ПОИСК ПО САЙТУ

redvid esle



Перечни сведений составляющих военную и государственную тайну СССР в межвоенный период.

Геннадий Куренков

Создание СССР вызвало необходимость унификации и кодификации законодательства, в связи с этим требовался общесоюзный перечень. Так, на заседании Секретариата ЦК ВКП(б) 25 мая 1923 года был утвержден состав комиссии для пересмотра перечня сведений, составляющих тайну и не подлежащих оглашению в печати, под председательством В. И. Нарбута. На заседании Секретариата ЦК 15 июня 1923 года было принято следующее постановление: «а) Не возражать против предлагаемого «Перечня сведений, составляющих государственную тайну и не подлежащих опубликованию в печати». б) Передать вопрос на разрешение в советском порядке». В итоге, после рассмотрения вопроса в СНК СССР с 1 июля 1923 года вводился в действие первый союзный перечень. В новом перечне были небольшие изменения. Различия, в основном, заключались в редакции и соединении отдельных параграфов. Большинство редакций было в разделе «Б» – «в военное время». Из перечня были изъяты сведения, в основном, экономического характера. К примеру, такие, как: О сметах Госплана; заключения Президиума Госплана об экспортных и импортных планах (но заключения об экспортно-импортном плане СССР в целом, остались); о реорганизации наркоматов, о распределение ассигнований на сельское хозяйство; заключения Президиума Госплана по конкретным вопросам промышленной иммиграции; основные изменения финансовой политики; заключения о работе секций Госплана. 

Эти сведения теперь не являлись секретными, но печатать их разрешалось только с согласия Президиума Госплана, СТО, Совнаркома. Становились общедоступной (но с разрешения соответствующего руководителя промышленности) критика хозяйственных органов, которая признавалась необходимой, но «без подрыва авторитета хозяйственных органов»; сведения по судебным делам и делам ревизий после их окончании; сведения о столкновениях органов власти с крестьянами при сборе продналога и всех вытекающих обстоятельств; цифровые данные об инвалидах и раненых РСФСР; сведения о внешнеполитических шагах без согласия НКИД. Как уже было отмечено, из общесоюзного перечня были убраны пункты экономического характера, относящиеся к ведению Госплана. Но это не значит, что они рассекречивались полностью. Данные сведения вошли в ранее принятый, комиссией В. В. Куйбышева специально для Госплана, «Перечень постановлений Президиума Госплана, не подлежащих опубликованию». В раздел перечня «В военное время» с разрешения РВСР вносились вопросы военно-морского бюджета; о состоянии и наличии запасных частей и подготовки резерва. Как затем выяснилось, утвержденные перечни не устраивали военное ведомство и органы госбезопасности. Не совсем понятно, почему первоначально не было учтено их мнение. Сначала ОГПУ предприняло попытку самостоятельно определить, что следует относить к военным секретам (Приказ ОГПУ № 19/7 сс от 8 января 1924 г.), но военное ведомство не согласилось и на заседании РВСР 18 марта 1924 г. был рассмотрен вопрос о введении нового «Перечня сведений, не подлежащих оглашению».


Таким образом, в союзном перечне секретными оставались, в основном, сведения военного и политического характера, но на некоторые экономические сведения распространялись ведомственные ограничения. Необходимо отметить, что общесоюзный перечень был несколько «демократичней» по сравнению с перечнем РСФСР, что определялось окончанием Гражданской войны.


Через два года, к лету 1925 года, был создан новый, более полный и разработанный «Перечень сведений, составляющих тайну и не подлежащих распространению в СССР в целях сохранения политико – экономических интересов СССР». Он был утвержден Отделом печати ЦК с одной поправкой, о чем 6 июня 1925 года сообщалось в Главлит.

Проблема разглашения секретной информации военного характера через печатные издания, особенно в годы НЭПа, когда была разрешена работа частных издательств, естественно, волновала органы государственной безопасности. Так «Ф. Э. Дзержинский был озабочен тем, чтобы в печать не просачивались сведения, составляющие государственную или военную тайну. Когда, в 1923 г. в некоторых газетах появились статьи о Красной Армии, в которых давалась характеристика ее боевого состава, организации, мест расквартирования войск и другие сведения, представляющие интерес для противника, он забил тревогу. По согласованию с Реввоенсоветом Феликс Эдмундович дал распоряжение органам ГПУ принять решительные меры, обеспечивающие сохранение государственной и военной тайны. Впредь разрешалось публиковать в открытой печати только статьи, в которых содержались сведения общего характера, без указания конкретной
войсковой части или подразделения». Одновременно с новым перечнем, комиссией под председательством В. И. Нарбута был разработан в виде инструкции и, на заседании ЦК ВКП(б) 6 июня 1923 года, окончательно определен и принят «Порядок опубликования сведений, не подлежащих оглашению в печати». В документе подтверждался ввод в действие «Перечня сведений, составляющих государственную тайну и не подлежащих опубликованию» с 1 июля 1923 года. Все прежде изданные постановления о цензуре с утверждением нового перечня, считались аннулированными. 

Главлиту предоставлялось исключительное право в экстренных случаях применять вызванные необходимостью временные дополнения к перечню с последующим внесением их в 24 – х часовой срок на утверждение в СНК СССР. Также было решено создать в составе Главлита специальный секретариат с ночным дежурством для взаимосвязи с заинтересованными ведомствами и редакциями. На основании принятых в августе 1924 года «Основных начал Уголовного законодательства» (ст. 3) и «Положения о воинских преступлениях» (ст. 16), 14 августа 1925 года СНК СССР принял и направил на рассмотрение ЦИК СССР постановление «О шпионаже, а равно о собирании и передаче экономических сведений, не подлежащих оглашению». ЦИК утвердил это постановление 1 сентября 1925 года. В нем давалось определение государственной тайны: это «сведения, перечисленные в особом перечне, утверждаемом СНК СССР и опубликовываемом во всеобщее сведение». Кроме того, декларировалось наличие не военных, но экономических сведений, «не подлежащих оглашению по прямому запрещению закона или по распоряжению руководителей ведомств, учреждений и предприятий». Постановлением СНК СССР 18 августа 1925 года разработка перечня возлагалась на НКВоен, ВСНХ, НКВТ, ОГПУ, НКИД и Прокурору ВС СССР. 7 января 1926 года на заседании Административно - финансовой комиссии СНК СССР рассматривался проект перечня, поручившей дальнейшую работу над перечнем комиссии под руководством Н. П. Горбунова. 

Основные замечания на проект перечня были у НКИД, отстаивавшем необходимость точности и ясности формулировок борьбы с экономическим шпионажем для того, чтобы должностные лица и их мнения не могли влиять на существо дела, и чтобы был устранен субъективизм формулировок (например, «иного рода сведений») . Перечень включал в себя 12 пунктов, разделенных на 3 группы. 1) Сведения военного характера. Они включали в себя: дислокацию частей, состояние вооруженных сил, мобилизационные и оперативные планы; сведения о военных заказах и состоянии военной промышленности, изобретения технических средств обороны, секретные издания и документы, имеющие отношение к обороне страны. 2) Сведения экономического характера включали: состояние валютных фондов, открытия, имеющие важное значение, детальные сведения об импорте и экспорте. 3) Иного рода сведения, например, внешнеполитические и внешнеторговые; сведения о борьбе со шпионажем и контрреволюцией, сведения о шифрах. 27 апреля 1927 года на заседании СНК СССР перечень был принят и опубликован после внесенных в него поправок со стороны СО ОГПУ 13 мая 1926 года.

Насколько нам известно, это был, первый, открыто опубликованный в печати, перечень. В 1930 - ые годы обострение международной обстановки, увеличение заинтересованности к военным вопросам в печати, требовало от партии и советского правительства уделять более пристальное внимание военной цензуре. Так, в 1930 году были выпущены дополнительные акты: «Дислокация РККА для прессы на 1930-1931 гг.» и «Краткая инструкция по охране государственных тайн в печати». В 1931 был издан «Перечень – Лит. «А» - сведений, составляющих военную тайну и не подлежащих оглашению в целях ограждения интересов обороны СССР (в мирное время)». По
постановлению Оргбюро ЦК «О военной цензуре» от 19 сентября 1933 года, военная цензура выделяется в самостоятельный орган - Аппарат Уполномоченного СНК СССР по охране военной тайны в печати, непосредственно подчиненный правительству СССР. Уполномоченным был утвержден Б. М. Волин. Группу Главлита РСФСР по военной цензуре выделили в самостоятельный отдел при Уполномоченном СНК СССР. В союзных республиках при начальниках Главлита создавались отделы по военной цензуре, которые также подчинялись Уполномоченному СНК СССР. Б. М. Волину, совместно с РВС и ОГПУ, поручалось в двух декадный срок подготовить и издать единую для всех союзных республик инструкцию по охране военных тайн. Тогда же был издан очередной «Перечень сведений, составляющих государственную тайну». 

Решением Политбюро ЦК ВКП(б) от 5 декабря 1933 года, было утверждено постановление СНК об отпуске 49 730 рублей из резервного фонда СНК СССР на содержание аппарата уполномоченного по военной цензуре при СНК СССР. К тому же, сотрудники органов военной цензуры становились военнослужащими. Таким образом, военная цензура была отделена от других цензурных структур и становилась самостоятельным органом, что повышало ее значение и статус в предвоенное десятилетие.

14 марта 1936 г. наркомом обороны К. Ворошиловым и Уполномоченным СНК СССР по охране военных тайн в печати С. Ингуловым был утвержден новый «Перечень – Лит. «А» - сведений, составляющих военную тайну и не подлежащих оглашению в целях ограждения интересов обороны СССР (в мирное время)», 1936 г. Данный перечень был утвержден наркомом обороны К. Ворошиловым и Уполномоченным СНК СССР по охране военных тайн в печати С. Ингуловым 14 марта 1936 года. В перечне было 26 разделов, включающих 228 статей. 

Это были сведения по организации и дислокации РККА, мобилизационным и оперативным планам, противовоздушной обороне, военной технике и подготовке РККА, дисциплине и политико-моральном состоянии РККА, военным бюджетам и строительстве в СССР, воздушным
силам РККА, путям сообщений и транспорту, связи, военной, химической и авиационной промышленности, гражданскому воздушному флоту, картографии, геодезии, аэрофотосъемкам, геологии, гидрогеологии, гидрографии, гидрографической службе, приборов и ограждений, метеорологии, гидротехническим сооружениям, сведения по Главному управлению Северного Морского пути, общественным организациям, содействующим обороне страны, военно-санитарному делу, пограничным и внутренним войскам НКВД. К разделам были добавлены 7 приложений – перечень городов, в которых можно показывать наличие аэропортов и аэродромов, перечень войсковых частей и соединений РККА, номера и названия которых разрешается опубликовывать в печати и т. п. Этот перечень действовал до утверждения нового Перечня СНК СССР от 2 января 1940 года. Последним, перед Великой Отечественной войной, мероприятием партии и государства по охране государственной тайны, была разработка новых правил по охране государственной (военной и экономической) тайны в печати. 

Комиссии, под председательством А. А. Жданова, поручалось к 10 июня 1941 года представить проект правил в Секретариат ЦК на утверждение.

Таким образом, можно констатировать что, военная опасность в 1930 – ых годах, более остро ставила вопрос о сохранении военной тайны. Вскоре, уже начавшаяся война, несомненно, повысила значение военной цензуры, которое, коренным образом, возросло. В советский период, до Великой Отечественной войны, были составлены основные документы по данному направлению. Это перечни сведений, не подлежащих разглашению и опубликованию в печати для работы органов цензуры, вводившиеся в действие в 1918, 1919, 1923, 1926, 1927, 1931, 1933, 1936, 1940 годах. Также Главлитом, совместно с заинтересованными ведомствами и ЦК ВКП(б), разрабатывались и другие перечни и, что особенно важно, «Дополнения к перечню сведений, составляющих военную и государственную тайну на военное время», который должен был вводиться в действие при объявлении Президиумом Верховного Совета СССР частичной или общей мобилизации. 


В предвоенные годы такой дополнительный перечень был утвержден Уполномоченным СНК СССР 9 июля 1939 года. 23 июля 1939 года был также утвержден «Перечень сведений, составляющих экономическую тайну (Экономический перечень)», а 19 января 1940 года - «Перечень сведений, составляющих военную тайну». Важно было не только контролировать соблюдение перечня, но и постоянно анализировать сведения и перерабатывать их, внося соответствующие изменения, дополнения, исключения или соответствующие интерпретации параграфов. Так, с 14 сентября 1939 г. по 6 мая 1941 года Главлитом было издано 30 циркуляров, касающихся экономического перечня, а со 2 февраля 1940 г. по 29 апреля 1941 года 46 циркуляров, касающихся перечня сведений, составляющих военную тайну, изданных уже после утверждения этих перечней. Приказом Уполномоченного СНК СССР по охране военной и государственной тайны в печати и начальника Главлита РСФСР Н. Г. Садчикова от 8 марта 1941 года № 14/716с п. 5б был введен в действие «Перечень сведений, являющихся по своему содержанию государственной и военной тайной», в новой редакции¸ которым руководствовались вплоть до начала Великой отечественной войны.

Продолжение следует
______________________

ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 7а, 17
ГА РФ, Ф. Р – 9425. Оп.1
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3, 112
СЗ СССР. 1924. № 24. Ст.205, 207
СЗ СССР. 1926. № 32. Ст. 213
Дзержинский. Ф. Э. Биография
Зеленов М. В. Аппарат ЦК РКП (б) – ВКП (б), цензура и историческая наука
в 20-е годы. Нижний Новгород. 2000.
Куренков Г. А. От конспирации к секретности. Защита партийно –
государственной тайны в РКП(б) – ВКП(б). 1918 – 1941 гг. 2015
Ярмолич Ф. К. Цензура на Северо-Западе СССР. 1922 – 1964 гг. Дисс. К. и.
н.... Санкт-Петербург, 2010


Кстати, все актуальные публикации Клуба КЛИО теперь в WhatsApp и Telegram

подписывайтесь и будете в курсе. 



Поделитесь публикацией!


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.
Наверх