ПОИСК ПО САЙТУ

redvid esle



Госбезопасность, Главлит и первые послевоенные перечни сведений составляющих военную и государственную тайну


Геннадий Куренков

Переход к мирной жизни требовал и внесения определенных изменений в организацию работы спецслужб. Прежде всего, были упразднены аппараты, созданные исключительно для работы в условиях ведения войны (военная цензура, особые отделы в частях, подлежащих расформированию и др.). НКВД СССР был преобразован в Министерство внутренних дел (МВД) СССР, а НГБ СССР  15 марта 1946 года  - в Министерство государственной безопасности (МГБ) СССР. ГУКР «Смерш» НКО и УКР «Смерш» НК ВМФ вошли в состав МГБ СССР в качестве 3 – го  Управления (военная контрразведка). 

Руководителем военной контрразведки был назначен Н. Н. Селивановский, ставший заместителем министра. Перед этим управлением стояли задачи обеспечения безопасности вооруженных сил и ограждение их от проникновения разведок иностранных государств. В области контрразведывательной к традиционному выявлению, предупреждению и пресечению шпионско-диверсионных акций были добавлены задачи выявления изменников Родины. 5-е Управление, наряду с другими функциями, занималось контрразведывательной работой по оборонным предприятиям, обеспечением режима секретности. Охраной атомных секретов ведал отдел «К» МГБ. Важное значение имело постановление ЦК ВКП(б) от 20 августа 1946 года «О работе министерства государственной безопасности СССР». 

По этому постановлению определялись главные направления деятельности вновь созданного МГБ СССР. Это, прежде всего, предупреждение шпионажа и борьба с подрывной деятельностью разведывательных органов иностранных государств, так как особое место в арсенале разведывательных служб иностранных государств, действующих против СССР, в рассматриваемый исторический период было отведено шпионажу. Одной из целей реорганизации госбезопасности – усиление централизации органов защиты военных и государственных тайн. К примеру, в 1946 году осуществление контрразведывательного обеспечения важных промышленных, народнохозяйственных и научно – исследовательских объектов, защиту государственных тайн, а также допуска сотрудников к работе с секретными и совершенно секретными  документами и изделиями в Управлении Министерства государственной безопасности СССР по городу Москве и Московской области производил 2 – ой отдел. 


Внутренняя и, особенно, геополитическая обстановка в мире отразилась на деятельности в области защиты военной тайны. Под военной тайной следует понимать сведения военного характера, как составляющие государственную тайну, так и не составляющие государственную тайну, но не подлежащие оглашению. Военная тайна это, во-первых, часть государственной тайны и, во-вторых, это закрытые сведения в военной области. В целом, в стране, в данный период, происходит усиление цензурных ограничений. После окончания войны в 1946 году статус цензурного ведомства был повышен. Его перевели в подчинение Совету Министров СССР, а республиканские отделения Главлита подчинялись местным советам министров республик. В первую очередь, после войны проводились организационные мероприятия, по переходу работы Главлита на мирное время. Необходимо было отказаться от нормативных документов, регламентирующих работу в военное время и ввести в действие документы мирного времени. В связи с этим был подготовлен «Перечень сведений, составляющих военную и государственную тайну на мирное время» с приложениями. В феврале 1946 начальником Главлита и Уполномоченным Совета Министров по охране военной и государственной тайн в печати (далее – Уполномоченный СМ СССР)  становится К. К. Омельченко. В течение 1946 года в Главлите проводится ряд организационных мероприятий, направленных на улучшение и регламентацию работы. Так циркулярным письмом  Уполномоченного  СМ СССР всем органам цензуры от 16 июля 1946 года № 1297с вновь вводится издание «Сводных указаний по цензуре», с ответами поступающих в Главлит от местных органов цензуры запросов о применении  «Перечня». Первый номер также вышел 16 июля 1946 года. 


В деятельности государственных органов СССР по защите военной и государственной тайны, в том числе  Уполномоченного СМ СССР и Главлита, появились новые направления деятельности, так как появляются новые военные сведения и информация, требующие защиты. В связи с усложнением научных исследований, созданием принципиально новой техники и аппаратуры, особенно военной, требовавших глубоких специфических знаний, происходит, наблюдавшаяся еще до войны,  тенденция к переносу контроля и ответственности за соблюдением военной и государственной тайны от Главлита к руководителям соответствующих министерств и ведомств, а в общем в стране - органам государственной безопасности. В первую очередь, после войны проводились организационные мероприятия, по переходу работы Главлита на мирное время. 

Необходимо было отказаться от нормативных документов, регламентирующих работу в военное время и ввести в действие документы мирного времени. К этому времени еще в 1945 году был подготовлен «Перечень сведений, составляющих военную и государственную тайну на мирное время». Усилению борьбы со шпионажем послужили также разработка и утверждение Советом Министров СССР первоначально «Перечня сведений, составляющих государственную тайну, разглашение которых карается по закону» (8 июня 1947 г.), а затем и «Инструкции по обеспечению сохранения государственной тайны в учреждениях и на предприятиях СССР» (1 марта 1948 г.). Эти сведения относились, прежде всего, к военной, мобилизационной, экономической, научной и технической сферам государственного управления и производства. 


8 июня 1947 года Совет Министров СССР утвердил «Перечень сведений, составляющих государственную тайну, разглашение которых карается по закону». Он был разделен на 4 раздела, которые включали 14 пунктов. 1. «Сведения военного характера»: данные по вооруженным силам СССР, мобилизационные и оперативные планы, данные о военной промышленности, открытия  в области обороны СССР, документы и издания, имеющие отношение к обороне СССР. По сравнению с Перечнем 1926 г. был дополнен новым пунктом о составе всех резервов в СССР. 2. Сведения экономического характера» содержали состояние валютных фондов, планы экспорта и импорта. По сравнению с перечнем 1926 г. были добавлены два пункта – о геологических запасах и добыче цветных и редких металлов и земель и «о промышленности в целом и отдельных ее отраслях, сельском хозяйстве, торговле и путях сообщения». 3. «Сведения об открытиях, изобретениях и усовершенствованиях невоенного характера» выделен по сравнению с Перечнем 1926 г. в отдельный пункт. 4. «Сведения иного характера» включали в себя данные о внешней политике и торговле, шифрах и секретной переписке. Из перечня был исключен пункт о мерах борьбы с контрреволюцией и шпионажем. В перечень могли входить «другие сведения», которые признаны Советом Министров СССР не подлежащими разглашению. 


В сложившейся обстановке данные мероприятия требовали правового обеспечения и подкреплялись юридическими актами. На «секретоносителей» возлагаюсь еще большая ответственность. Так, 9 июня 1947 г был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну». 


Далее, 1 марта 1948 года постановлением Советом Министров СССР № 535- 204сс был утвержден «Перечень главнейших сведений, составляющих государственную тайну». По предложениям МГБ СССР и военного министерства он был расширен и дополнен раздел «Военные сведения». В него были включены новые сведения о радиолокации, реактивной технике, атомной энергии, Арктике и т. п.; по предложениям Госплана и министерств переработаны разделы по внешней торговле, экономике и открытиях, введен новый раздел - «Сельское хозяйство». Всего в перечне было 8 разделов, включавших 124 статьи: 1. Мобилизационные вопросы и сведения о резервах, 2. Сведения военного характера, 3. Сведения экономического характера (промышленность, полезные ископаемые, сельское хозяйство, транспорт и связь), 4. Финансы, 5. Внешняя политика и внешняя торговля, 6. Вопросы науки и техники (сведения по вопросам атомной энергии, об отечественной радиолокационной и реактивной технике, об открытиях и изобретениях, по картографии, геологии, метеорологии и гидрологии), 7. Сведения об Арктике, 8. Разные сведения (аварии и катастрофы, шифры, преступность, спецпоселения, смертность и рождаемость). Отмечалось, что «к государственной тайне относятся как сами сведения, ее составляющие, так и связанные с этими сведениями материалы (переписка, документы и пр.)». Также Главлит выпустил «Перечни сведений, запрещенных к опубликованию в открытой печати, по радио и телевидению». 

По постановлению от 1 марта 1948 года министерства и центральные учреждения СССР обязывались разрабатывать свои ведомственные перечни сведений, составляющих государственную тайну. В сфере выполнения Главлитом одной из его основных функций по координации деятельности учреждений по вопросам сохранения государственной тайны, на него возлагалась выработка совместно с другими ведомствами перечней сведений, являющихся по своему содержанию специально охраняемой государственной тайной и не подлежащих опубликованию или оглашению. Министерства и ведомства должны были направлять проекты своих перечней на согласование в Главлит, который формировал уже сводный общегосударственный перечень, и который, в свою очередь, направлялся на согласование в МГБ СССР. Также требовали согласования с МГБ СССР и другие перечни, в том числе для Главлита и цензоров. Так,  письмом Уполномоченного СМ СССР К. К Омельченко от 30 ноября 1948 года заместителю министра ГБ СССР С. И. Огальцову было направлен на согласование (в соответствии с постановлением СМ СССР № 535-204сс от 1 марта 1948 г.) «Перечень сведений, запрещенных к опубликованию в открытой печати и радио». Таким образом, с 1949 года Главлит издавал согласованные со всеми заинтересованными государственными структурами «Перечни сведений, запрещенных к опубликованию в открытой печати, к передаче по радио» 


Одновременно с перечнем, взамен еще довоенной «Инструкции по ведению секретных и мобилизационных работ и делопроизводства в учреждениях и на предприятиях» от 2 января 1940 – го года, была утверждена «Инструкция по обеспечению сохранения государственной тайны в учреждениях и на предприятиях СССР». Впервые было определено, что «к государственной тайне относятся как сами сведения, ее составляющие, так и связанные с этими сведениями материалы (документы, переписка и др.)». С 1948 года сведения, составляющие государственную тайну, были разделены на  три степенями секретности: «с» (секретно), «сс» (совершенно секретно) и «ов» (особой важности») по критерию нанесения ущерба государству в случае разглашения сведений или утери секретных документов.
Помимо контроля за соблюдением государственной тайны на Главлит возлагался также контроль за сведениями, запрещенными опубликованию в открытой печати, к передаче по радио и телевидению». Кроме сведений, составляющих государственную тайну в этот перечень могли включаться ограничения, предусмотренные правительством, ЦК КПСС и ЦК компартий союзных республик, министерствами и ведомствами СССР.


Проблема определения наличия и уровня секретности, а также определения границы и баланса между гласностью и секретностью, при решении вопросов защиты государственной тайны на основе закона, а также на уровне партийных и правительственных постановлений и решений, требуют своей разработки, также как и миф о «сверхсекретности» в СССР и тезис о том, что  закрытость института секретности от общества приводила к тому, что результаты его функционирования не подвергались критическому анализу. Все это требует не только исторической или политической оценки и анализа, но и анализа с точки зрения понимания специфики и законов защиты информации и контрразведывательных требований. Также следует, что и бездумное рассекречивание документов ставит под удар, не только спецслужбы и их сотрудников, государственные ведомства и объекты, но и граждан других стран, как это было, к примеру, с документами Коминтерна. В тоже время, не нужно обладать «семью пядями во лбу», чтобы понимать, что правящими кругами любой страны и в любое время информация всегда дозируется (к примеру, государственная тайна и есть информация, выведенная из общего оборота) и так называемой, широкой  общественности в настоящем и историкам в будущем, достаются лишь «разрешенные» крохи информации со «стола» истории. Но в тоже время, как Вам не покажется странным, государственная тайна является неотъемлемой частью суверенитета любой страны. 


Основными критериями при определении степени, целесообразности и оправданности секретности, являлись, в первую очередь, наличие внешних факторов угроз. Исходя из этих факторов, уже в первых перечнях сведений, составляющих государственную тайну и не подлежащих опубликованию, подавляющая часть засекреченных сведений были именно военного, экономического и внешнеполитического характера. Именно такая информация, в основном, и была в перечнях, которые с течением времени претерпевали соответствующие изменения, структурировались, когда необходимо было конкретизировались и изменялись, т. е. процесс носил динамичный характер. Другой информации в перечнях отводилось очень мало места. Секретность в СССР и система защиты государственной тайны была сопоставима реальному времени и имеющимся угрозам. Как мы знаем, это был сложный и драматический период истории, как международных отношений, так и нашей страны. Осмысление содержания работы по обеспечению секретности в стране в целом и по защите государственной тайны, в частности, невозможны без учета особенностей международного и внутреннего положения СССР. Продолжала существовать и реальная угроза вооруженного конфликта. Внешнеполитическая обстановка оставалась напряженной и не сулила спокойствия, тем более что иностранные спецслужбы не сидели сложа руки и действительно активно занимались на территории СССР и шпионажем и тайными операциями. Эта обстановка держала в постоянном напряжении как руководство страны, так и весь народ и безусловно, оказывало серьезное влияние и на политику и на официальную идеологию. Определенное ограничение доступа к секретной информации является необходимой функцией любого государства. Уровень общественно-политического развития той или иной страны, особенности ее культуры и специфика национального менталитета также диктуют свое понимание секретности. Хотелось бы подчеркнуть, что поиск оптимального соотношения обеспечения секретности и спецхрана, в котором должны храниться государственные тайны, и открытости исторической информации ведется до настоящего времени. 


ГА РФ. Ф. Р-9425. Оп.1. Д. 614.
Куренков Г. А Защита военной тайны от шпионажа вначале холодной войны. 
Куренков Г. А Защита экономической тайны от шпионажа в начале холодной войны (1946 год). 
Куренков Г. А. Послевоенная реформа органов госбезопасности и защита военной и государственной тайн.
Куренков Г. А. Правящими кругами любой страны и в любое время информация всегда дозируется. Ответ М. М. Минцу.
Хлобустов О. М. Управление Министерства государственной безопасности СССР по городу Москве и Московской области. 1946 – 1954 гг. 


Кстати, все актуальные публикации Клуба КЛИО теперь в WhatsApp и Telegram

подписывайтесь и будете в курсе. 



Поделитесь публикацией!


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.
Наверх