ПОИСК ПО САЙТУ

Бумажная история

Освобождение Рима союзными войсками. Сделано в клубе "Командор". Автор  Андрей Акимов

Автор: Юрий Коняхин
Специально для Клуба КЛИО
При любом цитировании, копировании представленной информации, полностью или частично, активная ссылка на сайт istoriki.su обязательна.


Наверное нет на свете человека, который не знал бы о существовании такой детской игрушки, как солдатики. Еще с раннего возраста мы были знакомы с оловянными, пластиковыми, резиновыми и деревянными фигурками, которые в достаточно большом количестве производились, как в нашей стране, так и за рубежом. Уверен, многие прочитав эти строчки, вспомнят горячие баталии, которые устраивались на полу и наверное улыбнутся своим воспоминаниям.

Да и сейчас, популярность миниатюрных воинов не стала меньше, а на мой взгляд наоборот только возрастает. Существуют общества и объедения коллекционеров, проводятся выставки, появилось много самобытных авторов, которые создают свои фигурки-поистине настоящие произведения искусства.

Но мне бы хотелось рассказать о таком направлении, военно-исторической миниатюры, как бумажные солдатики, хотя это определение мне не очень по душе, но тем не менее оно общепринято, поэтому буду оперировать им.

Итак бумажный солдатик- казалось бы, ну что тут такого, нарисованная фигурка, вырезанная из бумаги, которая порой не имеет даже подставки. На самом деле создание бумажных солдатиков имеет большую историю. Бумажных солдатиков рисовали и создавали в дореволюционной России, в Советском Союзе например их выпуск не прекращался даже в годы Великой Отечественной войны. Производство фигурок из бумаги происходило и за рубежом. Да и многие, уверен в этом и сами делали свои собственные персонажи и ставили их в строй, а некоторые хранят свои бумажные армии до сих пор.

Привлекательность бумажного солдатика прежде всего в его доступности, сравнительно не сложной технологии создания и изготовления (постановки в строй). Но и конечно в авторском замысле- практически можно создать абсолютно любую фигурку, как основанную на реальном историческом материале, так и руководствуясь исключительно своим замыслом.

Я разделяю бумажные солдатики на три главные группы: 
1. Односторонние фигурки, т.е.  эти персонажи имеют лишь одну нарисованную сторону. Такие фигурки, как раз в основном и производились в прошлом.

2. Так называемые "зеркальные солдатики", которые имею две абсолютно одинаковые стороны.

3. Наиболее популярная в наше время группа- это двухсторонние бумажные солдатики. т.е. фигурки имеют лицевую и заднюю сторону.

Солдатиков также можно классифицировать по масштабу, по исторической принадлежности, по авторам и т д.

Итак, с чего начинается бумажная фигурка? Начинается она с автора конечно. Художник создает персонаж. Делается это или вручную или с применением программ на ПК. Если это военно-историческая миниатюра, то авторы (по крайней мере те, с которыми я работаю) проводят длительные консультации со специалистами (экспертами). Цель таких консультаций создать максимально реальный образ по обмундированию и вооружению персонажа. Также используется и исторические источники.

Бой. 1942 год. Автор Павел Борисов.

После этого художник создает планшет, на котором изображены сами персонажи, поскольку говорим о двухсторонних фигурках, то соответственно и имеем две стороны будущего нашего воина или группы.Остается распечатать планшет, вырезать обе стороны фигурки и аккуратно совместив, склеить. После прессования и просушки готовую фигурку можно ставить на подставку или на ту, которая у него уже имеется или на свою оригинальную. Распечатывание, как правило производится на матовой фотобумаге, плотностью от 180.
Задание. Автор Александр Шалов.

Вот таким образом создаются, как отдельные фигурки, так и целые полки и даже армии.

Среди наших авторов, я бы особо выделил Михаила Бецкого, Игоря Воробьева, Игоря Ивановского, Андрея Рюмина, Филиппа Кокошу да и еще многих других.

За рубежом очень интересно работает Питер Деннис. Ну а изданных у нас в России солдатиков Кристофера Уокерлоу, уверен многие знают. Рисование, изготовление и коллекционирование бумажных солдатиков занятие не только увлекательное, но крайне полезное для детей. Вырабатываются такие навыки, как усидчивость, аккуратность, кроме этого, через бумажные фигурки происходит познание и изучение истории армии и флота, великих исторических событий и сражений. Ну а о доступности этого занятие я уже говорил. Большинство авторских планшетов находятся в свободном доступе на специальных сайтах и пабликах, которые постоянно обновляются. Однако вместе с этим, конечно существуют и коммерческие проекты.

Кроме этого в бумажных солдатиков можно играть. Существует достаточно много правил военных игр, где можно отлично их использовать. А с добавлением бумажной техники например, игры становятся еще более увлекательными. Ну и конечно можно поиграть и просто так, как в детстве безо всяких правил.Сейчас все больше людей, маленьких и взрослых начинают свой путь в мир бумажной военно-исторической миниатюры. Появились и новые авторы Игорь Лапицкий, Алексей Сударев, Павел Борисов, Максим Щербаков.

Солдатики выпускавшиеся в СССР до войны и в период Великой Отечественной

Бумажных солдатиков созданных авторами России, Беларуси, Украины используют на исторических уроках в школах, в тематических кружках, создаются группы по интересам, не только у нас, но и за рубежом.В г. Златоуст действует Клуб бумажного моделирования "Командор", который создал и объеденил ребят вокруг любимого дела замечательный мастер Виталий Матвеев. К сожалению Виталий рано ушел из жизни, но клуб продолжает работать и продолжает дело своего учителя. А в Санкт-Петербурге в «Музее артиллерии, инженерных войск и войск связи» существует целая историческая экспозиция бумажных баталий, которые поставили в строй авторы и мастера военно-исторической группы "Кавалергард".
Орудие. Автор Игорь Ивановский.

О военной бумажно-исторической миниатюре, да и просто о бумажных солдатиках рассказывать можно очень долго, но уверен, что лучше один раз попробовать, и тогда "ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО БУМАГА", откроет то, о чем раньше Вы просто и не догадывались.




Поделитесь публикацией!


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.
Наверх