако нынешним летом зрителей всё-таки накормили этой бурдой, заслуживающей лишь одной характеристики: бред сумасшедшего и откровенная халтура.




Кстати, все актуальные публикации Клуба КЛИО теперь в WhatsApp и Telegram

подписывайтесь и будете в курсе. 



Поделитесь публикацией!


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.
Наверх