Из истории школы в Горках
Источник: Антонова А. Г. "Из истории школы в Горках" // Горкинские вести. 2011. № 7 (89). С. 1, 4-5.
В конце сентября 1918 года В. И. Ленин впервые приехал в Горки, чтобы восстановить свои силы после ранения. С тех пор усадьба стала основным местом его отдыха. Владимир Ильич быстро освоил не только Горки, но и всю округу. На прогулках его часто сопровождали Надежда Константиновна, сестры Мария Ильинична и Анна Ильинична.
Надежда Константиновна посвятила свою жизнь ликвидации безграмотности в России и развитию образования. В период приезда в Горки она работала в Наркомате просвещения. Встречаясь с местными жителями и детьми, Надежда Константиновна обратила внимание на отсутствие школы в Горках. В то время начальные школы были в с. Ям, в д. Новленское и д. Белеутово, но из-за плохого дорожного сообщения дети из Горок посещать их не могли.
Сохранились воспоминания учительницы Ямской школы Александры Николаевны Колосовой. В мае тяжелого голодного 1920 года она перебирала картофель в погребе, когда ее окликнули сверху. Каково же было ее удивление, выбравшись наверх, она увидела Надежду Константиновну и Марию Ильиничну. Они обратились к ней с просьбой поработать летом воспитателем на организованной «детской площадке».
В лесу на берегу Пахры стоял небольшой деревянный домик (брошенная дача), перед ним большая поляна, окруженная старыми липами.
В конце мая собрались к домику дети из Горок разного возраста, были и девочки-няньки с младшими на руках. Под старой липой, на длинном столе дымился самовар, а у расставленных стаканов лежало по кусочку черного хлеба и два кусочка сахара... И какое же это было лакомство для детей того времени гражданской войны и разрухи.
Быстро пролетело лето. Александре Николаевне надо было возвращаться в школу с. Ям, а дети не хотели расставаться с «детской площадкой», и полюбившейся учительницей, читавшей им книги, рассказывающей о новой жизни, водившей на экскурсии по окрестностям.
Александра Николаевна с Надеждой Константиновной пошли к Владимиру Ильичу с просьбой решить вопрос о создании в Горках школы 1-ой ступени.
Поздней осенью 1920 года по распоряжению В.И.Ленина 2-х этажное здание бывшего барского особняка, расположенного недалеко от Пахры в массиве липового леса, было отдано для организации детского дома со школой 1-ой ступени.
Детский дом имени Ф.И. Калинина принял в свои стены детей-сирот из разных мест. Находились там и некоторые дети из многодетных семей Горок.
В сохранившихся копиях документов тех лет упоминаются несколько названий: «детский дом со школой 1-ой ступени», «колония Ф.И. Калинина», «школа в Горках».
К весне 1921 года начались занятия по программе школы 1-ой ступени. 13 мальчиков и 19 девочек с помощью одной учительницы, которая вела две группы, начали постигать азы грамоты по учебникам, напечатанным на серой бумаге с черными картинками. Но какие названия? Букварь «Солнышко» освещает дорогу к знаниям. Книга для чтения «Красная зорька», учебник по географии «Наша земля».
В школе 1-ой ступени за пять лет обучались грамоте 150 детей. Все годы жизнь школы была тесно связана с обитателями усадьбы Горки.
Семья Ульяновых постоянно помогала школе различными пособиями, учебными принадлежностями. Мария Ильинична подарила школе пианино для уроков пения и занятий художественной самодеятельности.
Вечерами в воскресные дни школа, как центр культуры, превращалась в клуб, куда собирались для советов с учителями и обсуждения разных проблем жители Горок. По праздникам ученики готовили для них концерты художественной самодеятельности.
В студеный день 24 января умер В.И. Ленин. После гражданской войны Советская Республика приступила к мирному хозяйственному строительству. Надо было восстанавливать заводы, фабрики, транспорт, поднимать сельское хозяйство. Начальное образование стало недостаточным. Стране требовались специалисты среднего звена для работы в создающихся совхозах и колхозах.
По инициативе Н.К. Крупской начальная школа в Горках была преобразована в школу крестьянской молодежи (ШКМ) с семилетним образованием. В дополнение к обязательным предметам вводились уроки по животноводству, полеводству, садоводству, пчеловодству, бухгалтерскому учету.
В первый год в школу принимали только мальчиков со всего района в возрасте от 16 до 18 лет. В сельсоветы соседних имений были разосланы повестки с приглашением желающих обучаться явиться на письменные и устные «испытания». Предполагалось принять 20 учеников.
Учитель Илья Петрович Новиков, до глубокой старости обучавший детей и пользовавшийся их любовью и уважением, вспоминал: «На вступительных испытаниях было предложено написать сочинение на тему «Наша семья» и решить задачу на четыре действия с легким ходом решения. Сочинение у всех занимало не более шести строчек и состояло из перечисления членов семьи, как кого звали. Безграмотность невероятная, даже в заглавии делали пропуски букв. В решении задач ни у кого не было правильного ответа, таблицы умножения ребята не знали... Учитывая столь плачевный результат оповестили весь Подольский район (Ленинского еще не было). Результат тот же самый. Тогда было принято решение принимать учащихся не по грамотности, а по беглости чтения, по общему развитию, по сообразительности». В результате отобрали 23 ученика, которые явились в школу со своим постельным бельем. Деревянные кровати-раскладушки выделил совхоз. Столы-козлы ученики смастерили сами. С первого декабря начались занятия с усиленного изучения русского языка и арифметики. Учебные пособия для школы, химикаты, библиотеку прислала Мария Ильинична. Позже школе был подарен киноаппарат с «динамой» из усадьбы, который раньше использовался для показов фильмов В.И. Ленину.
По воскресеньям ребята начали показывать фильмы для населения. В те годы кино было необычным зрелищем для сельского жителя, и народа собиралось много.
Связь школы с совхозом ВЦИК была постоянной, школа входила в состав совхоза, учащиеся питались в совхозной столовой, помогали в сель-хоз.работах, проходили практику на ферме, в саду, на пчельнике. Вскоре в ШКМ были организованы кружки: театральный, струнного оркестра, хоровой, фотографии.
В феврале 1933 года школу посетил для проверки инспектор Народного комиссариата просвещения РСФСР Селиванов. В акте проверки он отметил: «Ребята 5, 6, 7 групп знают хорошо нотную грамоту, выполняют сложные классические произведения, вплоть до произведений Шуберта и Рубинштейна».
Из акта проверки стало известно, что в 1932 г. начальная школа была отделена и перешла полностью в ведение совхоза ВЦИК «Горки». Разместили ее в неприспособленном помещении библиотеки усадьбы (в помещении хоздвора). В 4-х группах обучалось 103 человека в две смены.
Несмотря на принятые меры, в ШКМ не хватало преподавателей. Три основных преподавателя вели по 3-4 дисциплины, а И.П. Новиков — 5 дисциплин.
В акте отмечалось, что, несмотря на созданные хорошие материальные условия, достаточный бюджет, хорошее питание, недостатком является теснота помещения, невозможность в таких условиях проводить занятия. Возник вопрос о строительстве новой школы. Постепенно увеличивалось число педагогов. За время существования ШКМ было сделано 6 выпусков. Среди ее выпускников был и будущий Герой Советского Союза Борис Васильевич Самсонов.
Ученики, с отличием окончившие 7-ми летнюю школу крестьянской молодежи без вступительных экзаменов могли продолжить обучение в Сельскохозяйственной академии имени К.Е. Тимирязева.
В те годы семилетнее образование ценилось высоко. Многие ученики школы крестьянской молодежи в Горках после ее окончания стали агрономами, механизаторами, бригадирами на фермах, одним словом «вышли в люди» и самоотверженно трудились в народном хозяйстве страны.
Надежда Константиновна Крупская, бывая в Горках, обязательно посещала школу. Весной 1933 г., беседуя на уроке с ребятами она сказала: «Скоро у вас будет новая школа» и показала на место ее расположения-площадку, заросшую кустарником. Вскоре началось строительство по проекту архитектора Сытина. Ребята с учителями оказывали помощь строителям: вырубали кустарник, очищали территорию от строительного мусора. Строительство шло быстрыми темпами.
Первого сентября 1936 года школа памяти В.И. Ленина открыла двери для учеников. Паркетные полы, стены, выкрашенные масляной краской. Отдельные комнаты: кабинеты физики, химии, биологии, пения. Огромный спортивный зал, библиотека, кабинет врача, комната для занятий рукоделием. Под спортивным залом - столовая. Особенно поразило огромное зеркало в вестибюле с двумя пальмами по бокам, что напоминало дворец. Все классы полностью оборудованы. Рядом со школой построили столярную мастерскую, где кружком руководил И.П. Новиков. Пополнился учительский коллектив. Недалеко от школы возникло 2-х этажное здание с небольшими квартирами для работников школы. Учителя младших классов: М.С. Волкова, П.Н. Третьякова, О.И. Лагутина и старших классов: литературы - П.И.Панков, А.И. Азарова, М.С. Гоголева, физики - А.В. Никитин, биологии - С.А. Кивотов проработали в школе до старости не только на уроках и кружках, но участвуя в экспериментальных работах.
Первым директором средней школы была Екатерина Ивановна Смирнова. Она же преподавала и математику. Если при других учителях ребята позволяли себе баловство на переменах, то при ее появлении это прекращалось моментально. Одного ее взгляда было достаточно. А в обычной жизни Екатерина Ивановна была душевным человеком. Ученица А. Дорошина рассказывала, как в послевоенный год ей не в чем было ехать в Москву на экзамены для поступления в институт, и Екатерина Ивановна «нарядила» ее в свою одежду и обувь.
Постепенно налаживавшуюся жизнь населения прервала война. В первые дни после 21 июня 1941 г. ушли на фронт и героически погибли учитель физики А.П. Чувашов, литературы - Л.Н. Салтыков, истории - Д.П. Курусь. Ученики, не достигшие призывного возраста, шли в военкомат с просьбой отправить их на фронт. Смертью храбрых пали: под Псковом Игорь Калугин, под Смоленском Павел Комосов, на Курской дуге Константин Крупнов, в боях под Польшей санинструктор Миша Сергеев, на Северо-Западном фронте Толя Савостьянов. Освобождая Латвию, за три месяца до Победы героически погиб комсорг школы Василий Туровцев.
С первых дней войны подростки и старшеклассники трудились вместе со взрослыми на строительстве оборонительных сооружений, на полях совхоза и колхоза. Пилили в лесу деревья для отопления. Единый порыв: «Все для фронта! Все для победы!» сплотил все население.
В сентябре 1941 года школа была переоборудована под госпиталь. 200 человек раненых разместили в школьных классах и коридорах. Учителя и ученики взяли шефство над госпиталем. Девочки помогали на кухне, мыли полы, читали, писали письма. Дружно готовили концерты художественной самодеятельности, которые по праздникам проводились в спортивном зале.
Учебные занятая проходили в здании старшей школы в две смены, дров для отопления не хватало, сидели одетые, в холодные зимние дай чернила замерзали в «непроливайках».
14 октября 1942 года был издан приказ по Народному Комиссариату Просвещения РСФСР: «Преобразовать школу памяти В.И.Ленина в школу-интернат для детей, родители которых погибли в отечественной войне. Направлять в школу в первую очередь детей из Ленинского района Московской области».
В конце осени 1944 года госпиталь эвакуировали в санаторий Лукино, учеба продолжилась в новой школе, а в здании старой устроились 75 интернатских детей. Среда них были сыновья полков - дети Украины и Белоруссии.
Директор школы-интерната Иван Васильевич Бородулин с женой-воспитательницей и тремя детьми жил в интернате, питался вместе с семьей за общим столом, подымал утром всех на зарядку, буквально стал для детей «родным отцом». При интернате содержалось несколько коров, лошадь, свиньи, пасека, земля. Ребята с удовольствием помогали ухаживать за этим хозяйством.
Воскресенье 4 июля 1948 года стало трагическим в истории школы. В середине дня из под крыши повалил черный дым. Директор с интернатскими ребятами был на сенокосе. Первыми приехали моржи из воинской части. На чердаке они начали тушить огонь огнетушителями, потом сбивать его своими рубашками. Воды в школе не было, так как водокачка стояла на ремонте. Подоспевшие люди начали вытаскивать из здания оборудование кабинетов, журналы, личные дела, библиотеку, сейф.
Телефона в Горках не было. Видимо позвонили из музея-усадьбы. И постепенно к школе начали подъезжать пожарные машины, их было около 20. Огонь полыхал уже на втором этаже. Громадные языки пламени вырывались из окон. Машины израсходовали запас воды... Пожарные начали соединять шланги, чтобы дотянуть их до Пахры, на это ушло время. И только к вечеру огонь потушили. Полностью сгорела крыша, 3-й и 2-й этажи. Виновником пожара был интернатский мальчик, который, спрятавшись на чердаке, пробовал курить и бросил окурок.
Школу восстанавливали пленные немцы, их привозили из Москвы. Работали они качественно и быстро. Первый год после пожара занятая проходили на 1-ом этаже в классах и коридоре, разделенном фанерными перегородками. В спортзале оборудовали 3 класса, в подвальном помещении под спортзалом тоже 3 класса.
Первые классы расположили в столярной мастерской, также перегороженной фанерой. Сколько сил и труда вложил коллектив учителей и персонал, чтобы школа в таких условиях начала работать в обычном режиме!
После восстановления школы Ивана Васильевича сняли с работы.
Долгие годы И.В. Бородулина население вспоминало, как лучшего директора в истории нашей школы.
Интернат прекратил свое существование в 1954 г., но многие его воспитанники долгие годы поддерживали связь со школой, писали письма учителям, приезжали на вечера встречи.
Школа получила статус Экспериментальной школы Академии Педагогических Наук. Коллектив учителей пополнился молодыми кадрами. В стенах школы начали проводиться конференции, показательные уроки. Работали кружки: литературный, биологический, фотографии, хоровой, художественной гимнастики, легкой атлетике, баскетбольный, волейбольный.
В 1958 году был принят закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования, положено начало 11-летнему обучению. Началась большая работа по укреплению и расширению учебно-материальной базы. Создаются кабинеты электротехники, машиноведения, черчения. Школа закупает тракторы, электроустановки, измерительную и контрольную аппаратуру. Уроки по новым предметам проводят специалист по механизации сельского хозяйства С.И. Шишкин и кандидат педагогических наук Ю.Е. Дурасевич.
Летом учащиеся работают на полях и фермах колхоза имени Владимира Ильича и совхоза Ямской. За время обучения 152 ученика получили свидетельства тракториста III класса и 260 - электромонтера сельской электрификации. Многим выпускникам полученные знания пригодились в дальнейшей жизни.
В этот период в школе под руководством Ивана Ивановича Кулибабы - заведующего лабораторией русского языка и литературы АПН и Татьяны Клавдиевны Ступневой проводились уроки для создания учебника по русскому языку для 5-6-х классов. Изданный учебник получил Государственную премию СССР.
В 70-е годы, на основе работ, проводимых в нашей школе Федором Петровичем Коровкиным, был выпущен учебник «История древнего мира», также удостоенный Государственной премии СССР.
Громадные изменения в истории школы произошли весной 1965 года. Совет министров РСФСР издал распоряжение: «Принять предложение Министерства просвещения РСФСР о преобразовании средней общеобразовательной трудовой политехнической школы с производственным обучением памяти В.И.Ленина Подольского района Московской области в среднюю школу-интернат памяти В.И. Ленина».
К этому времени был введен в строй большой комплекс зданий: новая школа, интернат на 500 детей - один корпус на 250 девочек, второй на 250 мальчиков. Столовая и кухня объединяли эта здания. Учебные кабинеты были полностью оборудованы. В каждом стоял киноаппарат и все необходимые пособия. Библиотека, большой уютный зал с креслами, спортзал. Рядом со школой расположились учебные мастерские (столярная, слесарная), овощехранилище, гараж для машин и сельхозтехники, кабинет домоводства с набором утвари и швейными машинками. На поляне с северной стороны появился большой стадион с трибунами и сиденьями.
Школа имела 18 га земли, на которых ребята под руководством учителей выращивали урожай для школьной столовой. Учителя биологии Т.А. Козлова, З.М. Шинкарева, агрономы И.И. Евсеева и Е.М. Жукова вкладывали не только свои знания и опыт в работу на участке с детьми, но сумели увлечь их, привить любовь к выращиванию урожаев. Результатом явилось участие школы-интерната в выставочных показах на ВДНХ. За интересные опытные работы были получены награды и дипломы.
В 80-е годы десятиклассники нашей страны изучали химию по учебнику Леонида Александровича Цветкова. Учебник был удостоен Государственной премии СССР. Экспериментальные работы по его созданию проводились на уроках химии Галиной Васильевной Старыгиной.
Школьный городок возник на пустыре. Было решено заложить парк, составлен план посадки деревьев. Все ученики под руководством учителей высаживали белые акации, каштаны, ясени, падубы, голубые ели, березы и тополя. Яблоневый сад до сих пор радует урожаями.
Трудные первые годы организационной работы при вступлении в строй такого громадного учебного комплекса легли на плечи директора, участника ВОВ, инвалида с одной рукой Ивана Георгиевича Барсукова. Исключительно преданный делу, невероятно работоспособный, много сил и энергии он отдавал совершенствованию учебно-воспитательного процесса, находясь в школе с раннего утра до позднего вечера.
Комплектовали интернат из детей сирот и полу-сирот в основном из Московской и близлежащих областей. В 9-ый класс приняли учащихся и из более дальних областей-победителей районных и областных олимпиад по физике, химии, биологии. Эти дети с высоким уровнем развития и интеллекта взяли шефство над младшими.
Экспериментальные работы велись по разным направлениям опытными педагогами, защитившими на основе их кандидатские и докторские диссертации. Все учителя школы принимали участие в опытных работах.
Коллектив пополнился молодыми выпускниками педвузов: учителями и воспитателями. В школе работал учителем физики Дик Юрий Иванович. Он защитил кандидатскую, а затем докторскую диссертацию, был избран в члены-корреспонденты АПН, а затем стал академиком РАО и директором одного из ведущих институтов академии - Института содержания и методов обучения.
Работа в школе кипела - множество кружков, встречи с интересными людьми, артистами, космонавтами, изучение истории края, участие в игре «Зарница», поездки на соревнования. Спортивную работу возглавлял Юрий Васильевич Сидоров. Он пришел в школу в 1953 году и работал 35 лет. Увлеченный спортсмен он создал команды баскетбола, волейбола, легкой атлетики, возил ребят на соревнования в разные города, откуда они привозили награды. На основе его подготовки впоследствии выросли 6 чемпионов Советского Союза.
Период 70-80-х годов можно назвать временем расцвета в истории школы, как по учебной программе, так и внеклассной работе. Учитель географии Александра Федоровна Лысенко возглавила работу по изучению географии и краеведению. Большое внимание она уделяла патриотическому воспитанию. Одновременно она активно участвует в экспериментальной работе и защищает кандидатскую диссертацию. Ее педагогическая деятельность отмечена значками: «Отличник народного просвещения РСФСР» и «Отличник народного просвещения СССР». За благородный и самоотверженный труд в эта годы звания «Заслуженного учителя школы РСФСР» получили учителя математики В.М. Лебедев и В.В. Рябкова, биологии С.А. Кивотов, русскому языку и литературе П.А. Панков.
С 1964 года преподает историю Инна Петровна Шестернина, учитель-методист, Отличник народного просвещения РСФСР. В эта годы преподавать английский язык в новой школе стала А.В. Свиридова, которая продолжает работать и сейчас.
За период с 1945 по 1980 год школа памяти В.И. Ленина выпустила 39 золотых медалистов и 48 серебряных.
С 1981 года директором нашей школы стал Ефим Исаакович Шаргородский, который пришел на работу в школу-интернат после окончания МГПИ имени Ленина воспитателем. Более 20 лет он возглавлял школу и в трудный период 90-х годов коллектив под его руководством продолжал плодотворно работать.
Руководитель музея истории школы в Горках, выпускница 1959 года А.Г. Антонова
Кстати, все актуальные публикации Клуба КЛИО теперь в WhatsApp и Telegram:
подписывайтесь и будете в курсе.
Поделитесь публикацией!
© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.