ПОИСК ПО САЙТУ


Харьковский тракторный завод - промышленный гигант первой пятилетки




Ирина Исаева

Тяни-толкай на колесах или самоход на стальной ленте

В 1988 году исполнилось сто лет со дня изобретения нашим соотечественником Федором Абрамовичем Блиновым первого в мире гусеничного трактора, но в 1888 г. у самоходной повозки Блинова не было знакомого всем названия.

Название трактор придумали в США, фирма по производству самодвижущейся сельскохозяйственной техники «Hart-Parr» стала мировым лидером тракторостроения в начале XX века и подарила человечеству толковую конструкцию с двигателем внутреннего сгорания, до этого основным был паровой двигатель. «Hart-Parr» воспользовалась латинским словом trachere - влечь, тянуть, и назвали так свою конструкцию самохода, оно и стало общим обозначением вида самоходной техники с двигателем внутреннего сгорания.



                                     

Самое понятное описание гусеничного трактора дано в МСЭ за 1940 год «Гусеничный способ передвижения характеризуется тем, что перемещение трактора происходит не по грунту непосредственно, а по шарнирному рельсовому полотну, которое имеет очень большую, по сравнению с колесами, площадь сцепления с грунтом. Вес гусеничного трактора воспринимается стальными колесами или роликами, катающимися по бесконечному полотну. Полотно состоит из стальных звеньев, соединенных шарнирно между собой и передвигающимися вокруг ведущего и направляющего колеса».

БСЭ 1946 года определяет трактор как «колесный или гусеничный самоход, в основном предназначенный для выполнения различных сельскохозяйственных операций, дорожных и транспортных работ. Трактор буксирует дорожные и сельскохозяйственные машины или повозки, прикреплённые непосредственно к его остову». 

Со времен первой массовой модели «Нart-Parr» трактор настойчиво шел по пути развития и совершенствования. В XXI веке тракторы используются для транспортировки грузов и оборудования при необходимым мощным тяговым усилием. Тракторы различаются по типу перемещения – колёсные и гусеничные и по назначению – сельскохозяйственные, промышленные, трелевочные и армейские (армейский тягач). 


Как самоход заприметили большевики и что из этого вышло

2 ноября 1920 года В.И. Ленин, как Председатель Совета Народных Комиссаров подписал Декрет Совета Народных Комиссаров "Об едином тракторном хозяйстве". Этим декретом было положено начало созданию единого тракторного хозяйства в нашей стране, организации ремонта и снабжения запасными частями, а также организации испытательных станций, курсов подготовки инструкторов, мастеров и трактористов. Народному комиссариату земледелия вменили в обязанность один раз в месяц представлять в СНК сводку о «числе годных тракторов и  негодных, но допускающих ремонт и ремонтирование, производимых в Российской Социалистической Советской Республике, заказанных за границы и привезенных из-за границы, обучаемых и кончающих курс тракторных механиков». 

Для быстрого развития тракторостроения решили воспользоваться готовой американской конструкцией и в 1924 года с конвейера завода «Красный путиловец» (ныне АО «Кировский завод») в Ленинграде сошел первый колесный трактор «Фордзон-Путиловец», «трактор имел карбюраторный двигатель мощностью 14,7 кВт, работавший на керосине, трехскоростную коробку передач, развивал скорость от 2,3 до 10,8 км/ч, мощность на крюке достигла 6,6 кВт. Он выпускался до апреля 1932 года».            

Первый гусеничный трактор был выпущен в 1923 году на Харьковском паровозостроительном заводе, в последствии завод им. Коминтерна, с 1957 г. завод им. В.А. Малышева. Тракторная промышленность Республики Советов начиналась с двух прототипов – американского трактора «Фордзон» и немецкого трактора Hanomag WD Z 50 в двух городах – Ленинграде и Харькове. До строительства тракторных заводов (СТЗ, ХТЗ, ЧТЗ) тракторы закупали, в основном с США, предпочтения отдавали американским производствам «Фордзон» и «Ойль-Пулль».







Проведение модернизации сельскохозяйственного производства потребовало создание тракторостроительной промышленности и научной базы для разработки отечественных моделей тракторов и нужд формирующихся коллективных хозяйств. В 1925 году был организован тракторный отдел в НАМИ (Научный моторный институт), который в 1931 году был преобразован в Научный автотракторный институт (НАТИ). В 1929 году после сравнительных испытаний многих зарубежных тракторов специалисты НАТИ под руководством Д.К. Карельских сформулировали технические требования к отечественным тракторам и зафиксировали их в статьях «Технические нормы для русского трактора» и «О типе трактора для России».




В условиях построения социализма во враждебном окружении было принято решение создавать объединенную военно-гражданскую промышленность. Кроме специальных военных предприятий было решено строить гражданские, выпускающие мирную продукцию и военные полуфабрикаты. В случае необходимости, по мобилизационному плану страны они могли перейти на выпуск только военной промышленности. Тракторные заводы, соответственно такому замыслу организации промышленности и обороны, должны были переходить на выпуск танков. Условиями нормального производства были: удаленность от государственной границы, что в 20-30 г. г. XX в. устраняло опасность бомбардировок, рядом должны были быть источники сырья и налаженная транспортная связь, а также строительство жилых поселков для рабочих, инженерно-технических работников и их семей. При принятии решения о строительстве Харьковского тракторного завода фактор исключения бомбардировок не учитывался.


О пользе вовремя замеченных достижений соседей

Реализация строительства военно-гражданской промышленности осложнялась значительным отставанием страны в развитии техники и соответствующих производств. Для ускорения революционного процесса строительства материально-технической базы социализма было решено заимствовать опыт ушедших вперед стран. Опыт осваивался благодаря командировкам на соответствующие производства или путем приглашения специалистов, например, архитекторов по необходимым направлениям гражданского и промышленного строительства. Командировки позволяли закупать оборудование, стройматериалы и технологии.

Самые крупные заказы получили американский архитектор Альберт Кан (строительство промышленных объектов) и немецкий архитектор Эрнст Май (проектирование городов и поселков). Альберт Кан разработал технологию, позволявшую проектировать завод на площадях 500 га и выше за несколько месяцев и также быстро строить. Фирма Кана проектировала основные цеха Сталинградского тракторного завода (СТЗ). Строительные конструкции изготовили в США и смонтировали в Сталинграде на площадке строительства за шесть месяцев. Каждый объект фирма собирала из готовых стандартных элементов, предложенных в каталоге. Их заказывали и монтировали, а это время рыли котлован. Это был поточный метод проектирования и строительства.

Бюро Мая привлекло внимание советских специалистов прежде всего потому, что оно уже имело успешный опыт проектирования жилых районов для немецких рабочих.

Проекты бюро А. Кана и Э. Мая в СССР

№№

Исполнители проектов

Проекты

1

Альберт Канн

Тракторные заводы: Сталинград, Челябинск, Харьков, Томск

2

Эрнст Май

Города и поселки: Магниторск, Нижний Тагил, Щегловск, Кузнецк, Ленинск-Прокопьевск, Сталинград


Бюро Кана и его специалистов располагалось в Детройте, в Москве интересы совместного проекта представляло учреждение под названием Госпроектстрой. В начале 1930 г. для работы в нем приехали 25 архитекторов во главе с братом Альберта Морицем Каном, а в октябре 1929 г. Мориц Кан посетил строительство ХТЗ и СТЗ. Свои впечатления он представил советской общественности в интервью газете «Известия», а предложения изложил в докладе начальнику Главного управления Главмашстроя А. Толоконникову. В 1931 г. в Госпроектстрое было уже 600 советских сотрудников, а в Харьковском отделении Кана работало 100 человек. 


Интересы СССР в США представляла формально частная акционерная компания «Амторг», а на самом деле торговое и консульское представительство СССР, посольства пока еще не было.

В 1928 году по решению Советского правительства, одобренному в ноябре Пленумом ЦК ВКП(б), в Сталинграде начали строительство завода (СТЗ) по выпуску колесного трактора, прототипом которого послужил американский трактор "Интернационал» 15/30. Трактор разработала и выпускала Международная Ко жатвенных машин в г. Мильвоки, штат Висконсин. В 1926 г. на заводы Международной Ко для изучения постановки дела постройки с/х машин приезжали 6 инженеров из СССР.   Стандартные испытания модели 15/30 были проведены в университет штата Небраска в 1929 г. и состояли из «лабораторных испытаний двигателя и полевых испытаний на тягу с загрузкой трактора с помощью динамометрической повязки», затем лицензия на трактор поступила в продажу. 




Почему паровозы стали семьей для трактора

ХТЗ построили по модели Сталинградского тракторного завода и к выпуску после изменения основного задания планировалась та же базовая модель – «Интернационал» 15/30, впоследствии СТЗ и ХТЗ по названию первого и второго заводов изготовителей.  Д.К. Карельских подготовил «Руководство по тракторам СТЗ и ХТЗ», оно было опубликовано в 1933 г.

В 1933 году из учебника географии для 8-го класса школьники могли узнать, что «самостоятельной отраслью промышленности советское тракторостроение стало лишь с сооружением двух гигантских заводов—Сталинградского и Харьковского, каждый из которых рассчитан на производство 50 тыс. тракторов в год». 

В 1929 году Совет Народных Комиссаров СССР принял решение о строительстве тракторного завода на Урале в городе Челябинске. В 1933 г. вступил в строй «третий гигант тракторостроения — Челябинский, полная производительность которого составит 40 тыс. мощных 50-сильных гусеничных тракторов в год».

Решение о строительстве ХТЗ было принято в 1929 г., а само строительство началось в 1930 году, в районе пригородной для Харькова станции Лосево. Но этому заводу и выбору места его размещения предшествовали события, начало которых относится к концу XIX века. Эти события связаны со строительством и модернизацией Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ). 




«Харьковский паровозостроительный завод и механический заводъ» начал выпуск продукции в 1897 году. Почему для строительства паровозов выбрали именно Харьков? В конце XIX века город уже был крупнейшим железнодорожным узлом и торгово-ремесленным центром. Он исторически соединял экономические районы центральной части России, такие как Криворожско-Донецкий бассейн, Приднепровье и Южные морские порты. В Харькове и предместьях были построены мелкие и средние заводы и фабрики, сформировался квалифицированный рабочий класс. В городе готовили инженеров по машиностроительным специальностям в университете и технологическом институте. В этот период времени в Харькове было достаточно земельных участков под промышленную застройку и возможностей для проведения коммуникаций к ним, центром строительства стала станция Балашевка Общества Юго-Восточных железных дорог.

В   1911–1912 гг. в ходе проведения модернизации завода были открыты новые цеха – тепловой (для производства двигателей), плужный и цех сельскохозяйственный орудий.  С 1922 года, после окончания Гражданской войны коллектив завода начал определять направления долговременного развития, среди которых было гусеничное тракторостроение. В 1923 году Харьковский паровозостроительный завод приступил к мелкосерийному выпуску гусеничных тракторов «Коммунар» (Г-50) «с двигателем мощностью 36,8 кВт и трехскоростной коробкой передач, которая обеспечивала скорость от 1,8 до 7 км/час». Трактор получился маломощный и не быстрый. Прототипом был немецкий гусеничный трактор Hanomag WD Z 50, это стало мощным толчком для развития тракторостроения и танкостроения.


С 1926 по 1930 годы происходило техническое переоснащение ХПЗ зарубежным и отечественным оборудованием, инструментами, приборами, собственными инженерными разработками. Во время Гражданской войны и Интервенции ХПЗ осуществлял ремонт автомобильной бронетехники и бронепоездов. Артиллерийское управление Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) проявило интерес к серийному производству гусеничных тракторов-тягачей для артиллерийских установок. В 1930 году были выпущены первый танк Т-24 и в 1934 году первый гусеничный трактор «Коминтерн» с мощностью в 100 л/с., в техническом задании он обозначался как «тяжелый(большой) трактор РККА» или артиллерийский тягач, в 1935 тягач пошел в серию. В 1939 году на Харьковском машиностроительном заводе разработали танк Т-34.




ХТЗ – промышленная легенда в зоне действия бомбардировочной авиации возможного противника


Комплексный подход к развитию тракторостроения предполагал создание специализированных производств. Опыт ХПЗ показал, что аргументы выбора места производства оказались верными и рядом с ХПЗ решено было открыть производство тракторов на новой производственной площадке – Харьковском тракторостроительном заводе (ХТЗ). К этому времени ХПЗ отработал варианты подвоза сырья и комплектующих, а также вывоза готовой продукции. Харьков имел свою научную и образовательную базу для подготовки инженерно-технических работников, начальная подготовка квалифицированных рабочих металлистов обеспечивалась на базе ХПЗ, он же мог помочь с налаживанием технологии конвейерного и поточного производства. Бюро Харьковского Окружкома КП(б)У в письме Главмашинстрою настаивало на следующем; «Новый тракторный завод проектируется строить в Харькове, но не при ХПЗ, а как самостоятельный завод с собственными заготовительными цехами, соответствующей емкости для производства 50 000 тракторов в смены типа Катерпиллера 25/30. Вариант постройки завода без самостоятельных цехов из расчета на кооперацию с существующими заводами Украины, ГУМС ВСНХ не поддерживаем».

 Решение низовой парторганизации было поддержано ЦК КП(б)У и ХТЗ стал самостоятельной производственной базой тракторостроения Советского Союза. Объяснение возникшего обсуждения можно найти в книге П. Белянчикова «Трактор в Америке», автор сообщает, что «наряду с крупными заводами с/х машин и орудий (а США, авт.) существует ряд небольших заводиков… изготавливающих запасные части к с/х машинам. Эти заводы имеют соответствующее специальное оборудование, материалы для запасных частей…для ведения дел получают консультации от крупных фирм». Их преимущества, продолжает П. Белянчиков: «1) пополняют имеющийся недостаток в частях в районе своей деятельности, 2) более приспособлены для удовлетворения имеющихся покупателей (отсылка частей багажем, почтой и т.д. своего района)». В Харькове не согласились с таким разделением труда и настояли на полном производстве. 

В сентябре 1929 Комиссия ВСНХ СССР постановила построить в Харь-
кове тракторный завод (ХТЗ)для производства гусеничных тракторов типа Катерпиллер. В приказе No 455 от 23 декабря 1929, подпи-
санном председателем ВСНХ В.В. Куйбышевым, Государственному институту проектирования металлургических заводов (Гипромез) предписывалось: «до 15 декабря 1930 закончить начатые ныне работы по разработке эскизного проекта Украинского тракторного завода с выпуском 50 тысяч тракторов в год в две смены, <...> приступить к проектированию Челябинского тракторного завода, с выпуском 40 тысяч тракторов в год в две смены <...> Срок окончания проекта назначить не позже 15 января 1930». 

Постановлением № 1598 Президиума ВСНХ СССР от 17.11.1930 предписывался выпуск в 1931 г. 17 т. тракторов в год, в 1932 г. – 50 т. тракторов в год. 




По плану мобилизационного управления ВСНХ ХТЗ «выпускает в военное время танкетку Т-23 «путем ассимиляции основных цехов завода в объеме 3 500 штук в год, программа мирного времени по танкеткам, кроме опытных образцов <…> в количестве 250 штук в год».  Назначение танкетки – разведка, внезапное нападение, имеет колесно-гусеничный ход, броня защищает от стрелкового оружия.

Головной ответственной за строительство организацией стал «Хартракторострой» (ХТС) во гласе с Начальником строительства Н.Г. Мышковым и Главным инженером А.Д. Брускиным, в 1932 г. последний стал вторым по счету директором ХТЗ и руководил заводом до 1934 г., пока его не сменил первый и теперь уже третий директор ХТЗ П.И. Свистун.    

В конце января 1930 пять специалистов под руководством А. Брускина командируются в США на три месяца с целью согласования проекта завода и выбора оборудования для производства гусеничных тракторов типа «Катерпиллер». Находясь в США А. Брускин получил через «Амторг» устное распоряжение прервать переговоры, связанные с производством гусеничных тракторов, так как СНК СССР пересматривает вопрос о выборе типа трактора. В марте 1930 г. в США приехал директор «Тракторостроя» Мышков Н.Г. Перед отъездом он получил письмо от заместителя председателя правления ВАТО (Всесоюзного автотракторного общества), в котором уточнялось, что «1.000 американских долларов, полученных Вами, согласно разрешения Особого Валютного Совещания при НКФ СССР от 3.III.30 за №2124 предоставляется лично в Ваше распоряжение, без предоставления отчетности об израсходовании означенной суммы». Советские специалисты должны быть респектабельными, и Народный Комиссариат Финансов СССР это понимал.

Основная задача Харьковского тракторного завода изменилась. Теперь это был не отечественный гусеничный трактор на базе модели «Катерпиллер», обладающего мощностью 50 л. с., а колесный трактор на базе американского трактора «Интернационал» 15/30, планируемый к выпуску на Сталинградском тракторном заводе, систер-шипом которого становился ХТЗ. Менялись модель трактора, техническая документация, оборудование, металлоконструкции и т.д. Для СТЗ все готовили в бюро А. Кана и заказывали в США, для ХТЗ использовали комплексный подход: опыт строительства СТЗ, собственные ресурсы и консультации ведущих промышленных и архитектурных бюро мира.

В загранкомандировки от «Хартракторостроя» отправилась группа специалистов или, как называют их бухгалтерские ведомости «подрасчетных лиц», в неё входили начальники служб и цехов, всего 24 человека. В Германию поехали 5 человек, они располагали суммой 2 300 000 р. Первоначально планировалось 2 месяца для закупок металлоконструкций, станков и оборудования, но сроки командировок менялись в пользу их длительности. Советские специалисты работали с каталогами фирм Портер, Людвиг Леве, Вандерер, Геркулес и т.д.

Причин изменения модели, по-видимому, было несколько, среди них и особое мнение «военного ведомства», представленное на Межведомственном совещании ВАТО от 6.12.29 г.: «Трактор Катерпиллар, 50/60 л. с., намеченный к постройке на Украинском заводе в том виде, как он существует, требованиям НКВМра не отвечает. Трактор может быть использован как вспомогательный, при условии повышения его скорости».

Возвратившись из США, Начальник «Хартракторостроя» Н. Мышков отправил письмо в ЦК КП(б)У и ВКП(б), в котором сообщал, что «изменение первоначального задания <…>, изменение проектов цехов, генерального плана, временная приостановка снабжения в апреле 1930» привели к задержке поставок металлоконструкция и оборудования. Н. Мышков обращал внимание на то, что «По сравнению со Сталинградским заводом, который в основном дублируется в Харькове…» наблюдается отставание в сроках поставок и монтажа оборудования и он не исключает вредительство.

  После этого в Центральном печатном органе ВКП(б) газете «Правда» 31 июня 1930 г. была опубликована статья заместителя председателя ВСНХ В.В. Осинского «Сталинград – Харьков» с подробным анализом недостатков строительства тракторных гигантов. В это время уже работала подкомиссия А.П. Розенгольца при ВСНХ, которая рассматривала вопросы заказа импортного оборудования для ХТЗ. В итоге было решено заказать металлоконструкции в «7 Союзном строительном тресте», который располагался в Харькове, а контрольно-измерительные приборы купить в Германии. 




Десятый по счету план ХТЗ предполагал следующие производственные и вспомогательные объекты: депо паровозов, подстанция теплоэлектроцентрали; склады: леса, деревообделочный, ремонтный,  жидкого горючего и угля; цеха: литейный, кузнечный, ремонтно-механический, механосборочный, инструментальный, Учебно-установочный завод и ФЗУ, лабораторию и Главную контору.

В 1945 году в производстве и одновременном восстановлении были следующие цеха: моторный, тракторный, холодной штамповки, кузнечный, сталелитейный, чугунолитейный, термический, механосборочный, ремонтно-литейный, инструментальный, ремонтно-механический. 




Как генератор догонял карбюратор

Двигатели внутреннего сгорания, необходимые для производства автомобилей и тракторов отличаются от паровой машины весом и размерами. Они классифицируются на: двигатели легкого топлива (бензин, керосин, лигроин) и двигатели тяжелого топлива (нефть, соляровое масло, мазут). Есть и иная классификация: двигатели быстрого сгорания (цикл Отто) для топлива – бензин, керосин, лигроин и двигатели постепенного сгорания (цикл Дизеля) для топлива - мазут, соляровое масло, нефть. Цикл Дизеля и одноименный двигатель получили свое название по фамилии изобретателя – Рудольфа Дизеля, который запатентовал свое изобретение в 1893 году в Берлине. «Широкое использование дизель-мотора связано уже с другим человеком – Л. Нобелем и другой страной – Россией». В 1900-1902 годах петербургский завод Л. Нобеля выпустил 40 дизелей, до первой Мировой войны – 172. В 1911 году права на производство дизелей Нобелем были переданы Харьковскому паровозостроительному заводу, дизели применялись также как приводы электрогенераторов на электростанциях и в судостроении.  

В 1935 г. на экспериментальный гусеничный трактор был поставлен дизельный мотор Д-5 конструкции ХТЗ.

ХТЗ освоил изготовление авиационного дизельного двигателя М-40, производство этих двигателей в начале июля 1941 г. переместилось на площадку СТЗ для обеспечения производства танков Т-34.




Мечты сбываются или как наведаться ь в гости в новых домашних тапочках

Одновременно с возведением цехов и освоения производственной площадки завода строился город-сад или социалистический городок для строителей и работников ХТЗ (Новый Харьков). Завод и городок располагались рядом и были разделены широкой зеленой полосой. Главной целью проектировщиков было обеспечение предельно удобного быта и достойного отдыха для рабочих и служащих ХТЗ.  Проект городка делал коллектив Проектно-консультационного бюро при НКВД УССР под руководством архитектора П.Ф. Алешина. Сделали за 4 месяца, закладка Нового Харькова состоялась в мае 1930 г. Архитектурные особенности Нового Харьков – строчная застройка, стандартизация строений, деление территории на автономные архитектурные комплексы «жилкомбинаты». В мае 1930 года Э. Май был в Харькове, делал доклад и провел консультацию по планировке рабочего городка на Тракторострое. 

Планировка подразумевала 36 «ячеек» - жилых комплексов или «жилкомбинатов» на 2730 человек каждый, всего планировалось поселить 120 т.ч. (ХТЗ и еще 14 промышленный предприятий). На территории жилкомбината в шаговой доступности открывались аптека, магазин, столовая, прачечная. Административный центр соцгородка определялся как административно-культурный и по плану он включал горсовет, театр, Дворец культуры, почту, телеграф, Дворец физкультуры, стадион и т.д. Административно-культурный центр располагался в низинной части жилой застройки, на участках с более сложным рельефом планировали парк культуры и отдыха, больницу, санаторий и дом отдыха для рабочих и служащих строящегося промышленного гиганта. Полоса зеленых насаждений была решена как бульвар. Оригинальность проекту добавляло строительство всех зданий жилкобинатов под углом 26о к меридиану для оптимального режима освещения всех помещений, все здания на уровне 2 этажа должны были быть объединены крытым переходом, этажность для жилых помещений – 4-7 этажей, для общественных – 1-2 этажа.




Техника решает все, если ею управляет человек

Выпуск первого трактора на СТЗ состоялся 17 июня 1930 года, коллектив завода получил приветственное письмо от И.В. Сталина «50 тысяч тракторов, которые вы должны давать стране ежегодно, есть 50 тысяч снарядов, взрывающих старый буржуазный мир и прокладывающих дорогу новому социалистическому укладу в деревне».

В 1931 году с конвейера ХТЗ сошел первый серийный колесный трактор модель СХТЗ-15/30 мощностью 30 л, на базе «Интернационала». Чертежи трактора были переданы в Харьков из Сталинграда, в котором в это время уже осуществлялся серийный выпуск таких машин. 


 30 мая 1932 г. Постановлением Президиума ЦИК СССР «за быстрое освоение производственного процесса и досрочное доведение производства до 100 тракторов в день наградить Харьковский тракторный завод имени Серго Орджоникидзе — ОРДЕНОМ ЛЕНИНА». Наград были удостоены отдельные работники завода, в том числе и произведено занесение на Доску почета ХТЗ организаторов строительства.





В 1935 г. Главное Управление Автотракторной промышленности (ГУТАП) затребовал от ХТЗ «два опытных образца гусеничного трактора: один типа Маккормика с карбюраторным мотором конструкции ХТЗ в 50 л/с, второй гусеничный трактор конструкции ХТЗ и дизельмотором (Д-5) конструкции ХТЗ в 43 л/с.». Образцы были представлены на показе автотракторной техники в Кремле. В это же году Начальник штаба ВАММ РККА (Военная академия механизации и моторизации) направил письмо директору ХТЗ для получения разрешения на осмотр ХТЗ начальствующим составом академии.

В 1937 г. завод начал выпуск серии новой гусеничной модели, созданной на базе СХТЗ-НАТИ. В ней устанавливали более производительный и, в то же время, наиболее экономичный дизель-мотор, работающий на дизельном топливе - М-17. В 1937 году был выпущен первый серийный гусеничный трактор СХТЗ-НАТИ мощностью 52 л/с. 




В 1941 году с началом Великой Отечественной войны ХТЗ был эвакуирован на Алтай в г. Рубцовск, на базе ХТЗ в Рубцовске открылся Алтайский тракторный завод, в августе 1942 года от начал выпускать на основе модели трактора СХТЗ-НАТИ гусеничный трактор АТЗ-НАТИ (марка гусеничного трактора, выпускавшегося с 1937 года по 1952 год на тракторостроительных заводах СССР). Тракторы СХТЗ-НАТИ в 1938 году на Международной выставке в Париже получили высшую награду - "Гран-при".

В преддверии и во время Великой Отечественной войны ресурсы в первую очередь направлялись на нужды обороны, дорогого жидкого топлива не хватало. Решением проблемы стали газогенераторные тракторы, они могли работать на самом дешевом топливе, древесных опилках, соломе и т.д. В 1938 году на ХТЗ стали выпускать ХТЗ-Т2Г, мощность двигателя – 45 л/с. Эта

модель пользовалась спросом в северных районах страны, поскольку в теплом и жарком климате газогенераторный двигатель может стать источником полевого пожара из-за большого количества искр, а на «северах» отлично понимали выгоду дешевого топлива и с успехом работали с такими тракторами. 


 После окончания войны часть оборудования предприятия вернули в Харьков, где продолжилось производство гусеничных и колесных тракторов.

Первая новая серийная модель трактора после окончания Великой Отечественной войны и восстановления производственных мощностей в Харькове - колесные ХТЗ-7 (1949 г.). ХТЗ-7 - первый малогабаритный колесный трактор-универсал с пневматическими шинами низкого давления и гидравлической навесной системой с мощностью двигателя 12 л/с. Он мог работать на лесных участках и плодовых садах, быстро менять габаритные размеры и массу, использовать широких спектр сельскохозяйственных орудий. Конструкция трактора была удостоена Сталинской премии, её получили разработчики во главе с Н. Д. Зубаревым. 




 В начале 1970 года правительством принято решение о коренной реконструкции Харьковского тракторного завода им. Серго Орджоникидзе. Был полностью обновлен станочный парк, внедрены в эксплуатацию новые технологии, вошли в строй новые производственные мощности. В 70-х годах завод претерпел коренную реконструкцию, не останавливая основного производства. После этого был освоен выпуск колесных трехтонников Т-150К и гусеничных Т-150. Первый из них на испытаниях, проведенных в 1979 г. в США, показал самые лучшие характеристики среди известных мировых аналогов. Этим было доказано, что трактора СССР ни в чем не уступали зарубежным моделям.

В конце восьмидесятых годов на ХТЗ был освоен выпуск новой техники марки ХТЗ-180 и ХТЗ-200. Для этих моделей основными задачами стали повышение производительности и экономичность работы.


Основные модели тракторов СССР, выпущенных на Харьковском заводе

    

колесные

СХТЗ 15/30 (1930 г.), ХТЗ-7 (1949 г.), Т-25(1951 г.), Т-150К, ХТЗ-Т-08 (1989 г.)

гусеничные

СХТЗ-НАТИ ИТА (1937 г.), ХТЗ ДТ-54 (1955 г.) Т-75 (1960 г.), 

Т-74 (1962 г.), Т-125 (1962 г.), Т-150 (70-е г. г.), Т-180, Т-200.


Экспериментальные тракторы (не пошли в серию), разработанные КБ ХТЗ:

  • Электротрактор ХТЗ-15 (гусеничный), 44 л/с. Требовалась передвижная трансформаторная подстанция.

  • ГТ-58 – газогенераторный.

ХТЗ сегодня выпускает продукцию, переименован в ХТА. Его «систер шип» СТЗ уничтожен.



Кстати, все актуальные публикации Клуба КЛИО теперь в WhatsApp и Telegram

подписывайтесь и будете в курсе. 



Поделитесь публикацией!


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.
Наверх