ПОИСК ПО САЙТУ

redvid esle



Памятники Победы: рода войск часть 2

75 памятников в 75-летию Победы
31-33


МОРСКАЯ ПЕХОТА
В честь героев названы, в частности, посёлок городского типа Ольшанское и улица Ольшанцов в Корабельном районе Николаева; городская школа № 43 носит имя К. Ф. Ольшанского. В центре города Николаева установлен памятник и мемориал героям-ольшанцам, зажжён Вечный огонь. До 1991 года на мемориале действовал Почётный караул «Пост № 1», в который ежедневно заступали лучшие школьники города. 28 марта 2001 года «Пост № 1» был частично восстановлен силами Николаевского спортивно-патриотического Клуба «Рысь» (почётный караул выставлялся по праздничным дням). С 5 мая 2010 года «Пост № 1» в Николаеве восстановлен на ежедневной основе.


Десант Ольшанского — десантная операция, проведённая 384-м Отдельным батальоном морской пехоты 26 марта 1944 года в порту города Николаева.
Одесская операция войск 3-го Украинского фронта и Черноморского флота началась 26 марта 1944 года наступлением войск 6-й, 5-й ударной, 28-й армий и 2-го гвардейского механизированного корпуса в районе города Николаева. Для оказания помощи наступающим войскам в овладении городом командующий 28-й армией генерал-лейтенант А. А. Гречкин приказал высадить в Николаевском порту десант морской пехоты с задачей завязать бой в тылу немецких войск, вызвать панику и отвлечь часть сил противника с фронта. Выполнение задачи возлагалось на 384-й Отдельный батальон морской пехоты, входивший в состав Одесской военно-морской базы. Десантный отряд из 55 добровольцев возглавил старший лейтенант К. Ф. Ольшанский; его заместителем по политической части был назначен капитан А. Ф. Головлёв, начальником штаба — лейтенант Г. С. Волошко.



В посёлке Октябрьский (село Богоявленское), расположенном на берегу Южного Буга, были найдены восемь дырявых и рассохшихся рыбачьих лодок; силами бойцов они были приведены в относительный порядок.[4] Десанту также были приданы два связиста с рацией и десять сапёров из 57-го отдельного инженерно-сапёрного батальона 28-й армии. А. И. Андреев, самый молодой из местных рыбаков, вызвался быть лоцманом по Южному Бугу. На вёсла сели семь рыбаков и 12 понтонёров из взвода М. К. Добрина 44-го отдельного понтонно-мостового батальона.


Десантники были хорошо вооружены: у каждого винтовка или автомат, гранаты, финские ножи, сапёрные лопаты, у командиров — автоматы, гранаты, пистолеты «ТТ», ножи; имелись также пулемёты и противотанковые ружья. На каждого десантника приходилось не менее двух тысяч патронов и десяти гранат.


Встречный штормовой ветер замедлил движение баркасов; старые лодки постоянно давали течь. После прохождения Сивирского маяка в двух километрах севернее Богоявленска одна лодка развалилась; отряд был вынужден пристать к берегу и переформироваться — рыбаки и понтонёры покинули лодки, за вёсла сели сами десантники. В результате преодоление пятнадцати километров до точки высадки заняло более пяти часов. Из-за этой задержки сапёры, окончив разминирование, не смогли вернуться в своё расположение до рассвета и вместе с лоцманом остались в составе отряда.



В 4 часа 15 минут 26 марта 1944 года морские пехотинцы скрытно высадились в торговом порту, сняли часовых, и, заняв несколько зданий, организовали круговую оборону в районе элеватора. Связисты передали радиограмму об успешном начале выполнения боевой задачи. При осмотре территории элеватора отряд понёс первую потерю — подорвался на мине старшина 1-й статьи В. И. Бачурин.
Утром факт захвата элеватора был обнаружен противником. Предполагая, что им противостоят партизаны, немцы предприняли попытку уничтожить десант небольшими силами, но, встретив неожиданно сильное сопротивление, отошли на исходные позиции. Далее в ходе непрерывного многочасового боя противник вводил в бой свежие части, артиллерию, шестиствольные миномёты и танки; в попытках выбить десантников из зданий применялись огнемёты и дымовые шашки. Десантники несли потери, но каждая новая атака отбивалась шквальным огнём. В батальон поступила вторая радиограмма: «Вступили в соприкосновение с противником. Ведём ожесточенный бой, несём потери».


Вечером 26 марта десант радировал в штаб батальона: «Противник атакует. Положение тяжёлое. Прошу дать огонь на меня. Дайте быстро. Ольшанский». Бой продолжался и в ночь на 27 марта. Потери продолжали расти: разрывом снаряда были убиты оба радиста и уничтожена рация; в живых оставалось всего 15 десантников. Несмотря на полученное ранение, Ольшанский продолжал командование отрядом. Опытному разведчику, старшине первой статьи Юрию Лисицыну было приказано доставить в штаб батальона донесение, доложить о готовности десантников биться до последнего и запросить поддержку с воздуха. Он успешно перешёл линию фронта, но невдалеке от расположения советских войск подорвался на мине. С повреждённой ногой ему удалось доползти до своих и передать пакет.
Десантники вели себя геройски. Тяжело раненый в живот Чумаченко, подбадривая подчинённых, до последнего вёл огонь из автомата. Когда в обороняемый Г. Д. Дермановским сарай заскочили гитлеровцы, он, собрав последние силы, набросился на немецкого офицера и зубами вцепился ему в горло; немцы навалились на десантника, но оттащить его от офицера не смогли. Очередная атака противника началась при поддержке танков, в то время как у оборонявшихся не осталось исправных противотанковых ружей; матрос В. В. Ходырев, которому осколком снаряда оторвало руку, вызвался «встретить их по-севастопольски». Ценой собственной жизни он уничтожил подошедший почти вплотную к зданию вражеский танк двумя связками гранат, тем самым сорвав атаку.


После гибели Ольшанского и всех офицеров командование отрядом принял старшина 2-й статьи К. В. Бочкович. Утром 28 марта оставшиеся в живых морские пехотинцы при поддержке штурмовиков Ил-2 отразили восемнадцатую по счёту атаку врага, оказавшуюся последней.
В ночь на 28 марта 1944 года 61-я гвардейская и 243-я стрелковая дивизии из состава 6-й армии форсировали реку Ингул и с севера ворвались в город Николаев. Одновременно с востока в город вошли части 5-й ударной армии. С юга в город вступили войска 28-й армии и 2-й гвардейский механизированный корпус. К этому моменту в живых осталось 11 человек из состава десанта; все были ранены и обожжены, пятеро — в тяжёлом состоянии.


В официальном донесении командира батальона майора Котанова Ф. Е. говорилось: «Отряд старшего лейтенанта Ольшанского за двое суток отразил 18 атак противника, вывел из строя свыше 700 гитлеровцев, уничтожил несколько танков и пушек противника, посеял панику в тылу врага, помешал уничтожению порта и элеватора».
Немцы до конца были уверены, что ведут бой с крупным десантом. Пленный обер-лейтенант Рудольф Шварц показал:

Командование Николаевского гарнизона было весьма обеспокоено тем, что за столь короткий срок был разгромлен почти целый батальон. Нам казалось непонятным, каким образом такие большие силы русских прошли на территорию порта.

Николаевский десант выполнил поставленную задачу. Его героические действия вошли в историю Великой Отечественной войны как образец воинской доблести подразделения.



МОРЯКИ

Памятник героям-североморцам защитникам Советского Заполярья в Североморске



В 1945 году было собрано около 5 миллионов рублей — огромные деньги по тем временам -  на создание памятника в честь подвига североморцев в годы Великой Отечественной войны. Однако всю сумму решили потратить на другие цели — нужно было отстраивать Североморск.
Поэтому памятник героям-североморцам защитникам Советского Заполярья в Североморске открыли на Приморской площади только 10 июня 1973 года в честь 40-летия флотской столицы. 
 
Изначально его хотели сделать маяком, поэтому и высота предполагалась не меньше 40 метров. Но чтобы гармонично вписать памятник в архитектуру города с его невысокими зданиями, монумент уменьшили до 27 метров, из который 17 метров — это фигура воина-североморца. Монумент мог бы расположиться на острове Сальный, если бы его сделали моряком. Но в конечно итоге его решили установить так, чтобы каждый мог возложить цветы к его подножию.
 
Над его созданием работали скульпторы Г.В.Нерода, Ю.Г. Нерода, архитекторы В.Н.Душкин, А.А.Шашков.
 
Одной из главных задач, которую они перед собой ставили, это вид памятника с разных точек. Было важно, чтобы матрос был узнаваем хоть с моря, хоть с суши. И, конечно, видно его должно было быть издалека, чтобы возвращающиеся домой экипажи боевых кораблей шли на символ мужества и чести. 
 
Взгляд матроса направлен на Кольский залив. Воин не стоит на месте, кажется, что в любую секунду он шагнет с пьедестала — готов к бою, готов к победе, даже если она достанется ему ценой жизни.
 
Северяне называют монумент ласково «Алеша». И добавляют, что это североморский Алеша. Ведь в Мурманске тоже есть свой «Алеша», или мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны».
 
100-тонную бронзовую фигуру матроса с ружьем в руках отливали в Ленинграде, а собирали уже в Североморске. Стоит воин на монументе, выполненном в виде рубки подводной лодки. На боковых гранях установлены бронзовые барельефы, на которых перечислены соединения, части и корабли СФ, наиболее отличившиеся в годы войны. 
 
Внутри монумента есть лестница и даже окна, из которых открывается красивый вид на флотскую столицу, залив и сопки вокруг. Однако попасть сюда просто так нельзя — помещения внутри «Алеши» открыты только рабочих и имеющих особое разрешение. Красивое зеленое оформление памятник приобрел уже спустя почти 20 лет после открытия.
 
Изначально памятник должен был быть с музыкальной изюминкой: начало каждого часа должны были отбивать не куранты, а песня «Прощайте, скалистые горы» - символ Заполярья. Но впоследствии от такой задумки пришлось отказаться.
 
Сейчас Приморская площадь — главное место для городских праздников. У «Алеши» проходят парады в честь Дня Победы и Дня Северного флота ВМФ России красивейшие по зрелищности выступления боевых кораблей в День ВМФ и другие.


ДЕСАНТ

Работы по поиску останков и установлению имён погибших и пропавших без вести десантников уже несколько десятков лет ведутся в Демянском районе Новгородской области силами поисковиков отряда «Демянск» (командир – Анатолий Павлов), поискового объединения «Долг» из Кировской области (командир кировских поисковиков – Юрий Семененко) и поисковый отряд школы №2 города Кирово-Чепецк. К настоящему моменту поисковиками найдено более 1000 погибших участников десантной операции. Несколько лет назад бойцами поискового отряда «Демянск» был установлен первый памятный знак десантникам 204-й ВДБр, погибшим в бою у деревни Игожево.



В 2012 году, спустя 70 лет после трагичной Демянской десантной операции, в посёлке открывается памятник-мемориал. Автор скульптурной композиции — скульптор Михаил Владимирович Переяславец. Ученик Льва Кербеля, скульптор студии военных художников имени М.Б. Грекова, народный художник России, профессор кафедры скульптуры Московского государственного академического института имени Сурикова, действительный член Российской Академии Художеств. Работы над памятником начались в 2010 году. В ходе проектирования пришлось учесть целый ряд факторов, в частности – в конструкцию заложены и антивандальные элементы. Скульптура выполнена из цельного куска габбро (диабаза), весит с постаментом более 8 тонн. Высота памятника – более трёх метров.



В 2014 году здесь в братской могиле были захоронены 103 погибших десантников.
7 мая 2015 года захоронены 93 поднятых во время осенней и весенней Вахт десантников.
5 мая 2017 года здесь захоронены 25 погибших десантников (один из них капитан), найденные в октябре 2016 года в районе деревень Лунёво и Корнево Марёвского района Новгородской области.








16-19   Медики
28-30   Рода войск


Источники информации:


Кстати, все актуальные публикации Клуба КЛИО теперь в WhatsApp и Telegram

подписывайтесь и будете в курсе. 



Поделитесь публикацией!


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.
Наверх