ПОИСК ПО САЙТУ

redvid esle



Парламентёры. Нераскрытые тайны. часть 2





дружбе венгерского народа и народов бывшего СССР посвящается

Источник

часть 1 смотрите здесь

Венгерский историк, специалист по истории Второй мировой войны - Кристиан Унгвари, в своей книге "Осада Будапешта. Сто дней Второй мировой войны" представляет ультиматум Малиновского и Толбухина как уникальное и беспрецедентное явление за всю историю второй мировой войны:"...29 декабря с согласия Сталина советское командование предложило гарнизону города сдаться. Условия сдачи были, можно сказать, почетными. Венгерских военнослужащих в плен брать не предполагалось совсем, а немцы подлежали репатриации в Германию сразу же по окончании войны. Всем разрешалось сохранить форму и награды, а офицерам — даже личное оружие. Всем должно было быть обеспечено снабжение продовольствием, больные и раненые сразу же получали медицинскую помощь..."




Никогда ранее советское командование не шло на такие уступки, как разрешение на ношение оружия. Но по неясным причинам Унгвари опускает пару существенных фактов: 1. Разрешалось ношение только холодного оружия. 2. Венгров не предполагалось брать в плен, а распускать по домам, НО после допроса и проверок, результат которых был никому неизвестен.

Справедливости ради, надо признать, что книга Кристина Унгвари представляет собой гигантский кропотливый исследовательский труд, с указанием мельчайших деталей и подробностей, и по большому счету, на данном этапе, является самой полной работой отражающей события конца 1944 - начала 1945 года, развернувшиеся на территории Венгрии. Далее, относительно группы Штейнмеца, Унгвари пишет: "... Если предположить, что между появлением парламентеров и их гибелью прошло очень мало времени, а также имевший место небольшой снегопад, туман и мороз примерно около 5 градусов, то видимость в тот день и на том участке была очень слабой. Занервничавший командир противотанкового орудия, заметив движущееся транспортное средство, мог немедленно открыть по нему огонь. Он мог и не заметить белого флага..."И ниже он дополняет: "...В любом случае ни Остапенко, ни Штейнмец и его водитель не были намеренно убиты немецкими солдатами. Наиболее вероятно то, что все эти смерти были результатом несчастного случая и легкомыслия. Нацисты несут ответственность за смерть миллионов людей, но они никогда, за время всей войны, не убивали парламентеров, прибывших к ним для переговоров..."Унгвари конкретизирует, что видимость была слабой - туман, небольшой снегопад,  и в панике командир ПТО мог дать команду на открытие огня, но каким образом тогда Дьюла Литтерати-Лотц (Gyula Literatti-Loótz) в таких условиях рассмотрел невооруженным глазом двоих человек в джипе и белый флаг, с расстояния 150-200 м.( чуть меньше длины двух футбольных полей), учитывая, что глазомер у командира артиллерийской батареи, первого лейтенанта,  должен быть отменным, а корректировщик огня с биноклем не увидел белого флага в руках парламентера? И открыл огонь без команды, когда каждый противотанковый боеприпас был на счету? На фото, вид с ул.Вашвари (где должен был находиться Дьюла Литтерати-Лотц) на восток, в сторону минного заграждения, светофор как раз находится на том перекрестке, где были мины.



С правой стороны на фото мы видим единственное двухэтажное строение, которое находилось в поселке Пештсентлёренц в декабре 1944 года, когда-то здесь располагалась церковь "Свидетелей Иеговы" (адрес: Будапешт,ул.Юллёй (Üllői út.), строение 499-501 - прим.автора).То есть, с чердака этого дома можно было увидеть машину с парламентёрами, еще до её выезда на пригорок. Но находился ли там Дьюла Литтерати-Лотц? Вопрос.В тот момент когда эта статья уже была готова и даже опубликована в сети, венгерские товарищи прислали мне любопытную вырезку из газеты Pest megyei hirlap ( Пештская областная газета - прим.автора) от 11 декабря 1992 года. Статья не отличается информативной насыщенностью и последовательностью изложения, но она пролила некоторый свет на рассматриваемые события - удалось найти улицу Дьюлы Гёмбёш (Gömbös Gyula út.) где находилось минное заграждение и точно установить передовую линию обороны защитников города, и их артиллерийские позиции по состоянию на 29 декабря 1944 года. Венгерский журналист на схеме обозначил машину парламентёров на дороге из Вечеша в Будапешт (1), минное заграждение на улице Дьюлы Гёмбёш (Gömbös Gyula út.), которая нынче имеет название с ул.Халодаш (Haladás ut.) (2) и позиции немецких орудий (3), которые установлены на линии обороны по ул. Варошхаз (Városház utca) с южной стороны и ул.Тёкёли (Thököly út.) с северной.



И здесь уместно привести отрывок из книги Шандора Тота "Осада Будапешта": " Н.А. Нечепорук был заместителем начальника штаба 66-й гвардейской стрелковой дивизии, который отвечал за организацию поездки Штейнмеца. По словам подполковника, когда они собирались в путь: «...Штейнмец стоял рядом с машиной, а я и мои разведчики укрепили два больших белых флажка, один сзади, другой спереди, на лобовом стекле машины.  Мы с разведчиком Липским сели в машину без опознавательных знаков и поехали по улице. За нами метрах в двух ста ехала машина парламентеров с двумя белыми флагами, это была полностью оборудованная машина. Когда мы миновали боевые порядки наших войск, я и Липский выпрыгнули из машины и отправили её обратно. Большими и редкими хлопьями шёл снег. Я обернулся и увидел, что парламентерская машина замедлила ход и немного отстала. На расстоянии 25-30 метров от переднего края обороны противника машина съехала на левую обочину. Я посмотрел в сторону немцев, показал Штейнмецу направление движения и сказал: - Вперед!Штейнмец поднял руку и кивнул. В этот момент нас оглушил мощный взрыв. Машина взорвалась. Улица наполнилась клубами черного дыма и почувствовался запах гари. Машину с парламентёрами разорвал артиллерийский снаряд.Штейнмеца и Филимоненко в результате взрыва выбросило из машины. Оба были мертвы, а лейтенант Кузнецов тяжело ранен. Разведчик Липский, который подбежал к Штейнмецу, тоже был убит в результате сильного вражеского обстрела. Кузнецова я вытащил с линии огня, в то время как советские бойцы сдерживали немцев с помощью пулеметов и ручных гранат. Разведгруппа комиссара Назаренко находилась под постоянным огнем несколько часов и смогла вынести тело Штейнмеца только в 4: 00 утра 30-го числа. Тело Филимоненко так и нашли. Во время вскрытия из тела Штейнмеца было извлечено несколько осколков шрапнели и две пулеметные пули.До конца 1950-х годов военные историки и мемуаристы Западной Германии (книга Тота написана в 1975 году - прим.автора) по сути замалчивали факт убийства парламентеров. Однако, в последние годы, в результате "расследования" Петера Гостони на Западе распространилось мнение, что Штайнмец и его товарищи стали жертвами несчастного случая».Относительно Филимоненко есть данные, что его тело так и сгорело в машине пораженной зажигательным снарядом зенитного орудия.



Затем венгерский исследователь подчеркивает, что даже появился "ключевой свидетель" Дьюла Литтерати-Лотц, который являлся начальником Венгерского отдела "Радио Свободная Европа". В одном из своих интервью он рассказал, что будучи командиром противотанковой роты, он, у завода Hofherr—Schrantz—Shütleworth перекрывал ул.Юллей в направлении Вечеша. Вокруг него на своих позициях стояли эсэсовцы 22 кавалерийской дивизии, а в 150-200 метрах от его позиции были установлены "тарельчатые" мины (противотанковые мины "Tellermine 35", (на фото) - прим.автора),




которые были в шахматном порядке врыты в грунт прямо посреди брусчатки мостовой, от чего минное заграждение было полностью демаскировано... (остальные слова венгра-артиллериста я приводил выше - прим.автора). То есть не увидеть разобранную брусчатку с установленными минами даже под небольшим слоем снега было невозможно. Далее Тот пишет: "Неизвестно, почему Литтерати-Лотц молчал в течение 20 лет находясь в своей западной эмиграции, и совершенно очевидно, что, когда он заговорил, он недостаточно хорошо обдумал свою речь. В машине было трое, а не двое, и подпрыгнула машина из-за попаданий зенитной пушки (а не пулемётного огня - прим.автора), а вот разведчик Липский был убит как раз пулеметной очередью. Если машина действительно наехала на мину, то зачем её надо было расстреливать из пулеметов? Факты решительно опровергают "ключевого свидетеля" и не позволяют ему фальсифицировать их. В конце 1944 года, у временной границы Пештсентлёренца произошел не несчастный случай, а самое настоящее убийство".



На карте посёлка Пештсентлёренц от 1940 года действительно указан кирпично-черепичный завод (он на фото обозначен коричневым цветом - прим.автора).



О каком-то заводе как раз и упоминает Литтерати-Лотц. По его западной границе вдоль ул. Тёкёли (Thököly út.) шла укрепленная линия обороны немцев - рубеж АттилаIII, с танками, самоходками, узлами противотанковой обороны, зенитными орудиями, пулемётными гнездами, рвами, надолбами, ДЗОТами, ДОТами и т.д., и необходимо признать, что место выбрано очень удачно: заводское пространство перед фронтом очень хорошо простреливается так как довольно открыто, и не так насыщено строениями. Те здания, которые находились перед линией обороны и мешали ведению огня, были подорваны.



Минно-проволочные заграждения местами даже были подключены к электротоку высокого напряжения, но какой смысл устанавливать минно-проволочные заграждения по ул. Гёмбёш Дьюла (Gömbös Gyula út.), когда восточнее ул.Граф Гедеон Радай ( Gráf Ráday út.) огромное тюльпанное поле. Ответ пришел из современных карт, реконструирующих бои за Будапешт (линия укрепрайона Аттила III на карте отмечена голубым цветом - прим.автора).




Таким образом приходим к выводу, что заминирован был не просто "пятачок" на перекрестке улиц Юлей (Üllői út.) и ул. Гёмбёш Дьюла (Gömbös Gyula út.) (ныне Халодаш (Haladás ut.) - прим.автора), а всё пространство вдоль оборонительного рубежа, от улицы Халодаш (Haladás ut.) до ул.Граф Гедеон Радай ( Gráf Ráday út.).



А учитывая тот факт, что перекресток находится на возвышенности, то Литтерати-Лотц при всём своем желании не мог видеть, как к минному полю подъехала машина и начала маневрировать в сторону защитников города. Тем более, что по показаниям Нечипорука машина парламентеров не доехала до немецких укреплений метров 25-30, где и раздался взрыв. На 3D-карте, голубой линией отмечены немецкие укрепления, желтыми шестигранниками - минное поле, оранжевым - место взрыва и красной звездой - место где сфотографировано тело Штейнмеца. Если учесть, что обер-лейтенант Дьюла Литтерати-Лотц начал публиковать свои "откровения" спустя 20 лет после событий, то его рассказы приходятся на 1965 год или на самый пик Холодной войны и обострения отношений СССР с Западом, после Карибского кризиса. А если сюда добавить еще и его должность директора Венгерского отдела в "Радио Свободная Европа", то дальнейшие комментарии будут излишними.В своей книге Унгвари также  пишет: "...После трех штурмов в ночь с 29 на 30 декабря Цинкота ( XVI район на северо-востоке Будапешта - прим.автора)  наконец был взят, однако после тех боев румынская 2-я пехотная дивизия оказалась настолько обескровленной, что ее пришлось сразу же отводить в тыл. Восточнее и юго-восточнее Пешта. 28 декабря в руки русских попали Дьяль и Маглод, начались бои на улицах пригородов Пешта к северо-западу от Дьяля. Расположенный рядом железнодорожный мост через Дунай был взорван обороняющимися, так как советские солдаты достигли пригородов Буды.После этих событий советские представители через громкоговоритель объявили о том, что на следующий день намерены направить к оборонявшимся парламентеров. С самолетов сбрасывались листовки, в которых немецких и венгерских солдат призывали сдаваться в плен...".



Выходит, что венгерско-немецкие части знали о том, что ожидается прибытие парламентеров, а значит для командира противотанкового орудия не было неожиданностью появление в районе минного заграждения джипа с группой Миклоша Штейнмеца, который не просто выскочил на пригорок, а медленно объезжал противотанковые мины.Многим бы хотелось представить смерть капитана Ильи Остапенко и капитана Миклоша Штейнмеца как два нелепых несчастных случая, но в их гибели до сих пор остается масса вопросов. Кристиан Унгвари описывает один интересный факт:  "Достаточно странным является тот факт, что 21 января Пфеффер-Вильденбрух



( Карл Пфеффер-Вильденбрух, обергруппенфюрер СС и генерал войск СС, и полиции, ответственный за оборону Будапешта.  12 февраля 1945 генерал был взят в плен при попытке покинуть Будапешт, а 10 августа 1949 года военным трибуналом войск МВД Латвийской ССР приговорён к 25 годам заключения в лагерях. 9 октября 1955 в качестве неамнистированного преступника передан властям ФРГ и ими освобождён. Погиб в результате дорожно-транспортного происшествия 29 января 1971 года в городе Билефельд.. - прим.автора) распорядился, чтобы начальник штаба венгерского I армейского корпуса передал все документы, касающиеся парламентеров, немецкому командованию. Для чего это было сделано, непонятно."Ясно одно - оба капитана и их товарищи, пошли на смерть ради сохранения жизней десятков тысяч солдат и офицеров, как с той, так и с другой стороны; офицеры-парламентеры геройски пытались спасти сотни тысяч мирных граждан столицыВенгрии и уберечь Будапешт от бессмысленных разрушений, бомбежек, артобстрелов и пожаров. Но обороняющие город венгры и немцы свой выбор сделали, и вся вина за многочисленные жертвы и разрушения, полностью лежит на них. Здесь будет уместно напомнить, что командующим советских фронтов ввиду военной целесообразности было бы выгоднее разрушить все мосты через Дунай, чтобы запереть обороняющихся на их позициях и не дать им возможности объединится, но факт остается фактом - все красавцы- мосты соединяющие Пешт с Будой были взорваны самими фашистами.Первым  был разрушен мост Маргит - самый северный мост, когда 4 ноября 1944 года (при неудачном минировании, - прим.автора), случайный взрыв уничтожил  восточный пролёт моста.



На мосту в это время были люди, автомобили, трамваи, а под мостом проходила баржа, в итоге - 600 гражданских лиц и 40 немецких солдат погибли.Вторым был уничтожен самый южный мост, мост Миклоша Хорти. В ночь с 15.01 на 16.01.1945 г. немецкие и венгерские войска, чтобы избежать окружения, отошли от улицы Ракоци к Большому кольцу и подорвали мост, который сейчас носит имя Шандора Петёфи (венг. Petőfi híd - прим.автора).В ночь на 17 января 1945 года в Дунай рухнул мост Франца-Иосифа (ныне мост Свободы - прим.автора). 



Из книги Унгвари: По немецким данным, в него попала бомба, а по мнению венгерской стороны, он был взорван. И то и другое может быть верным: пока в Пеште все еще оставались немецкие и венгерские войска, советская сторона была очень заинтересована в уничтожении мостов, в то время как немцы, наоборот, стремились сохранить их. Здесь необходимо отметить, что через мост Франца-Иосифа наступающие части красной армии могли из Пешта попасть в Буду прямо к подножию горы Геллерт, где располагался штаб обороны всего гарнизона Будапешта, и когда передовые отряды красноармейцев прижали немцев к реке, руководством обороны было принято решение о подрыве моста. На фото видно, как аккуратно подорван мост с обеих сторон - авиабомба так "красиво" не сработает.18 января, в 7.30 были взорваны два последних моста, точнее, то, что от них осталось: Цепной мост (венг. Széchenyi lánchíd, один из красивейших мостов Европы -прим.автора) и мост Эржебет (мост Erzsébet híd (венг.) названный в честь императрицы Елизаветы Баварской (по-венгерски её имя звучит как Эржебет), более известной как Сиссѝ - прим.автора). Причем, когда прогремели взрывы, на мостах еще находилось множество эвакуируемых.



Относительно того, что советские командиры пытались сберечь мосты до последнего, сам Кристиан Унгвари пишет в своей книге следующее:  ... к 10 января русские даже надеялись, что удар по кольцу изнутри состоится. К тому времени долгий срок осады заставил маршала Малиновского нервничать. Он хотел бы, чтобы немцы как можно скорее вышли из города. Для того чтобы помочь им в этом, маршал приказал оставить разрыв в позициях своих войск в районе Буды примерно в 1 км шириной. Его главной целью было захватить город и избежать гнева Сталина за задержку. Для достижения этого маршал Малиновский был готов выпустить защитников столицы. Ирония в том, что успешный прорыв изнутри не состоялся благодаря приказам Пфеффера-Вильденбруха и самого Гитлера.Гитлер к тому времени уже давно распрощался со всеми надеждами отстоять Будапешт, но он с упорством маньяка бросал в пекло всё новые и новые части; ему нужно было время, чтобы подготовиться к осаде уже своей столицы - Берлина. И благодаря тому, что у венгерской столицы были скованы силы двух Украинских фронтов, нескольких отдельных армий и корпусов, общей численностью более 700000 человек, он ценой огромных и бессмысленных потерь, как среди военнослужащих так и гражданских, выиграл какие-то дни и недели, до полного краха.Но западные военные историки, специалисты по ВМВ, политики и множество других противников советского строя, в один голос заявляют, что советские войска сделали всё возможное, только чтобы уничтожить город и его жителей. А мы опять же вернемся к некоторым фактам, которые описывает венгерский историк в своей книге "Осада Будапешта". Порой доходило даже до комичных случаев, читаем:...23 декабря (когда осада города уже шла 6 недель и передовые танковые отряды советской армии стояли всего в 3 км. от Будайской крепости на Замковой горе (на фото) - прим.автора).




в будапештской опере состоялся спектакль «Аида». Кто-то из аудитории  вспоминал: «Не успел начаться второй акт, как перед занавесом появился актер в солдатской форме. Передав приветствия с переднего края полупустому залу, он выразил свое удовлетворение тем, что публика была теперь гораздо спокойнее и излучала больший оптимизм и надежды, чем это было несколько недель назад. Затем он твердо пообещал, что «Будапешт останется венгерским», что нашей прекрасной столице нечего бояться». Продолжались спектакли и в других театрах, в кинотеатрах не прекращались сеансы......В полдень 24.12.44 г. служащий транспортной компании позвонил в штаб венгерского армейского корпуса, разместившийся в монастыре Сионской Богоматери, с конечной остановки трамвая номер 81 в квартале Зуглигет: «Вы знаете, что русские уже здесь? Они здесь, на остановке, сложили свои винтовки и распределяют продукты. Что мне делать?» Капитан Ференц Ковач, которому пришлось отвечать на этот звонок, смог лишь посоветовать: «Ничего. Постарайтесь не вызывать подозрений, тогда с вами ничего не случится. Это все, что я могу для вас сделать». После этого Ковач сам начал звонить по телефону, чтобы попытаться выяснить, что происходит. Несколько раз ему отвечали на русском языке. «Сделав телефонные звонки, я отправился с докладом к начальнику штаба корпуса капитану Шандору Хорвату. Он так же удивился и так же ничего не мог сделать. Он мог бы поговорить с Линденау, но вместо этого предупредил меня, чтобы я ничего не сообщал немцам». Примерно в той же манере о подходе советских войск узнавало и немецкое командование: по телефонному звонку полицейского, который находился в трамвайном депо в Сепилоне, и был очень напуган, когда первый танк Т-34 взял его на прицел пушки......Примерно к 6 часам вечера с пассажирами фуникулера на Швабском холме, возвращающимися с рождественскими подарками по домам, произошел любопытный случай.



На остановку, где все еще продавались рождественские елки и жареные каштаны, без единого выстрела вышла разведгруппа в составе восьми человек под командованием старшего лейтенанта А.И. Козлова. Гражданские лица не обратили внимания на советских солдат, одетых в зимние белые маскировочные халаты. Поезд уже успел отправиться, когда один из пассажиров заметил, что под белыми маскхалатами солдат было надето не немецкое и не венгерское обмундирование. Началась паника, кто-то рванул за ручку ручного тормоза, и в этот момент советские солдаты попрыгали с поезда, предварительно освободив нескольких пассажиров от наручных часов. Когда поезд снова тронулся с места, охранник предупредил новых пассажиров, желавших влезть в вагон, что движение теперь контролируют советские солдаты. Новость распространилась в осажденном городе со скоростью пожара...Когда Будапешт называют "Сталинградом на Дунае" я задаюсь вопросом: а возможно ли подобное отношение к врагу, к обстрелам и налетам, к войне, наконец, у жителя города на Волге где-нибудь так в районе 23 августа 1941 года.

Из Википедии:  "...23 августа силы 4-го воздушного флота люфтваффе произвели самую долгую и разрушительную бомбардировку города. Немецкая авиация разрушила город, убила более 90 тысяч человек, уничтожила более половины жилого фонда довоенного Сталинграда, превратив тем самым город в громадную территорию, покрытую горящими руинами. Ситуация усугубилась тем, что после фугасных бомб германские бомбардировщики сбросили зажигательные бомбы. Образовался огромный огненный вихрь, который дотла сжёг центральную часть города и всех его жителей. Пожар перекинулся на остальные районы Сталинграда, так как большинство зданий в городе были построены из дерева или имели деревянные элементы. Температура во многих частях города, особенно в его центре, доходила до 1000 °С...

"А вот, что пишет Унгвари относительно жесткости немцев к собственным войскам и своим же союзникам, а так же о милосердии красноармейцев:  "...Когда командование поняло, что этих сил было явно недостаточно, сюда же 13 ноября был переброшен 1-й парашютно-десантный батальон под командованием майора Эдёмера Ташшоньи. Вплоть до прибытия 15 ноября 600 солдат подкрепления парашютисты при хорошо организованной артиллерийской поддержке самостоятельно удерживали участок обороны длиной от 5 до 6 км, отбив ряд ожесточенных атак советских войск. Как-то в результате очередной бешеной атаки советские пехотинцы вышли к венгерским позициям. 

Ташшоньи вспоминает:«Я повернулся к немецкому артиллерийскому корректировщику:
— Огонь на поражение в сектор «А», немедленно!
— Но это же ваши позиции.
— Не важно, скорее!
Я посмотрел на часы. Спустя 17 секунд наши позиции и район перед ними находились под огнем 52 артиллерийских стволов, который постепенно затихал и через несколько минут стал совсем редким...... Каким-то чудом нам все же удалось добраться до площади на окраине Пешта перед навесным Цепным мостом. Там перед нами предстала картина настоящего пожарища. Посреди ночи было светло, почти как днем. Через огромные зияющие в мосту дыры была видна вода. В небо задралась задняя часть немецкой военной легковой машины, которая умудрилась угодить в одну из таких дыр. Ее передней части, которая глубоко провалилась в дыру, не было видно. Пассажиры и водитель, скорее всего, погибли. В другом месте стоял горящий грузовик, получивший прямое попадание, который нам едва удалось объехать. Повсюду были разбросаны мертвые тела. Судя по некоторым из них, через них уже много раз переезжали машины».....

Офицер штаба советского 23-го стрелкового корпуса воспоминал, что дороги на пути бегущих из города в западную часть Буды солдат были блокированы:«В ночь с 11 на 12 февраля гитлеровцы предприняли отчаянную попытку прорыва на участке 37-го стрелкового корпуса. По мертвым телам своих солдат и офицеров они упрямо продолжали рваться на запад и северо-запад к Зуглигету и Надьковачи. В конце концов 16 тысяч (свыше 12 тыс. — Ред.) фашистам удалось прорвать внутреннее кольцо окружения и скрыться в близлежащих лесах...


..Сам Андраш пишет в воспоминаниях (полковник Шандор Андраш, командир 10-й пехотной дивизии - прим.автора):«Когда я покинул подвал банка и оказался на площади перед укреплениями, моему взгляду предстала картина как из эпохи Нерона. Почти все гостиницы, расположенные на берегах Дуная, были охвачены огнем. Пылала и моя любимая гостиница «Венгрия». На фоне этого пожарища погруженный в темноту Будайский берег выглядел загадочно и зловеще…



Мой первый допрос был проведен прямо в убежище. Меня допрашивал советский полковник. Во время допроса кто-то попытался стянуть с меня наручные часы с запястья рук, которые были связаны за спиной. Я через переводчика просил передать полковнику, что часы данное лицо могло получить в качестве «сувенира». Полковник прикрикнул на моего стражника. Часы так и остались у меня на руке. Когда я дожидался своей судьбы, то увидел, как охранник взял мою сумку. Я схватился за нее и только тогда заметил, что он положил в нее хлеб»....

Большой отряд, куда входило значительное количество солдат 22-й кавалерийской дивизии SS «Мария-Терезия», а также группа венгров под командованием обер-лейтенанта Литтерати-Лоотца, выбрал юго-западный маршрут вдоль зубчатой железной дороги. Некоторым из солдат удалось взобраться на вершину холма Шваб-Хедь, где, однако, все они попали в засаду. Советские солдаты полностью истребили немцев, но пощадили венгров. Наши солдаты обер-лейтенанту Дьюле Литтерати-Лотц жизнь спасли, пощадили его, а он спустя 20 лет отплатил им черной неблагодарностью!

И тут комментарии излишни.Копаясь в архивных донесениях я натолкнулся на ряд документов, которые подтверждают, что после трагической гибели парламентеров обеих групп, к немцам с ультиматумом была отправлена еще и третья группа!Из донесения начальнику штаба центральной группы южных войск от 5.11.48 г. (вх.№ 1655 ) от и.о. военного коменданта г. Будапешт подполковника Сидорова:



Командование озадачено вопросом: по одним данным, фигурирует капитан Остапенко, по другим - капитан-артиллерист, Гусев Федор Андреевич. Спустя 25 дней на имя военного коменданта города пришел ответ следующего содержания (орфография и пунктуация сохранены):



"На основании Вашего распоряжения, мной 29 и 30 сентября1948 года было произведено расследование по поводу убийства и захоронения парламентеров 3-го УФ в районе Буда. 

Свидетель, видевший как был убит советский парламентер, мадьярский гражданин Кальман Ласло, проживающий в селе Будаерш, по улице Сабадшаг, дом 22, рассказывает:Село Будаерш было освобождено Советской Армией вечером 26 декабря 1944 г. 

29 декабря примерно около 2-3 часов дня к нему на квартиру явились офицеры СА и попросили его, Кальмана, показать дорогу на мост Франц Йожеф через реку Дунай /ныне мост Сабадшаг/ и он согласился.4 офицера и он, сели на автомашину и поехали в Буду, к мосту. Среди офицеров был один майор, звания остальных он не знает. При въезде в Буду, они оставили машину, а сами пешком по ул.Хорти Миклош /ныне ул. Барток Бела/ пошли к мосту Ференц Йожеф. Вся группа шла с белым флагом. У моста группа разделилась. Майор и проводник Кальман остались у моста, не входя на него, а остальные три офицера с белым флагом вошли на мост и пошли в Пешт, расположенный на другой стороне /левой/ реки Дунай. Не дойдя до середины моста два офицера остановились и спрятались за металлические переплеты ферм моста, а один офицер с белым флагом пошел дальше, к немцам. На той стороне моста, в Пеште, он был не долго. Возвращался обратно этот офицер не один, а в сопровождении немецкого офицера. Советский Офицер шел впереди, немец немного сзади. На середине моста, не доходя до 2-х спрятавшихся офицеров 100-120 метров (общая длинна моста 333 метра - прим.автора), немец выстрелил в затылок Советского офицера, и убив его стал убегать обратно к себе, прячась за переплеты ферм. По нему стали стрелять из пистолетов офицеры, бывшие на мосту, но в него не попали, он сумел убежать. Труп убитого немедленно был взят и они /остальные офицеры и Кальман/, донеся его до машины, привезли его в село Будаерш. 

Похоронили его 29.12.44 года. На похоронах присутствовал один Советский генерал. Кальман показал мне место захоронения убитого парламентера. На могиле стоит маленький деревянный памятник, на котором надпись, что похоронен капитан-артиллерист Гусев Федор Андреевич. Дата похорон 29.12.44 г.Дежурный помощник в/коменданта г.Будапештст.лейтенант /Богданов/Относительно этого расследования возникает ряд вопросов:1. По данным ОБД Мемориал проходит капитан Гусев Федор Андреевич, 1922 г.р., с датой выбытия 28.12.44 г., то есть он никак не мог быть парламентером, так как погиб за день до указанных событий, но как известно, очень часто в штабных документах путали даты гибели военнослужащих.2. Немцы минометным огнем несколько раз прижимали к земле группу Остапенко и без вопросов пропустили на свои позиции автомашину с парламентёрами Гусева?3. Улица Барток Бела начинается уже на немецких позициях, значит фашисты беспрепятственно пропустили через свою передовую линию советский автомобиль и дали спокойно пройти по своим расположениям 4-м советским офицерам и одному гражданскому?4. От начала ул.Барток Бела до моста Ференца Йожефа целых 3 километра, по вражеской территории; то есть командование решило рискнуть жизнями парламентеров, чтобы те не повторили судьбу группы Остапенко и доставили ультиматум гарнизону Пешта, но с Буды, по мосту через Дунай? Рискованно, но обосновано. И здесь нет однозначных выводов по поводу убийства парламентера.Но и это ещё не всё. Из книги Унгвари: "...По свидетельствам очевидцев, третий парламентер (как мы видим уже четвертый - прим.автора), офицер советского 30-го стрелкового корпуса, прибыл на коне с белым флагом в штаб немецкой 13-й танковой дивизии, и его отвели к его командиру генерал-полковнику (генерал-майору - прим.автора)  Шмидхуберу. От имени своего корпуса офицер, который, как описывают, был слегка навеселе, предложил на три дня прекратить огонь для того, чтобы дать немцам возможность подготовиться к капитуляции. Шмидхубер позвонил Пфефферу-Вильденбруху и проинформировал его, что «намерен принять это предложение, чтобы выиграть хотя бы три дня передышки, которой можно будет воспользоваться для пополнения и перегруппировки войск. Командующий «крепостью» в резкой форме ответил, что об этом не может быть и речи. Русский офицер был взят в плен». О дальнейшей его судьбе ничего не известно.

30 стрелковый корпус входил в группу войск 2-го УФ, то есть парламентер выдвигался из Пешта. На немецкой карте от 07.01.45. изображены два белых флага: один - там где погиб Остапенко, другой - на северо-восточной окраине Будапешта, в районе Цинкота. Звездой мною отмечено место откуда выдвигалась машина Штейнмеца.




А на карте боевых действий советских войск, 30 стрелковый корпус как раз и отмечен на северо-восточной окраине венгерской столицы,



там же кстати, на северо-востоке Будапешта, находился и штаб 13 тд генерал-майора Шмидхубера.



Значит немцы отмечали белыми флагами на своих картах, места перехода парламентерами линии фронта и их дальнейшая судьба штабистов-картографов не интересовала, но чтобы снять с себя ответственность за гибель парламентера Штейнмеца они вполне могли "забыть" нанести еще один флажок на карту! Необходимо отметить, что группа капитана Гусева также переходила фронт в том же месте где и группа Остапенко - у слияния двух дорог: Будапешт - Балатон и Будапешт - Будаерш.Многим силам очень хочется переписать историю, но каковыми бы ни были их попытки очернить советского солдата в глазах современной молодежи, чтобы они ни предпринимали для того, чтобы зародить в нас чувство вины за якобы "свирепую жестокость" наших отцов и дедов, которые освободили мир от коричневой чумы - у них ничего не получится.Пока живы ветераны и очевидцы, пока есть пожелтевшие станицы архивов, пока над эмоциями и злопамятностью одерживают верх логика и разум, а самое главное - пока индивидуум способен читать, мыслить и отделять зерна от плевел - мы сохраним мир. Потому что мирное сосуществование - в природе человека. Не война, не революции, не мятежи, не тюрьмы и не смерть, но мир, равенство, братство, свобода и жизнь!Советские военачальники до последнего цеплялись за возможность сохранить жизни людей и жизнь города, и вся вина за случившуюся катастрофу лежит только на главарях третьего рейха, на бесхребетных руководителях обороны красавца - Будапешта и на бессильном правительстве Венгрии.Изучая документы по этому делу я наткнулся на крайне неожиданную информацию от которой у меня глаза на лоб полезли - оказывается, отец Миклоша (Николая) Штейнмеца, Иштван (Степан) Штейнмец, на момент героической гибели сына проживал в г.Алма-Ата, по адресу: Мелькомбинат №3 (элеватор - прим.автора), барак 10,кв.11.







В далеком 1944-ом году, после долгих скитаний, сын венгерского коммуниста вернулся на свою Родину, чтобы отдать за неё свою жизнь и лечь в землю своего Отечества. Он не дожил до капитуляции всего 47 дней, он не дошел до Дуная, до своей Победы, всего 15 километров, а я сейчас, 11 ноября 2017 года, пишу о нём, находясь в 15 километрах от того места, где во время войны проживал отец героя. Жизнь порой, закручивает сюжеты, замысловатее любого фантастического сценария.

Источники:
1. Осада Будапешта и прорыв. Budapest ostroma és kitörés (1944-1945) https://www.youtube.com/watch?v=DULiyWFzgaA
2. Осада Будапешта - http://budapest-ostroma.hu/1944-december-29-esemenyei/
3. Steinmetz Miklós - https://hu.wikipedia.org/wiki/Steinmetz_Mikl%C3%B3s#cite_note-T%C3%B3th-7
4. Автопереводчик с венгерского на русский - сhttps://yandex.kz/search/?text=https%3A%2F%2Ftranslate.yandex.kz%2F%3Futm_source%3Dwizard%26lang%3Dhu-ru%26text&lr=162&clid=47639
5. Штурмовая артиллерийская дивизия группы Бильнитцера - http://lazarus.elte.hu/hun/digkonyv/szakdolg/mihalyi/mihalyi.htm#melleklet3 24. rohamtüzérosztály részei
6. Карта - https://www.arcanum.com/hu/online-kiadvanyok/2vhSzakkonyv-magyarok-a-ii-vilaghaboruban-2/budapest-ostroma-5C6C/budapest-ostromanak-1944-45-kartografiai-feldolgozasa-5C6D/mellekletek-5D78/1szamu-melleklet-budapest-ostroma-terkep-130000-ket-mellekterkeppel-buda-es-pest-belvarosai-120000-5D79/
7. Командир группы истребителей танков венгерской 12-й резервной дивизии первый лейтенант Дьюла Литтерати-Лоотц http://szer.oszk.hu/szemelyek/litterati-lootz-gyula -
8. Википедия - https://hu.wikipedia.org/wiki/Steinmetz_Mikl%C3%B3s
9. Карта поселка Пештсентлоренц - https://maps.hungaricana.hu/hu/BFLTerkeptar/4523/view/?bbox=1102%2C-6318%2C7113%2C-4131 -
10. Память народа Журнал Боевых Действий - https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=132948988&static_hash=da68a4c56f371187bf7d29b79e34529fv
11. Исследование Марии Майер "Освобождение Будапешта".« Советские парламентарии были преднамеренно убиты в районе Будапешта». http://epa.oszk.hu/02100/02120/00011/pdf/ORSZ_BPTM_TBM_11_421.pdf -
12. Во время вскрытия из тела Штейнмеца было извлечено несколько осколков шрапнели и два пулеметных снаряда. http://epa.oszk.hu/00000/00018/00264/pdf/EPA00018_hadtortenelmi_1975_02_266-304.
13. Peter Gosztony. Hungarian-Swiss military historian and journalist (1931-1999)
14. Андрея Васильченко "100 дней в кровавом аду. Будапешт - "дунайский Сталинград"?- https://www.litmir.me/br/?b=151213&p=1
15. Немецкие и венгерские части оборонявшие Будапешт - A Budapesten bekerített német alakulatok: http://lazarus.elte.hu/hun/digkonyv/szakdolg/mihalyi/mihalyi.htm#melleklet3
16. Защита линии «Аттила» к западу от Ракошеги, 1944–1945 гг. Számvéber Norbert. "Az „Attila” vonal védelme Rákoshegytől nyugatra, 1944–1945"
17. Венгерская 12-я резервная пехотная дивизия - http://rakosmente.hu/Rakosmente/Latnivalok/attila_vonal.aspx
18. Петер Гостоньи. "Кровавый Дунай. Боевые действия в Юго-Восточной Европе. 1944-1945".- https://www.e-reading.life/book.php?book=1021998
19. Минное оружие Вермахта. 1929-45 гг.- http://shooting-iron.ru/publ/17-1-0-658 -20. Пештская областная газета - https://library.hungaricana.hu/hu/view/PestMegyeiHirlap_1992_12/?pg=168&layout=s -
21. Шадор Тот. Осада Будапешта- http://epa.oszk.hu/00000/00018/00264/pdf/EPA00018_hadtortenelmi_1975_02_266-304.pdf
22. Карта Будапешта - https://bestmaps.ru/goroda/budapesht
23. Карта осады Будапешта https://www.groomania.nl/budapest-ostroma-
24. Условные обозначение к карте осады Будапешта - https://www.arcanum.com/hu/online-kiadvanyok/2vhSzakkonyv-magyarok-a-ii-vilaghaboruban-2/budapest-ostroma-5C6C/budapest-ostromanak-1944-45-kartografiai-feldolgozasa-5C6D/mellekletek-5D78/2szamu-melleklet-budapest-ostroma-terkep-jelkulcsa-5D7C/
25.Освобождение Будапешта https://pobeda.elar.ru/

Басмач . Алма-Ата. 11.11.2017Доработка и расширение статьи - сентябрь 2021 г






Кстати, все актуальные публикации Клуба КЛИО теперь в WhatsApp и Telegram

подписывайтесь и будете в курсе. 



Поделитесь публикацией!


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.
Наверх