ПОИСК ПО САЙТУ


Литература в школе, или все для попугаев


Учебник должен быть народной книгой.
Журнал "Звезда", статья Алексея Толстого, 1938 год,
Государственное издательство "Художественная литература".


В советской школе в 1970-е годы поэма Есенина «Анна Снегина» входила в обязательную программу. Тогда учили не галопом по Европам, «Анну Снегину» разбирали «по косточкам», особенно напирая на единение крестьянских масс и вождя революции. На вопрос мужиков «Кто такое Ленин?» автор отвечает: «Он - вы», - то есть мы имеем однозначное воплощение лозунга«народ и партия едины». 

В 1984 году вышла повесть Бориса Васильева «Завтра была война». Время действия – 1940 год, герои – девятиклассники. Очень важную роль в сюжете играют стихи Есенина, их чтение в школе отнюдь не поощряется: это «упадничество», это «пьяные откровения кулацкого поэта». Школьникам 1980-х такое отношение к Есенину казалось странным – ведь тема единения вождя революции и крестьянства по-прежнему подробно разбиралась на уроках. Правда, кое-кто слышал, что Есенина в школьную программу включили уже после войны, но в «Анне Снегиной» уж точно никакого «упадничества» нет.  

В 1995-м подруга, которая преподавала в Гнесинке (в колледже при училище) попросила меня заменить на пару месяцев заболевшую учительницу литературы. Я в школе никогда не преподавала, но подруга была настойчива: «У них по программе сейчас символисты, Блок, Есенин и Маяковский, так что тебе и напрягаться особенно не надо». Уговорила. И дети оказались прекрасные, думающие – хотя символистам они предпочитали «Мастера и Маргариту»,  мы все же с удовольствием отслеживали, как, например, «Чертовы качели» Федора Сологуба перекочевали в стихи Мандельштама…

Дошло дело и до «Анны Снегиной». Накануне мне надо было срочно дописать текст в номер (основная работа у меня была в газете), поэтому поэму я открыла часа за два до занятия. У меня было ощущение, что я знаю «Анну Снегину» почти наизусть.  Стала перечитывать – и вдруг сообразила: это ж сплошная антисоветчина! Смотрите сами: есть две деревни, Радово и Криуши. В одной – справные хозяйства, работящие мужики. В другой – разбойники и пропойцы, а главный заводила, Оглоблин Прон – бывший каторжник и убийца. И ведь именно криушанам на вопрос о Ленине автор отвечает «он – вы». То есть вождь революции тоже разбойник и убийца?!

Открытием я тут же поделилась с детьми. Они посмотрели на меня как на идиотку: какое же это открытие? С самого начала ясно: деревня Радово – это радость, а Криуши – кривые уши. Ничего хорошего от них ждать не приходится, одно зло. Ну, а Ленин такой же, как криушане, все четко написано. 

Я тогда порадовалась за детей: мы росли под жестким идеологическим прессом, а они – такие свободные, и взгляд у них незашоренный. 

Однако в 1995 году информационное поле, в котором барахтались мои ученики, было совсем не нейтральным, и из «Анны Снегиной» они выудили только то, что тогда насаждалось повсеместно, а именно:октябрь 1917 года превратил Россию в Мордор,  Ленин и Сталин оспаривают звание Саурона. И поэму Есенина школьники 90-х восприняли также однобоко, как и школьники 70-х, - только плюс поменялся на минус. 

Школьный курс литературы – мощное средство воспитания. С его помощью можно научить детей думать и анализировать, а можно, заостряя внимание на одном и затеняя (пропуская, не замечая) другого, вырастить послушных и легко управляемых попугаев.  И, может быть, превалирование идеологии над смыслами, насаждавшееся в советской школе, тоже внесло лепту в разрушение великой страны?   

А насчет поэмы Есенина – просто там представлен весь срез общества: бедняки, кулаки, помещики, и все они так или иначе выражают свое отношение к грандиозному перелому, проходящему в России. Естественно, для одних Ленин (воплощение этого перелома) – величайший преступник, для других – надежда на новую жизнь. И «забулдыга» Оглоблин Прон, который, вообще-то, каторжник и вор только с точки зрения кулака-мельника, жизни своей не пожалеет за революцию.
    
Словом, если вы хотите понять, как и чем жила наша страна в 1917 – 1922 годах, прочитайте «Анну Снегину».    




Поделитесь публикацией!


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.
Наверх