Перечни сведений составляющих государственную тайну РСФСР периода Гражданской войны
Геннадий Куренков
Оценивая советскую цензуру, как тоталитарную и как ущемляющую право на информацию, исследователи либерального толка критикуют, в основном, деятельность Главлита односторонне, показывая лишь отрицательные моменты и не видя ничего положительного. Цензурная политика в СССР это не только элемент контроля со стороны партии и государства за средствами массовой информации, творчеством или наукой, но и как функция и деятельность, т. е. набор средств и методов, по ограничению несанкционированного распространения военной и государственной секретной информации. Это защита военной и государственной тайны.
В данном случае цензурная политика представляла собой вид деятельности политической системы как осознанная необходимость не только по сохранению существующего строя, но и государственности в целом. Государственная тайна есть часть суверенитета любого государства. Либералы стараются обходить это основное предназначение, ради чего, собственно, и создавался Главлит и как аппарат, а позже официально получивший наименование как Уполномоченный СНК (СМ) по охране военной и государственной тайн в печати. Либералы, делая уклончивый акцент, говорят, что защита государственной тайны цензурой это «отдельный разговор» или требующий «отдельного изучения». Но именно, охрана военной и государственной тайны Главлитом, который стал и аппаратом Уполномоченного по охране военной и государственной тайн в печати, было главным видом деятельности данного учреждения. Эта деятельность регламентировалась основным документом в данном направлении – перечнями сведений, составляющих военную и государственную тайну и не подлежащих опубликованию.
Контроль за неразглашением секрентых сведений (особенно военных) в открытых источниках осуществляла цензура. В начальный период советской власти цензура занималась именно военной тайной и лишь затем всем комплексом государственных тайн. Когда в повестку дня встал вопрос об организации системы защиты государственной и военной тайны, большевики взяли «на вооружение» традиции и принципы своей прежней конспиративной деятельности и определенный опыт работы старого государственного аппарата по защите тайн. В царской России первый такой Перечень был разработан в 1912 г. в связи с введением закона «Об изменении действующих законов о государственной измене путем шпионства».
«Перечень сведений по военной и военно-морской частям, оглашение коих в печати воспрещается на основании статьи 1 отдела II закона 5 июля 1912 г.» с поправками был утвержден 29 ноября и опубликован 11 декабря 1912 г. Далее в 1917 году, Временное правительство издало вместе с новыми положениями о военной цензуре и военном почтово-телеграфном контроле от 26 июля 1917 года «Перечень сведений, не подлежащих распространению путем почтово- телеграфных международных сношений» и «Перечень сведений, подлежащих предварительному просмотру военною цензурою. Эти документы опирались на соответствующие аналоги 1915 года и содержали не только военные, но и социально-экономические факты и события, запрещенные к упоминанию в печати.
В советское время 21 февраля 1918 г. на заседании СНК рассматривался вопрос о мерах борьбы с опубликованием в печати сведений, не подлежащих оглашению. Список тайн разрабатывался государственными структурами и оформлялся особыми «Перечнями», связанными с цензурным и военным законодательством. Первая цензура была оформлена в военном ведомстве. Понятие «военной тайны» использовалось в нормативных документах, но объем этого понятия не был определен. Само по себе «а)разглашение военных тайн, планов и сведений; б) передача военных тайн, планов и сведений» было определено в постановлении Кассационного отдела ВЦИК «О подсудности революционных трибуналов» 6 октября 1918 г. как шпионаж. Контроль за соблюдением военных тайн возлагался на органы военной цензуры РВСР, а затем перешел в ВЧК.
Цензурные функции РВСР выполнял с ноября 1918 до августа 1921 г., так как в это время в его составе находился Отдел (с 1921 – Управление) военной цензуры. 10 июня 1921 г. Оргбюро ЦК РКП (б) приняло решение о передаче военной цензуры в ВЧК и 9 августа 1921 г. приказом РВСР №1708/293 Управление военной цензуры Штаба РККА было передано в ВЧК. Управление превратилось в подотдел военной цензуры Информационного отдела ВЧК. Таким образом, данная деятельность становится прерогативой специального органа государственной безопасности. За время пребывания военной цензуры в военном ведомстве последовательно были разработаны «Перечень сведений, подлежащихпредварительному просмотру Военной цензурой» от 21 июня 1918 г. из 27 пунктов и «Перечень деяний и сведений, наносящих вред Российской Федеративной Советской Республике, а также не подлежащих распространению путем почтово-телеграфных международных и иных сношений» из 36 пунктов и «Перечень сведений, не подлежащих оглашению в повременной печати» из 32 пунктов от 23 декабря 1918 года.
Перечни, составленные в период Гражданской войны не опубликовывались, хотя и размножались типографским способом для служебного пользования в составе сборников приказов РВСР и т. п. В 1919 году вышел новый перечень. Во многих пунктах статей эти перечни основывались на дореволюционных перечнях, носили ведомственный характер и являлись инструктивными документами для военной цензуры в период Гражданской войны. В связи с ведомственным переподчинением в 1921 году, а также в связи с введением НЭПа был пересмотрен и перечень сведений, не подлежащих оглашению. 13 октября 1921 года Декретом СНК РСФСР был утвержден «Перечень
сведений, составляющих тайну и не подлежащих распространению». Сведения делились на две основные группы: военного и экономического характера. Перечень состоял из 3-х глав: 1- ая глава, заключавшая сведения военного характера - из частей А «в мирное время» и Б «в военное время» - порядок мобилизации, пропускная способность железных дорог, численность паровозного и вагонного парка, число мест в лечебных заведениях, эпидемии, линии телеграфа и телефона, предполагаемые действия армии и флота помимо официальных сводок, понесенные потери и разрушения.
Глава 2 сведения экономического характера включала сведения о денежном обращении и производстве денег, денежной реформе, валютах, ценных бумагах, импортном и экспортном плане, экспортном фонде, ведении переговоров Наркомвнешторгом, обеспеченность топливом и подвижным составом отдельных железных дорог, состоянии милиции, преступности и сведения о беспорядках, режимах в местах заключения, роспуске кулацких и буржуазных советов, цифровые данные об инвалидах и раненых, сведения о внешней политике помимо официальных сообщений Наркоминдела и т.д. В 3-ей главе указывался порядок публикации сведений, запрещенных 2-ой главой, только «с разрешения соответствующих наркоматов или их уполномоченных и представителей на местах». Это уже был межведомственный документ. Его проект обсуждался и был подписан представителями всех наркоматов, Президиума ВСНХ, редакциями газет «Правда» и «Известия».
Как и прежде, данный перечень являлся секретной ведомственной инструкцией. Одновременно, 13 октября 1921 года, постановлением СНК РСФСР было утверждено и «Положение о военной цензуре ВЧК», по которому «для ограничения политических, экономических и военных интересов РСФСР» вводилась «цензура печатных произведений, почтово – телеграфной корреспонденции и контроль за радиотелеграфными связями». Как видно, одновременно были разработаны и утверждены два основополагающих документа в области цензурной политики. До 1921 года в Красной Армии, государственном и партийном аппаратах, как не странно, особо не предпринимались попытки упорядочить обработку и хранение документов, содержащих военную тайну. Только в изданном Управлением военно-учебных заведений Западного фронта в 1921 году учебном пособии «Военная тайна» рассматривались простейшие методы организации секретного делопроизводства.
С возникновением Главлита на него были возложены наблюдение и ответственность за опубликование сведений, нарушающих политические, экономические и военные интересы РСФСР. Главлит должен был распространять свою деятельность и на все издания государственных органов. Для возможности осуществления со стороны Главлита контроля, намечались определенные организационные мероприятия. Так, все наркомы должны были выделить ответственного представителя, без визы которого информация, исходящая из данного ведомства, публикации не подлежала. Этим представителям Главлит предварительно сообщал перечень сведений, не подлежащих распространению. Ответственные представители ведомств, связанные с Главлитом, в необходимых случаях, сообщали ему дополнительно перечень сведений, нарушающих интересы государства или ведомства, в связи с проводимым данным ведомством операцией (сезонное
запрещение и т. д.). Этот дополнительный (сезонный) «Перечень запрещаемых к опубликованию сведений», после утверждения Главлитом, сообщался им в редакции газет и издательств, а также ответственным лицам наркоматов. Все редакции газет и изданий выделяли представителя – ответственного за помещение сведений, идущих без визы ответственных представителей ведомств и сведений, предусмотренных перечнем или сообщенных дополнительно Главлитом, а также сведений «особо щекотливых или сомнительных, касающихся какого - либо ведомства». В случае сомнений, ведомствам рекомендовалось обращаться за разрешением в Главлит.
В заключении отмечалось, что все перечисленные организационные мероприятия предполагают соответствующую реорганизацию и усиление Главлита. Изменение обстановки, связанной с окончанием Гражданской войны, требовало и изменения отношения к военной и государственной тайне, уже в относительно мирное время. На заседании представителей цензуры 23 октября 1922 года был поднят вопрос о подготовке нового военного перечня для цензуры. В октябре - ноябре 1922 года при ЦК РКП (б) работали ряд комиссий, готовившие проект нового перечня.
Результатом работы комиссий было представление «Перечня сведений, составляющих тайну и не подлежащих распространению. 14 декабря 1922 года перечень был представлен А. С. Бубновым на заседании Оргбюро ЦК РКП (б), на котором постановили: «Доклад принять к сведению. Работу комиссии считать законченной». В данном перечне определялись сведения, составляющую государственную тайну РСФСР военного и экономического характера, не подлежащих опубликованию по двум разделам: в военное врмя и в мирное время. По структуре и содержанию он был сходен с Перечнем 1921 года. В нем были детализированы формулировки, увеличено число параграфов. Экономическая глава была существенно переработана в связи с производимыми операциями и нэповскими реформами. В число неподлежащих распространению включены сведения об обысках, арестах и других оперативных мер, сведения о внутренней жизни миссий за границей, условиях работы отдельных их сотрудников. Мы не знаем, успел ли он дойти до исполнения цензурным органам, но это был последний перечень РСФСР, так как вскоре был образован Советский Союз и, нужно было разрабатывать уже перечень союзный. Но, следует отметить, что последний перечень РСФСР был взят за основу для составления первого перечня СССР.
_______________
П. В. Батулин о перечнях военной цензуры в 1912-1923 гг.
ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 2. д. 1
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 112. Д. 397. Л. 6
Известия ВЦИК. 1918, 6 октября
Положение о военной цензуре. СУ 1918. № 97 ст. 987
Куренков Г.А. 1922 год. Что было государственной и военной тайной в
РСФСР. Отечественные архивы – 1993. № 6. С. 80-86
Кстати, все актуальные публикации Клуба КЛИО теперь в WhatsApp и Telegram:
подписывайтесь и будете в курсе.
Поделитесь публикацией!
© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: