О врачах, медицине, сословиях и важности детали в тексте
Автор: Татьяна Кравченко
(Вдогонку к выложенной несколько недель назад книге Льва Фридлянда «10 месяцев»)
Появился у меня отличный материал для сравнения, книга Юрия Лодыженского «От Красного Креста к борьбе с Коминтерном» (Москва, Айрис пресс, 2013). Куплена она была давно, но добралась я до нее совсем недавно.
Автор – как и Фридлянд, врач, военный хирург, и время действия то же – Первая мировая и Гражданская войны. Только Фридлянд - еврей-разночинец, а Лодыженский – сын полковника, из «хорошей семьи» с обширными связями, вырос в родовом имении, закончил Императорскую медицинскую академию. Медицина – его призвание, он постоянно совершенствуется в профессии, не просто радеет о своем госпитале и своих пациентах, - жизнь посвящает работе. В общем, прекрасный, глубоко порядочный человек. Но дьявол, как известно, кроется в деталях.
Сначала замечаешь стилистические «занозы»: когда речь идет о членах императорской фамилии – только превосходные эпитеты и глубокое почтение. Для товарищей по службе, друзей дома и родственников - уважительные, сдержанно-достойные характеристики. Снисходительно-одобрительный тон, взгляд «сверху – вниз» - на небогатое купечество. И солдатня», «матросня», - это о «черной кости».
В отличие от Льва Фридлянда, который все время словно бы подсмеивается над собой, Лодыженский относится к своей особе очень серьезно.
Юрий Ильич Лодыженский прочно вписан в иерархию. Поскольку сам он родился в подходящем сословии, другое устройство общества представляется ему абсурдом, концом света. Но все же он отличный врач, начальник полевого госпиталя, и в личной храбрости ему не откажешь. Как и Фридлянду.
Так, да не так. Госпиталь Лодыженского – исключительно для господ офицеров. Поэтому Юрий Ильич допускает вот такой эпизод:
«В лазарете долго лежал тяжелораненый в бедро прапорщик Еременко. Каким-то чудом удалось его выходить и поставить на ноги. Во время дневного чаепития в палатке, в которой находился сам Еременко, за мной прибежал денщик, прося срочно прийти к старшей сестре. У нее сидел военный комендант, известный своей строгостью генерал Медер.
- Скажите, доктор, - спросил он, - среди ваших раненых есть прапорщик Еременко?
- Так точно, ваше превосходительство.
- Отведите меня к нему.
Мы прошли в палатку. Офицеры встали. Я указал на Еременко, ничего не подозревая.
- Еременко, ты? – бросил Медер, обращаясь, к моему удивлению, «на ты» к офиеру.
- Так точно.
- Ты не офицер, ты солдат, ты вор и обманщик! – рявкнул Медер.
Наступила гробовая тишина. Еременко, который был еще на костылях, стал белее полотна. По приказанию Медера его тотчас увели и заключили в аретантскую палату военного госпиталя. Оказалось, что он присвоил себе имя и имущество убитого офиера, у которого служил денщиком, и выдал себя за последнего, когда был сам тяжко ранен. Так он и попал в мой офицерский госпиталь».
То есть этот превосходный врач совершенно спокойно позволяет вышвырнуть из своего госпиталя не долеченного тяжелого больного только потому, что он не принадлежит к нужному сословию. Выпускник Императорской медицинской академии солдатню не лечит, ей и фельдшер сойдет.
А Фридлянд лечит всех: и белых, и красных, и «своих», и «чужих». Пристраивает раненых «белых» офицеров в городскую больницу, спасая от мести «красных». Спасает «красных» пленных, брошенных «белыми» на произвол судьбы. Он – врач. И все пациенты – офицеры, солдаты, господа хорошей фамилии, крестьяне, мещане - это больные, нуждающиеся в его помощи.
Кстати, еще в 1896 году Антон Павлович Чехов, мастерски используя детали, в рассказе «Дом с мезонином» объяснил, что для каждого сословия в Российской империи – своя медицина. Для крестьян достаточно медицинского пункта, и вообще их может лечить помещица без медицинского образования, зато прогрессивных взглядов. А вот сама помещица, или князь – активный земский деятель – для поправления здоровья отправятся во Францию, в Виши, к знающим заграничным докторам. Каждому свое.
Кстати, все актуальные публикации Клуба КЛИО теперь в WhatsApp и Telegram:
подписывайтесь и будете в курсе.
Поделитесь публикацией!
© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.