ПОИСК ПО САЙТУ


Матвей Генрихович Манизер




Мария Федулова


«Искусство должно служить не мечте, а жизни. Под влиянием зрелища, изображающего действие, должна родиться и воля к действию». Эти слова друга Советского союза, замечательного писателя, общественного деятеля и музыковеда Ромена Роллана приходят на ум зрителю, созерцающему произведения скульптуры Народного художника РСФСР и СССР, Лауреата трёх Сталинских премий Матвея Генриховича Манизера (1891-1966). В короткой справке не передать восхищение, которое неизбежно посещает человека, впервые столкнувшегося с творениями мастера. Чтобы перечислить и описать работы выдающегося скульптора, требуется серьёзное исследование. Творчество Матвея Манизера изучалось в СССР, и в наши дни вызывает интерес у отечественных и зарубежных искусствоведов.


Матвей Генрихович Манизер родился в семье художников. С детства проявлял интерес и незаурядные способности в разных сферах, и перед тем, как выбрать стезю скульптора, получил физико-математическое образование, обучился игре на виолончели. Художественное обучение Манизер прошёл в училище технического рисования имени А. Л. Штиглица, в рисовальной школе Товарищества передвижных художественных выставок, в высшем художественном училище при Императорской Академии художеств.



После революции молодой скульптор стал участником осуществления так называемого ленинского плана монументальной пропаганды (программы развития монументального искусства и его мобилизации в качестве важнейшего агитационного средства). Масштаб его деятельности огромен: 
с 1920 года Манизер заведовал Агитскульптурной мастерской; 
с 1921-го преподавал в академических художественных институтах – сначала в Ленинграде, 
с 1941го, после переезда, в Москве; 
с 1926 г. – член АХРР; с 1928-го – член АХР; 
в 1937 – 1941 годах – председатель правления ЛОССХ;
с 1941го – член ВКП(б) и т. Д.
В 1943 году М. Г. Манизер перечислил деньги от Сталинской премии в фонд обороны страны.



Параллельно с педагогической и общественной работой мастер работал над проектами ансамблей, памятниками в разных частях страны, создал грандиозное монументально-скульптурное оформление станций московского метро и величественных, мощных по драматизму, высокохудожественных по исполнению скульптурных групп, бюстов и рельефов для СССР и некоторых дружественных стран. Всего работе Манизера принадлежат 25 памятников, более 40 статуй, множество скульптурных портретов и других произведений. Исполненный на высочайшем уровне ансамбль из 76 бронзовых скульптур сделал станцию московского метро «Площадь Революции» дворцом коммунизма, то есть поистине народным дворцом новых людей – творцов и борцов нового мира социальной справедливости, знаний и труда – солдат, моряков, колхозников, рабочих, спортсменов, студентов с книгами, школьников-пионеров, увлечённых географией и авиамоделированием и т. д.



Матвея Генриховича можно по праву назвать продолжателем традиций античности и возрождения. Но его вдохновляли не только грация и внешняя красота спортсменов или танцоров. В фигурах работы Матвея Манизера всегда присутствует драматизм или «революционный романтизм», который скульптор называл неотъемлемой частью «метода социалистического реализма», неизбежно присутствующего «в решении любого памятника нашего времени». 



Он смог великолепно показать достоинство, глубину и масштаб личностей, которых увековечил. Это и Владимир Ленин, и Василий Чапаев, и Зоя Космодемьянская, и группы партизанов России и Белоруссии и многие другие образы, вдохновившие мастера. Посмертную маску И. В. Сталина доверили создавать именно Матвею Манизеру. 



Воодушевляющие статуи спортсменов – людей действия – до сих пор кое-где попадаются в столичных парках, являясь либо работой, выполненной в мастерской выдающегося скульптора, или копией его работ. Вся жизнь, творчество и даже все произведения этого чуткого, разносторонне развитого человека и преданного своему делу мастера подтверждают солидарность Матвея Манизера с В. И. Ленином в том, что «коммунистом может стать лишь тот, кто обогатил свою память всеми теми богатствами, которые выработало человечество» .


Литература и интернет-ресурсы:
1. Кривдина О. Тычинин Б. Б. Скульпторы Санкт-Петербурга. 1703-2007. Иллюстрированная энциклопедия. СПб., 2007.
2.https://www.politpros.com/library/13/252/


Кстати, все актуальные публикации Клуба КЛИО теперь в WhatsApp и Telegram

подписывайтесь и будете в курсе. 



Поделитесь публикацией!


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.
Наверх