ПОИСК ПО САЙТУ
Советская цивилизация

Автомобильное увлечение императора Николая II за народные деньги


Первые автомобили появились в Александровском дворце Царского Села в начале 1906 года. Для императорской семьи во Франции был приобретен представительский лимузин (фаэтон) фирмы Delaunay-Belleville, который поражал роскошью

На фото: "Делоне-Бельвиль" 40HP — один из первых автомобилей Императорского гаража

Источник фото : Автомобили "Его Величества Царя". На чем ездил Николай II, его семья и свита. https://tass.ru/spec/avto_imperatora

«...новое увлечение царской четы, начавшееся с нескольких прогулок на автомобилях, вскоре потребовало огромных финансовых вложений. Так, только в 1906 году, по данным Министерства императорского двора, "расходы по автомобильной части, считая в том числе приобретение самих автомобилей, постройку гаражей в Царском Селе и Петергофе, содержание личного состава и пр., выразились в сумме свыше 140 000 рублей". При этом деньги выделялись не из личных средств императорской семьи, а из государственной казны. Это были достаточно крупные и непредвиденные издержки для бюджета Министерства императорского двора, тем более, что образовались они в очень нелегкое для страны время, которое пришлось на Русско-японскую войну и революцию.

Проблема, связанная с изысканием средств на новые крупные расходы, усугублялась еще тем, что траты на автомобилизацию Императорского двора совпали с принципиальными изменениями в его финансировании после подписания Николаем II Манифеста 17 октября 1905 года. До этого "автомобильные счета" могли проводить по "кредитной статье II. 5 сметы расходов на счет Кабинета Его Величества". Это были деньги, поступавшие в Кабинет из Государственного казначейства, откуда Министерство императорского двора раньше могло затребовать практически любую сумму. После подписания манифеста финансирование императорского двора было законодательно ограничено определенным лимитом. С 1906 года ежегодный отпуск из Государственного казначейства Министерству императорского двора на содержание его установлений был определен в "не подлежащей дальнейшему увеличению сумме 16 359 595 рублей". Теперь автомобильные счета как заранее непредусмотренные пришлось оплачивать по статье "из непредвиденных по министерству издержек", то есть средства приходилось изыскивать за счет ограниченных бюджетных ресурсов Министерства императорского двора» 

Источник: Собственный Его Императорского Величества гараж. М., 2017. С. 52-53.

«В 1906 году на гараж было потрачено 77 277 руб., в 1908-м — 69 700 руб., в 1909-м — 65 000 руб., в 1910-м — 33 000 руб. Самые значительные расходы пришлись на 1911 год — 96 681 руб. К 1911–1912 годам объем затрат в среднем составлял 58 600 руб. 

Не менее дорогим выходило и обслуживание автомобилей. Самыми существенными тратами собственников машин были: жалованье шоферу — 600 руб. в год, ремонт и смена шин ("пневматиков") — 620 руб., аренда гаража — 240 руб., ремонт — 250 руб., расходы на бензин — 180 руб. и масло — 48 руб. ... 

Самый дорогой автомобиль императора, один из принадлежащих ему Delaunay-Belleville, по оценке специалистов, стоил порядка 30 тыс. руб. — примерно в пять-шесть раз дороже среднего мотора того времени. "Это был один из самых мощных, комфортабельных, шикарных автомобилей, причем огромных размеров — длиной около 5,5 м, а высотой — более 2 м, чтобы Николаю II при росте 168 см не нужно было наклоняться..."».

Источник : Автомобили "Его Величества Царя". На чем ездил Николай II, его семья и свита. https://tass.ru/spec/avto_imperatora



Советская цивилизация




© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Для подписки на новости сайта введите свой e-mail:

Доставка через FeedBurner

Наверх